Конкурс «Золотое рукоделие – 2012»
Номинация «Чудеса природы»
Декоративно-прикладное искусство – самое древнее искусство, оно возникло ещё в первобытные времена. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку в его жизни, в быту. Это искусство организует общение людей, строит их отношения.
В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение.
Когда дети в системе дополнительного образования знакомятся с особенностями искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы.
Цель работы: познакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного искусства – Борецкой росписью, с историей, технологией выполнения росписи.
Задачи: научить поэтапно выполнять элементы росписи, правильно держать кисть при росписи, грамотно намешивать цвета, составлять композицию из отдельных элементов росписи.
Материалы: заготовки кухонных досок, гуашь,кисти беличьи № 2-5, наглядные пособия, книги, карандаши, ластик.
Борецкая роспись – одна из разновидностей северорусской графической росписи, наряду с такими, например, как пермогорская или мезенская. Её название происходит от села Борок, находящегося на берегу Северной Двины. Село Борок возникло на берегу Двины при заселении двинского края новгородцами.
Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром.
Символ борецкой росписи – Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляния.
Русский народный художественный промысел борецкая роспись существует с восемнадцатого столетия в небольшом селе Борок. История борецкой росписи начинается с легенды, которая давно живет на двинской земле.
Более пятисот лет тому назад московский князь Иван Третий подчинил себе русские земли. В те времена дань он собирал даже с Пскова и Новгорода. Но группа новгородских бояр, которую возглавила женщина с властным и сильным характером – боярыня Марфа Борецкая (жена бывшего новгородского посадника), – не могла смириться с подобным закрепощением. Чтобы усмирить их, Иван Третий отправил свое войско, и ему удалось покорить Новгород. Марфа Борецкая бежала с боярами в Северную Двину, где она поселилась на высоком берегу, огородив это место валом.
В истории борецкой росписи можно встретить предположения, что среди тех, кто бежал, были художники-иконописцы и художники миниатюрной живописи и рукописных книг. Мастерство свое они передавали потомкам из поколения в поколение, благодаря чему смогли сохранить лучшие традиции народного древненовгородского искусства.
Для росписи необходимо иметь как минимум деревянные заготовки и как максимум готовые деревянные изделия.
Роспись в наше время выполняется гуашью, можно плакатной, но лучше художественной. Кисти желательно брать беличьи или колонковые, круглые, остроконечные № 2, 3, 4, 5. Лучше иметь их в большом количестве, чтобы выбрать наиболее подходящие. Хороший инструмент сказывается на качестве исполнения росписи.
Карандаши для рисунка (Т, ТМ, М, H, HB, B) и калька для копирования, наждачная бумага с крупным и мелким зерном, альбом, а также лак (ПФ-283, ПФ-231) – это все пригодится для творческой работы.
Этап 1. Шлифовка. Обернув небольшой брусок наждачной бумагой, шлифуем поверхность деревянного изделия вдоль волокон. Затем снимаем с деревянной поверхности пыль тряпкой или кистью, но не сдуваем, иначе пыль попадет в глаза.
Этап 2. Грунтовка клейстером. Разведя в небольшом количестве воды картофельный крахмал (чайная ложка на стакан воды), завариваем его и наносим клейстер на поверхность изделия тампоном или кистью с последующей просушкой.
Этап 3. Роспись изделия. Перенос эскиза на рабочую поверхность. Карандашные лиии должны быть чёткими, чтобы рисунок хорошо читался. Сначала наносится краска светлых тонов, затем тёмных, после чего обводим контур, делаем оживку: точками, штрихами, каплями, дугами.
Необходимо соблюдать определенные правила. При четкой фиксации локтя и полной свободе кисти руки одним неразрывным движением наносим пластичные мазки как на объемных, сферических поверхностях, так и на гладких плоскостях.
Способ держания кисти необычен. Чтобы освоить его, надо положить кисточку черенком на концевые фаланги среднего и указательного пальцев и придержать сверху подушечкой большого пальца: мизинец и безымянный при этом должны быть согнуты. Только освоив эти приемы росписи, можно рассчитывать на хорошее выполнение работы.
Лакировка обязательна, так как предохраняет роспись от пыли и влаги. Использовать надо только бесцветный лак. Тампон из ваты или поролона следует обернуть лоскутом материи. Движение кисти или тампона выполняется вдоль волокон без остановки, равномерно. Лучше всего покрывать лаком в три слоя, каждый последующий слой наносить только после высыхания предыдущего.
Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Сегодня для нас очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры. Приобщение к декоративно-прикладному искусству духовно обогащает, поэтому особое внимание необходимо уделять теоретическому изучению традиционных художественных промыслов. Это наша родовая память, корни нашей культуры.
Список литературы
1. Алфёров Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
2. Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. – М., 1970.
3. Воронов В.С. Энциклопедия прикладного творчества. – М., 2000.
Автор: Гордиенко Наталья Александровна, преподаватель второй квалификационной категории, МБОУ ДОД «Нижнеомская ДШИ», с. Нижняя Омка, Омская область, педагогический стаж 6 лет, участие в районных, областных выставках-конкурсах.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Наталья Александровна, такой набор украсит любую кухню! Жалко, что нет возможности рассмотреть каждую досочку поближе. А композиционно я бы досочки поменяла местами, а то правой птахе смотреть не куда. Удачи в конкурсе!
Наталья Александровна, полностью согласна с вами, что народное искусство – это наша родовая память и корни нашей культуры. Поэтому очень приятно видеть педагогов, которые передают это наследие нашим детям. В наше время, когда все мы становимся жестче, именно народное искусство является тем духовным стержнем, который нам всем необходим. И донести эту духовность может только человек сам по настоящему преданный этому делу. На Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования мне посчастливилось познакомиться с Курилкиной Татьяной Борисовной, которая тоже занимается с детьми народным искусством и ведет клуб «Игрушка Московии» и это был настолько чистый и добрый человек, что не влюбиться в неё было невозможно... Я уверена, что и вы обладаете такой же притягательной способностью и увлекаете детей в мир нашей многовековой истории. Поскольку от вашей работы идет какая-то радость, доброта, теплота и что-то очень родное, исконно русское… Спасибо Вам за это! Искренне желаю успеха и удачи в конкурсе!
Наталья Ивановна, спасибо большое за ваш комментарий, приятно слышать такие слова.
Спасибо, Наталья Александровна, за чудесную работу. Вашим детям повезло, у них есть Вы, любящая народные промыслы, передающая свои знания младшему поколению. Работа выполнена с учётом всех требований конкурса, что безусловно радует нас, экспертов. Желаю вам благополучия, здоровья и вдохновения на долгие годы!
Красивое изделие!Яркое! Я увлекаюсь городцом -детей обучала и дома есть свои работы. С этой росписью не встречалась, но работа, выполненная Вами заслуживает 5 звёзд! Жду на своей страничке.
Поздравляю Вас со званием ЛАУРЕАТА! Пусть удача Вам сопутствует всегда
Наталья Александровна, поздравляю со званием ЛАУРЕАТА! Пусть Вам сопутствует удача и успех!