Конкурс «Золотое рукоделие – 2012»
Целительный след на листе бумаги
Искристый снег пушит белее мела
Следы и землю, темные вчера.
И я в восторге оставляю очумелом
Свой след на белом покрывале бытия.
Инна Карпенкова
Дети с проблемами в развитии и поведении имеют сложности в адекватном восприятии мира. У них нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир, как разрозненный, хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Влиять на такую ситуацию можно по-разному. Естественным является создание условий для развития человека, его «выстраивания» с помощью природных элементов, а также включенных в жизнь ребенка, гармонизирующих видов деятельности – уход за домашними питомцами, украшение своего жилища, занятия рукоделием и творчеством.
Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, ребенок обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Можно также применять другие формы искусства – телесные импровизации, театральные постановки, литературное творчество.
Арт-терапия – это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение.
Многие психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арт-терапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром. Т. е. утраченные способности восстанавливаются.
В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему происходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.
Ребенок замечает, что из бросового материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни) можно создавать красивые изделия. Также можно решить и сложную психологическую проблему – посмотреть на нее по-другому, не так как смотрел раньше. Психика человека приобретает гибкость. Это свойство позволяет быть более адаптивным. Это и есть цель реабилитации. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.
В последствии, дети и взрослые, проходящие курс арт-терапии, могут приобрести хобби, научиться новому виду прикладного искусства. Новое увлечение позволяет уделять больше внимания к себе. Это делает отношения и родителей и ребенка более гармоничными.
Цикл арт-терапевтических занятий с детьми дошкольного возраста направлены на расширение художественного кругозора, знакомство с русскими народными сказками и сказками народов мира, фольклорной и современной литературой, развитие творческих способностей.
Автор: Афанасьева Ирина Артуровна, педагог-психолог, МКДОУ детский сад «Солнышко», п. Березово Тюменской области. Стаж 12 лет. Грамоты «За активное использование инновационных технологий в образовательном процессе» Комитета образования Березовского района, 2006; диплом за 2 место в конкурсе «Опыт лучших – всем» в номинации «Социально – психологическое сопровождение» 2006; диплом главы Березовского района в номинации «Лучший педагог ДОУ», 2008.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Ирина Артуровна, спасибо за участие в конкурсе и за опыт, которым Вы поделились! Уверена, многие возьмут себе на вооружение ваши наработки. Замечательно, что с помощью различных видов деятельности Вы помогаете детям решать их проблемы. Огромное Вам за это спасибо! Что же касается работы, то целесообразнее её было представить в рубрике «Детская мастерская», а ваши наработки представить в качестве приложения, поскольку рубрика «Золотое рукоделие» предполагает творчество педагога (то, что создал сам педагог своими руками), а не его педагогическую деятельность. Искренне желаю сил и терпения в вашем не простом деле! Успехов и удачи в конкурсе!
Уважаемая Наталья Ивановна большое спасибо за ваши добрые слова! Я благодарна Вам, что вы так внимательно прочитали и оценили мою работу. Участие в конкурсе для меня - это большая возможность поделиться своим опытом с другими коллегами, повысить свой профессиональный уровень. Спасибо за замечания, я их обязательно учту в следующих работах. Я Вам тоже желаю здоровья, радости и хороших весенних, теплых, солнечных дней!
Спасибо, Ирина Артуровна, за участие в конкурсе! Учтите пожелание Натальи Ивановны и творите дальше!
Спасибо, что так внимательно просмотрели работу. Стараюсь творить каждый день, чтобы дети были счастливые.