Кисть художественная – это инструмент для живописного искусства. Именно им пользуется подавляющее большинство рисовальщиков при создании рисунков. Ни маркеры, ни фломастеры ни тем более ручки пока не могут, да и вряд ли вообще способны их заменить. Раньше каждый мастер делал себе кисточки сам. Теперь промышленность предлагает широкий их ассортимент. Живописцу нужно лишь верно подобрать аксессуары и приобрести их.
Какие кисти для каких красок подходят и как выбрать их для рисования — часто задаёт вопрос начинающий художник, уже получивший некоторый опыт. И он далеко не праздный. От их правильного выбора зависит качество нанесения цветов на поверхность рисунка. Если соотношение кисточка-краска подобрано неправильно, изображение может получить неприятный вид.
С помощью щетинок происходит нанесение краски на рисунок. Они бывают:
Натуральными, то есть изготовленными из шерсти животных — белки, бобра, пони, колонка (мелкий пушной хищный зверёк, проживающий в Сибири, на Дальнем Востоке, а также я Японии, Корее и Китае). Они пригодны для всех видов красок, но отличаются более высокой ценой.
Синтетическими, сделанными из искусственного волокна. Они более дешевы, но гораздо быстрее подвергаются износу и удерживают краску несколько хуже, чем имеющие волоски, сделанные из естественных материалов. Но для начинающих художников и для тех людей, которые пока хотят понять, будут ли они дальше увлекаться живописью или нет, такие аксессуары будут оптимальным выбором.
Имеют цилиндрическую форму. Могут быть:
Заострёнными. Они предназначены для мелких и работ — ими прописывают тоненькие линии, обводки и иные мини-фрагменты изображения, требующие высокой точности. Именно ими специалисты завершают работу над изображением. Такая кисть для рисования самая тонкая.
Овальными. Их щетина толстая, что позволяет их применять для заливания лакокрасочным материалом больших площадей, а также наносить ими основные плотные мазки на рисунок. Тем самым создаётся база рисунка.
Имеют прямой край и плоскую обойму. Среди специалистов их принято считать универсальными, так как они хорошо держат краску, подходят для нанесения широких штрихов с характерным угловым краешком и чёткими контурами.
Выделяют следующие виды кисточек для рисования с плоской формой:
Квадратные. Подходят для написания натюрмортных и пейзажных рисунков, так как выдают резковатые, рваные линии, необходимые в данных жанрах живописи.
Со скругленными уголками. Они предназначены для вырисовывания людей и животных на больших картинах, так как дают мягкие и деликатные мазочки.
Овальные. Оптимальны при создании произведений портретного и автопортретного типов, так как мазки, даваемые ими как бы затираются друг в друга, образуя мягчайшую, почти неразличимую взглядом границу.
Отличаются не только своей формой, но и технологией изготовления. В начале процесса пучок волосков вставляется в округлую обойму, которая затем сплющивается. Благодаря этому, данные кисточки сочетают в себе положительные качества упомянутых выше круглых и плоских. Мазки, сделанные ими являются подвижными, объёмными и фактурными, вследствие чего отлично передают динамику движения. Именно ими предпочитают пользоваться мастера для выполнения выразительных цветовых переходов и сложных контуров.
Размер кисточек для рисования
Каждый производитель имеет свою размерную линейку. Художник должен лишь твёрдо знать, что цифра в маркировке всегда обозначает толщину пучка в миллиметрах и чем она меньше, тем последний тоньше. Известны основные принципы применения художественных инструментов разных размерений:
Большие (№30-20) предназначены для начала работы, нанесения цвето-тональных палитр значительной площади. Ими создаётся фон рисунка, то есть его основа.
Средние (№20-10) используются для прорисовывания форм предметных и фигурных объектов.
Тонкие (№10-3) применяются для написания мелких элементов, тонких линий и солнечных бликов.
Размеры кистей для рисования играют важную роль в искусстве создания произведений живописи. Для мастера главное не ошибиться в подборе нужных номеров.
Предназначаются для выполнения особых работ. Выделяют следующие их подвиды:
Ретушные. Их пучок делается в виде косого угла. Проведённые ими линии отличаются повышенной чёткостью, поэтому при выполнении эскизов и набросков, а также нанесении штрихов на малодоступных участках профессионалы используют именно их.
Филберт. Из-за ни с чем не спутываемой формы их называют иногда кошачьим языком. Они весьма хороши для прорисовывания точёных плавных линий и переливов цвета. Ими чаще всего пользуются для художественной росписи и каллиграфии.
Веерные. Незаменимы для растушёвки краски, уже нанесённой на поверхность. Сухая кисточка создаёт, придаёт рисунку эффект затенения, а влажная накрывает фон изображения полосками различной толщины. Ими работают обычно на заключительных стадиях создания картин.
Художник должен иметь представление о рассмотренных выше специальных формах кистей для рисования. Он должен каждый раз выбирать для работы те из них, которые наиболее подходят для стоящих перед ним художественных задач и красок, с которыми он будет работать. Начинающие мастера нередко совершают ошибку в выборе. Она чревата серьёзным ухудшением качества работы и снижением художественной ценности рисунка. Поэтому им с особым тщанием необходимо подходить к подбору аксессуаров для живописного творчества.
По данному критерию выделяют следующие виды кисточек для рисования, все их нужно вкратце знать живописцам.
