Регистрация

Какие кисти для каких красок нужны: все виды кисточек для рисования

  • 25 ноября 2022

Кисть художественная – это инструмент для живописного искусства. Именно им пользуется подавляющее большинство рисовальщиков при создании рисунков. Ни маркеры, ни фломастеры ни тем более ручки пока не могут, да и вряд ли вообще способны их заменить. Раньше каждый мастер делал себе кисточки сам. Теперь промышленность предлагает широкий их ассортимент. Живописцу нужно лишь верно подобрать аксессуары и приобрести их.

Какие кисти для каких красок подходят и как выбрать их для рисования — часто задаёт вопрос начинающий художник, уже получивший некоторый опыт. И он далеко не праздный. От их правильного выбора зависит качество нанесения цветов на поверхность рисунка. Если соотношение кисточка-краска подобрано неправильно, изображение может получить неприятный вид.

Чем отличаются разные виды волосков

С помощью щетинок происходит нанесение краски на рисунок. Они бывают:

  • Натуральными, то есть изготовленными из шерсти животных — белки, бобра, пони, колонка (мелкий пушной хищный зверёк, проживающий в Сибири, на Дальнем Востоке, а также я Японии, Корее и Китае). Они пригодны для всех видов красок, но отличаются более высокой ценой.

  • Синтетическими, сделанными из искусственного волокна. Они более дешевы, но гораздо быстрее подвергаются износу и удерживают краску несколько хуже, чем имеющие волоски, сделанные из естественных материалов. Но для начинающих художников и для тех людей, которые пока хотят понять, будут ли они дальше увлекаться живописью или нет, такие аксессуары будут оптимальным выбором.

Круглые кисти

Имеют цилиндрическую форму. Могут быть:

  • Заострёнными. Они предназначены для мелких и работ — ими прописывают тоненькие линии, обводки и иные мини-фрагменты изображения, требующие высокой точности. Именно ими специалисты завершают работу над изображением. Такая кисть для рисования самая тонкая.

  • Овальными. Их щетина толстая, что позволяет их применять для заливания лакокрасочным материалом больших площадей, а также наносить ими основные плотные мазки на рисунок. Тем самым создаётся база рисунка.

Плоские кисти

Имеют прямой край и плоскую обойму. Среди специалистов их принято считать универсальными, так как они хорошо держат краску, подходят для нанесения широких штрихов с характерным угловым краешком и чёткими контурами.

Выделяют следующие виды кисточек для рисования с плоской формой:

  • Квадратные. Подходят для написания натюрмортных и пейзажных рисунков, так как выдают резковатые, рваные линии, необходимые в данных жанрах живописи.

  • Со скругленными уголками. Они предназначены для вырисовывания людей и животных на больших картинах, так как дают мягкие и деликатные мазочки.

  • Овальные. Оптимальны при создании произведений портретного и автопортретного типов, так как мазки, даваемые ими как бы затираются друг в друга, образуя мягчайшую, почти неразличимую взглядом границу.

Овальные (полукруглые) кисти

Отличаются не только своей формой, но и технологией изготовления. В начале процесса пучок волосков вставляется в округлую обойму, которая затем сплющивается. Благодаря этому, данные кисточки сочетают в себе положительные качества упомянутых выше круглых и плоских. Мазки, сделанные ими являются подвижными, объёмными и фактурными, вследствие чего отлично передают динамику движения. Именно ими предпочитают пользоваться мастера для выполнения выразительных цветовых переходов и сложных контуров.

Размер кисточек для рисования

Каждый производитель имеет свою размерную линейку. Художник должен лишь твёрдо знать, что цифра в маркировке всегда обозначает толщину пучка в миллиметрах и чем она меньше, тем последний тоньше. Известны основные принципы применения художественных инструментов разных размерений:

  • Большие (№30-20) предназначены для начала работы, нанесения цвето-тональных палитр значительной площади. Ими создаётся фон рисунка, то есть его основа.

