Конкурс «Детский исследовательский проект»
Есть в Архангельской области удивительное место – деревня Нюнега Шенкурского района. Там аккуратные деревянные домики и баньки, слышен крик петухов и лай собак, а то и корова где-то промычит. Там жили мои предки, оттуда родом моя бабушка.Моя бабушка – в прошлом учительница иностранного языка. У неё огромный огород возле дома, где она с большой любовью и научными методами ежегодно взращивает богатый урожай – на радость себе и своим близким. К этой огородной науке приобщает и меня, свою внучку Чаусову Алёну (см. Презентация слайд 2).
Каждый год мы проводим с ней разные исследования: выясняем степень всхожести покупных семян и выращенных бабушкой; высаживаем семена на разную глубину; апробируем разные виды удобрений. И всё для того, чтобы мы урожай собирали раньше, и из года в год он становился богаче и вкуснее.(см.Презентацию слайд 3).
В прошлом году я попала к бабушке на майские праздники. Это время проращивания семян и рассады. Несколько дней я помогала бабушке высаживать рассаду. Она учила меня, что пророщенные семена необходимо сажать в определённом положении: корнем вниз. Праздники быстро закончились, и нам пришлось уехать, не дождавшись всходов. Но меня заинтересовал вопрос о том, будут ли хорошие всходы, если высаживать семена разными способами. Я решила в домашних условиях проверить бабушкину гипотезу: правильная посадка семян (корнем вниз) даст быстрые и здоровые всходы.С этой целью я и начала своё исследование. Оно пригодится мне для сохранения и поддержания огородных традиций моей бабушки, продолжателем которой являюсь я, Чаусова Алёна.
Цель работы: исследовать способы посадки семян в почву на всхожесть.
Задачи:
1. Провести эксперимент всхожести семян.
2. Познакомиться с научными основами правильной посадки растений.
3. Рассказать о результатах эксперимента одноклассникам.
1. ЯВЛЕНИЕ ГЕОТРОПИЗМА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ
1.1.Эксперимент всхожести семян.
Время проведения эксперимента: 31.12.10 – 5.01.11.
Место проведения: подоконник комнаты.
Способ получения информации: ежедневное наблюдение.
Оборудование:
1. Пророщенные семена огурца скороспелого (16 штук).
2. Пластиковые баночки (4 штуки).
3. Земля для выращивания огурцов.
4. Указатели положения корня при посадке (4 штуки) (см. Презентация слайд 4).
1 этап эксперимента: посадка семян (1 день) (см.Презентация слайд 5).
Пророщенные семена я высадила на одинаковую глубину, но корешки расположила в разных направлениях: вверх, вниз, направо, налево. Расположение ростка зафиксировала стрелками. Баночки с будущим урожаем поставила на подоконник.Вывод: условия проведения эксперимента для проращивания семян равные для всех способов посадки.
2 этап эксперимента: наблюдение за первыми всходами (1-3 день).
День эксперимента |
1 Корень влево |
2 Корень вверх |
3 Корень вниз |
4 Корень вправо |
1день |
Посажено 6 семян |
Посажено 6 семян |
Посажено 6 семян |
Посажено 6 семян |
2 день |
Ростков нет |
Ростков нет |
Ростков нет |
Ростков нет |
3 день |
Проросли 3 семени огурца |
Проросло 2 семени огурца |
Проросло 4 семени огурца |
Проросло 4 семени огурца |
Вывод: семена, посаженные корнем вниз проросли быстрее и все сразу. Семена, посаженные корнем вверх взошли не все. Семена посаженные корнем вправо дали слабые и тонкие всходы. Семена посаженные корнем влево не всходили дольше других.
3 этап эксперимента: наблюдение за порослью.
День эксперимента |
1 Корень влево |
2 Корень вверх |
3 Корень вниз |
4 Корень вправо |
4день |
Проросло 4 семени. Все стебли тонкие, разной высоты |
Проросло 2 семени. Все стебли тонкие, разной высоты |
Проросло 4 семени. Все стебли крепкие, одной высоты |
Проросло 4 семени. Все стебли тонкие, разной высоты |
5 день |
Проросли 5 семян |
Проросло 3 семени |
Проросли все 6 семян |
Проросли все 6 семян. |
6 день |
Проросли 6 семян. Стебли тонкие, высота стебля разная |
Проросло 3 семени. Стебли тонкие, высота разная |
Проросли все 6 семян. Стебли крепкие, высота одинаковая |
Проросли все 6 семян. Стебли тонкие, высота одинаковая |
Вывод: Стебли семян, посаженных ростком вниз, более крепкие и ровные, тянуться вертикально вверх. Они быстрее сбросили кожицу семени. Значит, развитие их происходит быстрее.
1.2. Геотропизм в жизни растений
Я решила найти этому научное объяснение. Вдруг эксперимент дал необъективные результаты. Искать ответы на вопросы пришлось в дополнительной литературе, Интернете, у учителей биологии моей школы. Оказывается подобное наблюдение действительно зафиксировано наукой. В биологии это явление называется геотропизмом.