Натуральные кисти
Их ворс выполнен из шерсти и кожи животных. Имеются следующие подвиды данных инструментов для рисования:
Белка. Щетина изготавливается из натурального беличьего меха. Пучок весьма мягкий, хорошо впитывает влагу и долго держит её. Он хорошо подходит для рисования акварелью, выполнения таких приёмов живописи как лессировка, отмывка и заливка. Существенным недостатком является то, что он не подходит для акрила и масла, а также для нанесения любых лакокрасочных материалов высокой вязкости. При правильной эксплуатации и должном хранении инструмент прослужит достаточно долго, что порой позволяет существенно сэкономить на приобретении нового.
Колонок. Волоски выполняются из меха колонка — миниатюрного пушного зверька. Пучок более жёсткий и упругий, чем беличий, но также хорошо удерживает влагу. Он подходит для акварели, но также может использоваться для фрагментарного рисования гуашью. Стоят такие инструменты несколько дороже, чем с щетиной из белки.
Коза. Щетина из козьей шерсти идеально походит для рисования гуашью, акриловыми и клеевыми красками. Но в то же время она не годится для масляных и акварельных материалов, так как для первых будет слишком мягкой и пушистой, а для вторых чрезмерно жёсткой, что приведёт к преждевременной порче и снижению художественных качеств изображения.
Пони. Является отличной альтернативой белке и колонку. Волосяной пучок в сравнении с ними несколько хуже держит влагу, но особой разницы начинающий живописец не заметит.
Барсук. Щетина делается из барсучьего меха. Она хорошо подходит для рисования гуашью и акварелью и прорисовки мелких деталей.
Соболь. Кисточки с пучком из соболиного меха используется профессионалами для работы с водорастворимыми красками, имеющими низкую вязкость. Для воспитанников художественных школ она вряд ли подойдёт из-за высокой цены.
Синтетические кисти
Их волосяные пучки изготавливаются из искусственного волокна. Они гораздо более плохо задерживают влагу, чем натуральные, но в то же время:
Могут применяться в работе с масляным, гуашевым, акварельным, темперовым, акриловым материалом.
Достаточно легко отмываются от засохших лаков и красок.
Стоят довольно дёшево.
Вышеперечисленное делает их идеальными для школьников, занимающихся живописью на уроках рисования и начинающих воспитанников художественных школ.
Несмотря на то, что этот параметр не является определяющим при выборе, на него тоже следует обратить внимание. Инструменты с короткими черенками хорошо подходят для работы сидя и помещаются практически в любой пенал. Аксессуары с длинными рукоятками более удобны для рисования стоя. Конечный выбор остаётся за живописцем и делать его надо исходя из личных предпочтений и особенностей будущей работы. Но при прочих равных условиях советуем приобретать модели с деревянной ручкой.
Данный показатель имеет большое значение при работе над этюдом. На начальном и среднем этапах, когда мазки накладываются свободными движениями с большой амплитудой, предпочтительнее аксессуары с длинной щетиной. На завершающей стадии, когда идёт «доводка» картины и наносятся мелкие детали, лучше использовать инструменты с короткими волосками. Некоторые мастера экономят на приобретении коротковорсовых кисточек, просто подрезая волоски у длинноворсовых по мере их износа и необходимости.
По данному критерию выделяют следующие виды художественных кистей для рисования:
С рукояткой из пластика. Наиболее дешёвые модели, предназначенные прежде всего для начинающих.
С деревянной ручкой. Весьма практичные в уходе. Пятна лака и краски с их поверхности можно не только смывать водой и при помощи растворителей, но и при необходимости счищать наждачной бумагой, чего не переносят пластиковые модели. Дерево практически не даёт сколов, которые могут попасть на поверхность картины.
Только начинающему творческий путь живописцу вряд ли нужно покупать все виды кисточек для рисования. Опытные мастера из школы рисования https://chelyabinsk.videoforme.ru/risovanie-kaligrafii советуют новичкам подбирать модели исходя из красок, которыми они пользуются.
Для акварельных материалов подойдут инструменты с беличьим или синтетическим пучком. Они хорошо (особенно первые) удерживают краску и наносят её равномерными мазками.
Рисующим гуашью или акрилом желательно иметь 3 кисточки — большую плоскую с естественной щетиной, среднюю в виде овала с натуральными волосиками и тоненькую синтетическую.
Работающим с масляными красками потребуются кисти с большим, средним и тонким пучками. Волоски могут быть выполнены как из искусственного, так и из природного материала.
Во всех случаях требуется иметь минимум 3 аксессуара с разной толщиной, а желательно и с различной формой. Главное — лишь иметь представление, какие кисти и кисточки бывают для рисования и каковы их основные свойства.
Чтобы эти инструменты прослужили долго и живописец мог экономить на приобретении новых, им необходим тщательный уход. Основные его правила следующие:
После каждого использования необходимо тщательно промывать кисточку в воде — находящейся в специальной ёмкости или проточной. Надолго оставлять аксессуар в ней нежелательно, так как может нарушиться форма пучка, что приведёт к нечёткому мазку, в результате чего будет нужно менять его.
Очищать ручку от пятен. Делать это можно с помощью влажной тряпочки и неагрессивных химических растворителей. В исключительных случаях можно применять наждачную бумагу, когда поверхность рукоятки сделана из дерева.
Просушивать инструменты только в вертикальном положении, щетинным пучком вверх. В противном случае последний может потерять форму, в результате чего аксессуар придёт в полную негодность и придётся подрезать его или приобретать новый. Покупка может быть экономически накладной.
В своей статье мы рассмотрели все виды и формы кистей для рисования, какие и для каких красок подходят, их назначение. Очень надеемся, что наш материал поможет художникам-новичкам сделать правильный выбор. Нам же остаётся пожелать начинающим живописцам трудолюбия, терпения и творческих успехов.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.