  • Средние (№20-10) используются для прорисовывания форм предметных и фигурных объектов.

  • Тонкие (№10-3) применяются для написания мелких элементов, тонких линий и солнечных бликов.

Размеры кистей для рисования играют важную роль в искусстве создания произведений живописи. Для мастера главное не ошибиться в подборе нужных номеров.

Специальные кисти

Предназначаются для выполнения особых работ. Выделяют следующие их подвиды:

  • Ретушные. Их пучок делается в виде косого угла. Проведённые ими линии отличаются повышенной чёткостью, поэтому при выполнении эскизов и набросков, а также нанесении штрихов на малодоступных участках профессионалы используют именно их.

  • Филберт. Из-за ни с чем не спутываемой формы их называют иногда кошачьим языком. Они весьма хороши для прорисовывания точёных плавных линий и переливов цвета. Ими чаще всего пользуются для художественной росписи и каллиграфии.

  • Веерные. Незаменимы для растушёвки краски, уже нанесённой на поверхность. Сухая кисточка создаёт, придаёт рисунку эффект затенения, а влажная накрывает фон изображения полосками различной толщины. Ими работают обычно на заключительных стадиях создания картин.

Художник должен иметь представление о рассмотренных выше специальных формах кистей для рисования. Он должен каждый раз выбирать для работы те из них, которые наиболее подходят для стоящих перед ним художественных задач и красок, с которыми он будет работать. Начинающие мастера нередко совершают ошибку в выборе. Она чревата серьёзным ухудшением качества работы и снижением художественной ценности рисунка. Поэтому им с особым тщанием необходимо подходить к подбору аксессуаров для живописного творчества.

Классификация по материалу

По данному критерию выделяют следующие виды кисточек для рисования, все их нужно вкратце знать живописцам.

Натуральные кисти

Их ворс выполнен из шерсти и кожи животных. Имеются следующие подвиды данных инструментов для рисования:

  • Белка. Щетина изготавливается из натурального беличьего меха. Пучок весьма мягкий, хорошо впитывает влагу и долго держит её. Он хорошо подходит для рисования акварелью, выполнения таких приёмов живописи как лессировка, отмывка и заливка. Существенным недостатком является то, что он не подходит для акрила и масла, а также для нанесения любых лакокрасочных материалов высокой вязкости. При правильной эксплуатации и должном хранении инструмент прослужит достаточно долго, что порой позволяет существенно сэкономить на приобретении нового.

  • Колонок. Волоски выполняются из меха колонка — миниатюрного пушного зверька. Пучок более жёсткий и упругий, чем беличий, но также хорошо удерживает влагу. Он подходит для акварели, но также может использоваться для фрагментарного рисования гуашью. Стоят такие инструменты несколько дороже, чем с щетиной из белки.

  • Коза. Щетина из козьей шерсти идеально походит для рисования гуашью, акриловыми и клеевыми красками. Но в то же время она не годится для масляных и акварельных материалов, так как для первых будет слишком мягкой и пушистой, а для вторых чрезмерно жёсткой, что приведёт к преждевременной порче и снижению художественных качеств изображения.

  • Пони. Является отличной альтернативой белке и колонку. Волосяной пучок в сравнении с ними несколько хуже держит влагу, но особой разницы начинающий живописец не заметит.

  • Барсук. Щетина делается из барсучьего меха. Она хорошо подходит для рисования гуашью и акварелью и прорисовки мелких деталей.

  • Соболь. Кисточки с пучком из соболиного меха используется профессионалами для работы с водорастворимыми красками, имеющими низкую вязкость. Для воспитанников художественных школ она вряд ли подойдёт из-за высокой цены.

Синтетические кисти

Их волосяные пучки изготавливаются из искусственного волокна. Они гораздо более плохо задерживают влагу, чем натуральные, но в то же время:

  • Могут применяться в работе с масляным, гуашевым, акварельным, темперовым, акриловым материалом.

  • Достаточно легко отмываются от засохших лаков и красок.