Геотропизм – способность различных органов растения располагаться и расти в определённом направлении по отношению к центру земного шара. Всем известно, что стебель растёт вверх, а корень вниз. Но так как понятия «вверх» и «вниз» относительны, то точнее это явление нужно формулировать так: стебель и корень растут по направлению земного радиуса. Уже на основании этого повсеместно наблюдаемого факта можно заключить, что причина такой ориентировки кроется в силе земного притяжения, или силе тяжести. Если молодое (ещё растущее) растение положить горизонтально, то через некоторый промежуток времени (различный для разных растений, обычно несколько часов) конец корня загнётся вниз, а конец стебля – вверх.
Описываемые явления имеют громадное значение для жизни растения. Подчиняясь геотропизму, корень устремляется в почву, закрепляет растение и, проникая всё глубже и глубже, приходит в соприкосновение с новыми запасами пищи. Геотропизм поднимает и стебель кверху в область воздушной пищи. Благодаря тому же геотропизму поваленные (ветром или дождём) наземь злаки снова поднимаются и принимают обычное вертикальное положение.
1.3. Распространение опыта экспериментальной и научной деятельности.
После проведённого эксперимента я решила исследовать уровень знаний по этой проблеме у моих одноклассников.
Первичная диагностика: опрос.
Вопросы:
1. У кого в семьях занимаются огородничеством?
2. В каких семьях используют научные подходы при посадке растений?
Опрошено: 26 респондентов. Результаты опроса: (см. Презентация слайд 10).
Вывод: большая часть семей моих одноклассников занимается огородничеством, но научные подходы в посадке растений используют не все.
Я рассказала об явлении геотропизма в жизни растений ребятам моего класса. Многих заинтересовал вопрос правильной посадки растений.На занятии кружка «Эврика для малышей (окружающий мир)» мы составили советы помощникам на бабушкиной даче.
Советы:
1. Создай необходимую температуру для проращивания семян.
2. Сажай пророщенные семена корнем вниз.
3. На ночь укрывай саженцы плёнкой, чтобы они не замёрзли.
4. Грядки должны располагаться на солнечной стороне огорода.
5. Регулярно поливай грядки тёплой водой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я исследовала влияние способов посадки семян на всхожесть. Результат эксперимента полностью подтвердил гипотезу – правильная посадка семян (корнем вниз) даст быстрые и здоровые всходы. Корень всегда, из любых положений растет вниз, а побег – вверх. Это явление в науке называется геотропизмом. Главное не садить семена корнем вверх, потому что корню на переворот требуется очень много времени (семена будут долго прорастать) (см. Презентация слайд 11).
Мои дальние предки жили на этой суровой северной земле, трудились на ней и кормились от неё. На этой же земле живём теперь мы – потомки фамилии Чаусовых. Мой прадедушка Чаусов Николай Васильевич и прабабушка Чаусова Зинаида Иосифовна в 60-е годы прошлого века в деревне Нюнега построили свой дом. Как и семья прапрадеда, кроме основной работы, занимались выращиванием овощей и ягод, держали живность, заготавливали сено. Они полностью обеспечивали семью овощами, ягодами и даже фруктами (яблоками), выращенными на своей земле. Мои бабушка и дедушка продолжили эти традиции. И я тоже, приезжая в гости к ним, стараюсь помогать, вникая во все тонкости огородничества.
Автор: Чаусова Алёна, 10 лет, ученица 4 А класса МОУ СОШ № 37, город Архангельск. Руководитель: Воднева Светлана Васильевна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 37, город Архангельск.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
В работе Алёны виден исследовательский подход. Она собрала данные и провела детальный анализ полученных результатов. Все они наглядно представлены в виде таблицы. Качество визуального сопровождения проекта очень хорошее. Молодец! Светлана Васильевна, успехов Вам!
Алёна и Светлана Васильевна, познакомилась с вашей работой. Молодцы! Проведено настоящее исследование. Работа оформлена методически верно, указаны источники информации, подготовлена презентация, отражающая ход вашего исследования. Удачи вам!
Огромное спасибо всем за тёплые и воодушевляющие комментарии к работе. Алёна действительно старалась и качественно проводила иследовательскую работу.
Если у растения есть главный корень (а у мочковатой корневой системы главного корня нет), то при повреждении главного корня, начинают разрастаться боковые и придаточные, а они растут не строго вертикально вниз, а вбок и в стороны. То же со стеблем,- если повреждается верхушка стебля, то начинают отрастать и ветвиться боковые побеги.
Спасибо за новое направление следующей исследовательской работы. С переходом на 2 ступень обучения Алёна обязательно сможет решить эту проблему.
Светлана Васильевна,чувствуется, что вы не только умело передаёте ученикам знания, но и учите приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Успехов Вам и вашей ученице!
Алена, у тебя очень интересная работа. Нам с Сашей понравилась. Мы тоже любим растения и летом много времени проводим на даче. Удачи тебе в исследованиях.