Регистрация

«Почему осенью у деревьев листья разного цвета?»

  • 15 марта 2012

Конкурс «Детский исследовательский проект - 2012»

Номинация «Первые открытия» 

В нашем детском саду работают несколько детских объединений по интересам «Школы творческого роста». Одно из таких – кружок «Почемучки». Основное направление работы – использование элементов ТРИЗ для развития творческого мышления и воображения старших дошкольников в различных видах деятельности (игровой, учебной).

Исследовательский проект проведен в рамках работы кружка «Почемучки». В процессе исследовательской работы учились работать не только с разными источниками информации (интернет, энциклопедии), но и для закрепления полученных знаний были проведены эксперимент и опыты. Данная работа помогает расширить кругозор ребенка, делать самостоятельно выводы и умозаключения.

На I этапе данного исследования мы вместе со всеми детьми, посещающими кружок «Почемучка», рассматривали по системному оператору (пятиэкранка) систему дерева: его строение, систему питания, то, как деревья видоизменяются в зависимости от времени года. Больше всего моим дошколятам полюбились осенние листья, из которых мы делали поделки, коллективные работы. Но больше всех заинтересовалась цветом листьев Лена Шаркова. И мы вместе с ней решили разобраться, почему листья у деревьев осенью разного цвета.

II этап: Для того, что бы начать свое исследование Лена выдвинула следующие гипотезы:

  1. Листья разного цвета, потому что их окрашивают флористы.
  2. Им не хватает солнечного света и тепла.

III этап: Мы вместе с Леной стали собирать информацию. Читали детские энциклопедии о деревьях, искали информацию в Интернете. Лена выяснила, что дерево – это живой организм, потому что оно растет, пьет воду, дышит, питается.

Флористы окрашивают цветы и листья, чтобы создавать красивые букеты.

IV этап:  Проведение опытов. Лениной маме на День рождения подарили очень красивый букет, цветы в букете были раскрашены в яркие цвета. Из энциклопедий Лена уже знала, что такие букеты создаются флористами. Но, букет, подаренный маме, очень быстро завял. Значить искусственное окрашивание оказывает на растения очень плохое воздействие и губит растения.

Изучая энциклопедии и книги Н. А. Рыжовой мы выяснили, что у листьев от яркого солнечного света выделяется зеленый пигмент. Мы убрали один из комнатных цветов в темное место и обнаружили, что листья у цветов побледнели. Значит, от нехватки солнечного света у листьев  деревьев пропадает зеленый пигмент.

В интернете Лена с мамой нашли информацию о том, что помимо зеленого пигмента в листах содержаться и пигменты другого цвета, которые проявляются в период осени, т.к. им не требуется солнечный свет. И тогда мы вместе с детьми провели опыт по выявлению второго пигмента: Положив зеленый листочек березы в одну емкость, а кленовый в другую емкость со спиртом мы увидели, что жидкость окрасилась в зеленый цвет, а листики стали бледными, после этого в емкости со спиртом добавили бензин и взболтали. После этого жидкость разделилась на 2 слоя: вверх поднялся зеленый цвет, а вниз опустился желтый у березового листа, а у кленового – красный.

V этап: (выводы) Лена выяснила, что искусственно листья не окрашивают, потому что при искусственном окрашивании живое быстро гибнет, как это произошло с букетом, который подарили Лениной маме.

Листья осенью окрашиваются в разные цвета, потому, что в каждом листике содержится пигмент – это такой краситель, который проявляется после того, как к листу перестанут поступать питательные вещества и солнце уже не так сильно прогревает и освещает землю.

Таким образом, если в березовых листьях больше желтого пигмента, то листья березы осенью приобретают желтый цвет, а у листьев клена преобладает красный пигмент, поэтому листья становятся ярко красными.

Приложение: Презентация.

Автор: Шаркова Лена, 6 лет, подготовительная к школе группа МАДОУ центр развития ребенка – детский сад № 69 «Ладушки», г. Старый Оскол Белгородской области. Руководитель: Рыбаченко Ольга Борисовна, воспитатель I квалификационной категории, МАДОУ центр развития ребенка – Детский сад № 69 «Ладушки», г. Старый Оскол Белгородской области.

4.9 из 5 звезд
(голосов: 15, сумма баллов: 73)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (18)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Надежда Владимировна Бородина 15.03.2012 в 07:45

Здравствуйте, Ольга Борисовна! Очень понравилось исследование, проведённое Вашей воспитанницей под руководством чуткого и знающего руководителя. Дети от природы очень любознательны, и задача взрослых научиться отвечать на самые разные детские вопросы. Леночка,твоё исследование очень познавательное и для взрослого человека! Желаю успехов в дальней исследовательской деятельности!