  • Стоят довольно дёшево.

Вышеперечисленное делает их идеальными для школьников, занимающихся живописью на уроках рисования и начинающих воспитанников художественных школ.

Длина ручки

Несмотря на то, что этот параметр не является определяющим при выборе, на него тоже следует обратить внимание. Инструменты с короткими черенками хорошо подходят для работы сидя и помещаются практически в любой пенал. Аксессуары с длинными рукоятками более удобны для рисования стоя. Конечный выбор остаётся за живописцем и делать его надо исходя из личных предпочтений и особенностей будущей работы. Но при прочих равных условиях советуем приобретать модели с деревянной ручкой.

Длина ворса

Данный показатель имеет большое значение при работе над этюдом. На начальном и среднем этапах, когда мазки накладываются свободными движениями с большой амплитудой, предпочтительнее аксессуары с длинной щетиной. На завершающей стадии, когда идёт «доводка» картины и наносятся мелкие детали, лучше использовать инструменты с короткими волосками. Некоторые мастера экономят на приобретении коротковорсовых кисточек, просто подрезая волоски у длинноворсовых по мере их износа и необходимости.

Классификация по качеству черенка

По данному критерию выделяют следующие виды художественных кистей для рисования:

  • С рукояткой из пластика. Наиболее дешёвые модели, предназначенные прежде всего для начинающих.

  • С деревянной ручкой. Весьма практичные в уходе. Пятна лака и краски с их поверхности можно не только смывать водой и при помощи растворителей, но и при необходимости счищать наждачной бумагой, чего не переносят пластиковые модели. Дерево практически не даёт сколов, которые могут попасть на поверхность картины.

Какие кисти must-have для начинающих художников

Только начинающему творческий путь живописцу вряд ли нужно покупать все виды кисточек для рисования. Опытные мастера из школы рисования https://chelyabinsk.videoforme.ru/risovanie-kaligrafii советуют новичкам подбирать модели исходя из красок, которыми они пользуются.

Для акварельных материалов подойдут инструменты с беличьим или синтетическим пучком. Они хорошо (особенно первые) удерживают краску и наносят её равномерными мазками.

Рисующим гуашью или акрилом желательно иметь 3 кисточки — большую плоскую с естественной щетиной, среднюю в виде овала с натуральными волосиками и тоненькую синтетическую.

Работающим с масляными красками потребуются кисти с большим, средним и тонким пучками. Волоски могут быть выполнены как из искусственного, так и из природного материала.

Во всех случаях требуется иметь минимум 3 аксессуара с разной толщиной, а желательно и с различной формой. Главное — лишь иметь представление, какие кисти и кисточки бывают для рисования и каковы их основные свойства.

Как ухаживать за кистями

Чтобы эти инструменты прослужили долго и живописец мог экономить на приобретении новых, им необходим тщательный уход. Основные его правила следующие:

  • После каждого использования необходимо тщательно промывать кисточку в воде — находящейся в специальной ёмкости или проточной. Надолго оставлять аксессуар в ней нежелательно, так как может нарушиться форма пучка, что приведёт к нечёткому мазку, в результате чего будет нужно менять его.

  • Очищать ручку от пятен. Делать это можно с помощью влажной тряпочки и неагрессивных химических растворителей. В исключительных случаях можно применять наждачную бумагу, когда поверхность рукоятки сделана из дерева.

  • Просушивать инструменты только в вертикальном положении, щетинным пучком вверх. В противном случае последний может потерять форму, в результате чего аксессуар придёт в полную негодность и придётся подрезать его или приобретать новый. Покупка может быть экономически накладной.

В своей статье мы рассмотрели все виды и формы кистей для рисования, какие и для каких красок подходят, их назначение. Очень надеемся, что наш материал поможет художникам-новичкам сделать правильный выбор. Нам же остаётся пожелать начинающим живописцам трудолюбия, терпения и творческих успехов.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)
  • 25 ноября 2022
  • 593
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!