Конкурс «Детский исследовательский проект - 2012»
Каждый год я с нетерпением жду прихода зимы. Радуюсь первым снежинкам, первому льду.
Снег и лёд привычны для нас. Но привычное – не значит хорошо изученное. Часто ли мы задумываемся: что такое снег и лёд? Чем они похожи и чем отличаются?
Наблюдения на основе жизненного опыта.
Я начал сравнение снега и льда с наблюдения за цветом. Выяснил, что снег белый, а лёд – бесцветный, снег непрозрачный, а лёд – прозрачный. Если снег взять в руки, то увидим: он рыхлый и сыпучий, а лёд – жесткий и плотный, снег мягкий, а лёд – твердый. В руках снег и лёд начинают таять и превращаются в воду. Каждой весной мы наблюдаем, как снег и лёд плывут по реке, видно, что снег и лёд находятся на поверхности воды, значит, они легче воды.
Я решил узнать из источников, что такое снег и лед. Оказывается: снег – это твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0 °С. Лёд – это вода в твердом состоянии.
Из чего образуются снег и лёд. Как и дождь, снег падает из туч. Однако образуется он иначе. Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды, идущие из тех туч, что и дождь. Но, не так давно, была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Снег образуется из охлажденных водяных паров, а из воды получается лед. Со льдом все просто. Налил в формочку воды, поставил на мороз – получился лед. А как получить охлажденные водяные пары, которые превращаются в снег, не знал. Но, однажды гуляя, я увидел как пар, выходящий из подвала, превращался в снег и образовал на крыше подъезда причудливую снежную шапку. Этот процесс в литературе называется десублимация.
Но существует и обратный процесс, когда вещество из твердого состояния переходит в газообразное, минуя жидкое. Выпавший снег испаряется под воздействием солнца и ветра. Мокрая рубашка, вывешенная на мороз, заледенеет. Лёд испарится и превратится в пар – рубашка высохла. Это называется – сублимация.
Каждый из нас делал снежки, давил на снег, получал маленькие комочки. А можно ли сдавить лёд и что с ним произойдет? Я заморозил две ледышки, в одной из них были заморожены иголки – вертикально, острием вверх. Поставил ледышки друг на друга и сверху придавил грузом. Эту конструкцию выставил на мороз. Через некоторое время обнаружил, верхняя ледышка опустилась до нижней. Иглы прошли сквозь лед. Таким образом, лёд и снег можно расплавить, растопить без нагревания, на морозе давя на него.
Чего я только не придумывал, сравнивая снег и лед. Вспомнил, что у меня есть электронный конструктор «Знаток». Собрал электрическую цепь и проверил, что произойдет, если вместо проводника использовать в электрической цепи снег и лед. Снег не проводит электричество, а лёд проводит, так как лампочка в собранной цепи загорелась.
Из литературы я узнал, что вода замерзает при температуре 0 °С и превращается в лёд. При этом замерзшая вода увеличивается в объеме. Вот, почему в холода, лёд, образовавшийся в водопроводных трубах, буквально разрывает их. Проверил: налил воду в стеклянную и пластиковую бутылки. На морозе стеклянная бутылка лопнула, пластиковая – нет, у неё только выгнулось дно. Вывод: в процессе перехода воды в лёд, её объем увеличивается.
Таким образом, сравнивая свойства снега и льда, я узнал:
Снег и лёд различаются: цветом, прозрачностью, свойствами, образованием, электропроводностью.
Похожи: влиянием температуры. Снег и лёд легче воды
Значит моя гипотеза что, если снег – это лед, и они имеют одинаковые свойства, подтвердилась только частично. В моей работе представлены не все опыты со снегом и льдом, которые я проделал. Потому, что пытаясь объяснить их, в литературе я находил множество формул, определений, которые мне ещё не понятны. Думаю, что к этой теме можно вернуться в старших классах, когда я буду изучать физику и химию.
IV. Библиография
Автор: Войнов Алексей, 7 лет, ученик 1 класса, МБОУ СОШ № 112, г. Трехгорный, Челябинсой области. Педагоги: Чванова Ольга Петровна, учитель начальных классов, стаж 29 лет, Алейников Николай Николаевич, учитель физики высшей категории, стаж 29 лет. МБОУ СОШ № 112, г. Трехгорный, Челябинской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуй, Алексей! Ты настоящий маленький исследователь. Ты провел различные опыты по определению свойств снега и льда. Сформулировал выводы. Грамотно обозначил научный аппарат. Молодец! Желаю новых исследовательских работ!