Конкурс «Педагогический альбом - 2016»
Номинация «Педагогическая среда»
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры включает в себя работу по разным направлениям: знакомство с народным бытом, посудой, костюмом, фольклором, промыслами и др.
Работая над этой темой на протяжении нескольких лет, педагоги нашего детского сада под руководством заведующей Макогоновой Ю.В. накопили немалый практический опыт, собирали предметы старины, шили костюмы в народном стиле, готовили атрибуты к народным играм, песням и пр.
Со временем возникла необходимость упорядочения развивающей среды, которая давала бы возможность введения детей в мир русского народного быта, привлечения дошкольников к активному участию в работе по возрождению, сохранению и передаче духовных ценностей своего народа. Всем миром взялись за дело: сотрудники детского сада, родители воспитанников, знакомые приносили старинные предметы быта. Так в детском саду появился музей «Русская изба».
На входе в музей у плетня разместились старинные орудия труда: деревянные грабли, цеп, деревянная лопата для сушки зерна, большая расческа для льна, топор, воткнутый в березовое полено. Здесь же лежат большие тыквы, сшитые из яркой ткани. Они украшают композицию и делают её живой.
Центральным местом в любой избе издавна была печь. «Без печки хата – не хата», – говаривали в старину. В далекие времена в печи и хлеб пекли, и всю еду для людей и скотины готовили. Русская печь обогревала весь дом, на печи можно было спать, в печи – париться. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами!
На нашей печке не только старинные чугунки, сковородки, рогач, кочерга, – здесь греется кот Баюн, всегда готовый рассказать ребятам новые интересные сказки, прибаутки, песенки, загадать загадки. Часто на занятиях в музее детей встречает и домовенок Кузя.
На лавках возле печи расположились деревянные ведра, коромысло, ушат, рубели, терка для ручной стирки. Здесь не только старинная утварь (кувшины – по-местному «глэчики», горшки – «макитри»), но и стилизованные глиняные чашки, плошки, чайники. Сухие лекарственные травы, связки кукурузы, лука делают этот уголок живым, настоящим. Будто хозяйка, хлопотавшая у печи, ненадолго отлучилась по своим делам, и скоро вернется.
Справа от печи – бабий кут – уголок рукоделия. В этом уголке стоит прялка, сундук с волшебными историями, брошенное хозяйкой рукоделие, висит люлька с младенцем. Девочки, когда бывают в музее, с удовольствием и нежностью качают малыша.
Избу украшают яркие домотканые половики, подлинная ручная вышивка на полотенцах (рушниках), выбитое белье ребенка в люльке, вязаные салфетки. Во время поездки к бабушке Варварушке дети старшей группы узнали, как пряли в старину, как работает прялка, как называются ее важные части, привезли в музей клубочки готовой нитки.
Большой деревянный стол с лавками – любимое место детей. Интересно кушать кашу деревянными ложками всем вместе из одного чугунка, пить чай с баранками из настоящего самовара.
Завершает экспозицию нашего музея полочка с народными музыкальными инструментами и соломенными куклами. Глиняные свистульки (курочки, птички, кот с длинным хвостом) - это ручная работа, мы приобрели их у народных умелиц, когда ездили на фольклорный фестиваль в Воробьевском районе Воронежской области «Русь песенная, Русь мастеровая».
Музей «Русская изба» – это не застывшая экспозиция, он интерактивен, так как все экспонаты в нем можно трогать, что делает восприятие его детьми эмоциональным, ярким, запоминающимся.
Дети учатся действовать со старинными предметами, что способствует быстрому усвоению информации, ведь всегда запоминается лучше то, что делали, чем то, о чем только слушали. Экспонаты музея используем на занятиях и праздниках, они постоянно пополняются. Совсем недавно в избе поселились дед с бабой (большие куклы, заказанные для изготовления мастерицам в кукольный театр города Воронежа).
Родители воспитанников принесли старое корыто, выдолбленное из целого куска дерева, старинные часы, в музыкальном уголке появились забавные трещотки в виде фигурок зверей.
То, что дети вместе с мамами и папами находят экспонаты для музея, помогает активизации познавательной деятельности дошкольников, сближает их с родителями, делая настоящими партнерами, способствует обогащению опыта общения с людьми разных поколений. Интересно наблюдать, с каким восторгом ребята показывают родителям наш музей, становясь на время экскурсоводами, делясь знаниями о быте и традициях русского народа. В музее проводятся занятия-экскурсии по темам «Капустинские посиделки», «Посуда вчера и сегодня», «Как жили люди на Руси», «Сороки. Выпечка жаворонков» и др.
Знания, полученные на экскурсиях, закрепляем продуктивной деятельностью: конструирование посуды, роспись народной игрушки и др. Одним из действенных приемов стало присутствие родителей на досугах непосредственно в музее. Когда они видят увлеченность своих детей, видят результаты совместных усилий, они проникают желанием прожить вместе с ребенком это событие, начинают понимать важность работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры, стараются всячески поддержать наши начинания.
Оформление музея в отдельном помещении детского сада позволяет педагогам разных групп проводить занятия с детьми в удобное для них время.
Интересно совершить фото-экскурсию по нашему музею «Русская изба» (Смотрите приложение).
Автор: Нагорная Мария, воспитатель высшей категории МК ДОУ Лосевский детский сад №1 Павловского муниципального района Воронежской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Я искренне рада, что есть педагоги, которые занимаются такой важной работой. Ведь это способствует воспитанию у дошкольников нравственно-моральных качеств и, прежде всего чувства любви к своей Родине.Видно, что проделана большая работа в организации музея. Удачи Вам и успехов в работе!