Наталья Александровна 15.03.2012 в 08:37

Cпасибо за интересную работу! Молодцы! Проведено очень интересное исследование, сделана красочная презентация. Желаю дальнейших творческих успехов!!!

Надежда Дмитриевна 15.03.2012 в 19:34

Успехов в труде педагогу Ольге Борисовне и удачи ее воспитаннице Леночке Шарковой.

Нина Алексеевна 15.03.2012 в 21:11

Уважаемая Ольга Борисовна и Ваша воспитанница!Искренне рада Вашей удачной находке-интересной. познавательной.Желаю дальнейших успехов в Вашей исследовательской. творческой . любознательной деятельности вместе с Вашими воспитанниками!

Татьяна Николаевна 15.03.2012 в 22:38

Очень здорово, что у нас есть такие люди, которые так самоотверженно относятся к своей работе, глядя на их огонёк в глазах и дети заражаются их интересом и тянутся к новым знаниям. Большое спасибо Ольга Борисовна за ваш проект, вы и ваши воспитанники большие молодцы!

Светлана Валерьевна 16.03.2012 в 17:50

Уважаемая Ольга Борисовна! Чувствуется, что Вы - опытный, заинтересованный педагог, идущий за потребностями детей. Опыт по выявлению второго пигмента достаточно сложный, на мой взгляд, но интересный и доступный для понимания старших дошкольников.Презентация, выполненная Вами,яркая и содержательная. Для визуального сравнения лишь не хватает фото опыта с кленовым листочком, который тоже был проведен Леной. В работе присутствуют все этапы исследовательского проекта, но нет их четкого обозначения. Думаю, что проект стал бы более выигрышным, если бы был изложен от лица самой Лены, автора детского исследовательского проекта. Желаю Вам, Ольга Борисовна, больше любознательных дошколят, а Леночке, встретить таких же замечательных учителей, как Вы!

Ольга Викторовна 17.03.2012 в 16:18

Здравствуйте Ольга Борисовна! Очень интересный исследовательский проект.Проведены сложные, но интересные и наглядно доказывающие опыты. Хотелось бы, чтобы четко была сформулирована цель и задачи. Желаю Вам и Лене дальнейших исследовательских работ и удачи в конкурсе!

Елена Яковлевна 17.03.2012 в 18:54

Интересная работа!

Светлана Борисовна 18.03.2012 в 01:08

Ольга Борисовна!Тема исследования, безусловно, интересна и познавательна. Замечательно, что открытие подтверждалось экспериментальным путём. Но оформление проекта требует доработки.

Ольга Борисовна 18.03.2012 в 10:50

Спасибо огромное за отзывы! Хотелось бы узнать более конкретно каких доработок, чтобы их учесть в следующий раз)))

Светлана Борисовна 18.03.2012 в 11:51

Ольга Борисовна, образец оформления конкурсной работы Вы можете посмотреть в Положении о II Всероссийском интернет - конкурсе «Детский исследовательский проект». У вас подробно расписаны этапы работы, а существуют определенные правила оформления проекта (цель исследования, объект исследования, предмет исследования, задачи…). Удачи ВАМ!)))

Людмила Николаевна 20.03.2012 в 13:52

Здравствуйте, Ольга Борисовна и Леночка! Прочитала Вашу работу, присоединяюсь к пожеланиям своих коллег. Думаю, что если Вы учтете свои ошибки, то следующие работы будут на "пять". А я надеюсь, что они будут, поскольку чувствуется, что Вы человек творческий и заинтересованный. Удачи Вам!

Ольга Владимировна 20.03.2012 в 22:12

Ольга Борисовна! Проведена кропотливая и интересная работа! Дальнейших Вам творческих успехов в труде!

Юлия Владимировна 21.03.2012 в 17:50

Замечательная работа. Очень интересно и познавательно. Успехов в дальнейшей работе.

Антонина 23.03.2012 в 08:49

Ольга Борисовна! У Вас и Вашей воспитанницы очень интересная и познавательная работа. Желаю Вам дальнейших творческих успехов и победы!

Людмила Станиславовна 01.04.2012 в 07:36

Здравствуйте, Ольга Борисовна!Исследование Вашей воспитаницы очень познавательное и интересное даже для взрослого человека. Остаётся доработать научный аппарат исследования. чтобы работа соответствовала требованиям конкурса.

Виктория 13.04.2012 в 19:13

Мне понравилось, проведу опыты со своими подшефными. Леночка, ты молодец!!!

Екатерина Степановна 13.04.2012 в 19:26

Очень хороший проект, подробно расписан. Педагог очень творческий, раз его воспитанница заинтересовалась такими вопросами. Ольга Борисовна, вы молодец! Желаю дальнейших творческих успехов. а Леночке побольше таких педагогов!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!