Конкурс «Детский исследовательский проект»
Номинация «Окружающий мир»
Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Мои дошколята самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила начать с ними исследовательскую работу, чтобы они сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы. Основой всей исследовательской работой явились материалы Н.А.Рыжовой по программе «Наш дом – природа».
Дети с большим желанием и интересом включились в работу. Большую помощь в наших исследованиях оказывают и родители. Мы часто проводим различные опыты. Я хочу остановиться на одном из наших исследовательских проектов, который назвала «Это Волшебница – наша Вода!».
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность нашего исследования.
Цель: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.
Объект: вода в нашей жизни.
Гипотеза: мы предположили, что
без воды нельзя прожить.
не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Задачи:
1. Провести с опытно-исследовательскую работу о воде.
2. Выявить основные свойства воды.
3. Оформить полученные результаты.
Формы и методы работы:
1. Проведение с родителями беседы, консультации о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
2. Экскурсии с детьми на родники в разные сезоны.
3. Целевые прогулки за пределы детского сада (пруд, парк с бассейном).
4. Занятия в уголке природы.
5. Проведение занятий-опытов.
Методы исследования: наблюдение, беседы с детьми о воде, чтение литературы, отгадывание кроссвордов, ребусов, вышивание, рисование, сочинение сказок и оформление книжек-малышек.
Ход исследования:
Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Отсюда – неисправленные или просто незакрытые краны в квартирах, не отремонтированные, протекающие трубы, мусор в реках и озерах. Очень важно научить детей – наше будущее поколение – бережно относиться к воде. К тому же вода – не только природный ресурс.
Наблюдая на прогулках за каплями росы, дождя, сверкающим снегом, слушая звон весенней капели, я учу детей видеть красоту природы. На прогулках дети знакомятся со свойствами воды, различными природными явлениями. Знание свойств воды носит как бы вспомогательный характер: оно помогает детям понять особенности среды обитания водных организмов. К примеру: вода прозрачная, пропускает солнечные лучи, следовательно, в реках, озерах, морях живут растения и различные организмы.
У нас в группе есть аквариум. Наблюдая за рыбами, травами в аквариуме дети знакомились со свойствами воды: вода бывает теплой и холодной – в водной стихии с разной температурой обитают различные живые организмы.
Во время бесед объясняю детям правила поведения в природных условиях. Если для жизни растений и животных нужна вода, значит, наши водоемы должны быть чистыми, незамутненными. Из этого вместе с детьми делаем вывод – во время отдыха на реке, пруду, озере, родниках вести себя экологически грамотно.
Во время прогулок летом, весной, осенью в качестве объекта для наблюдения предлагала детям обыкновенную лужу, от которой мы стараемся отогнать детей, и к которой все они проявляют большой интерес. Лужа – модель маленького водоёма. Мы наблюдали за её появлением, испарением воды, образованием волн, замерзанием, тем самым определяли свойства воды.
Организуя работу с детьми, старалась, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями, а полноправными их участниками. Хотелось, чтобы каждый ребенок почувствовал, что от него самого, от его действий зависит состояние окружающей среды. И дети сами делали выводы: бросил мусор в реку – загрязнил дом лягушек, рыб; убрал мусор на берегу – они здоровы; забыл полить комнатное растение – оно погибло по твоей вине.
По итогам целевых прогулок, экскурсий провели рисование на темы: «Речка, которую я видел», «Весёлая (грустная) речка», «Что увидел родничок?».
Во время занятий по конструированию сделали кораблики. Этим корабликам из голубых полосок ткани разной длины сделали речку и ручейки. Задачей было разложить так голубые полоски, чтобы ручейки впадали в большую речку.
Рассматривали с детьми зимние, весенние, летние пейзажи. Вода, как волшебница, умеет превращаться в дождь, снег, росу, лед и т.д.
Провели с детьми вечер загадок и отгадок о воде.
Проводили подвижные игры: «Мы – капельки», «Мы – большие киты».
Читали стихотворения С.Погорельского «Весенний ручеек», Л.Люшина «Капелька», Э.Мошковской «Капля и море», А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», Г.К. Андерсена «Дюймовочка», рассказ Н.А.Рыжова «Как люди речку обидели».
В нашем городе много нефтяников. Все они считают себя в долгу перед матерью – землей. Поэтому все нефтяники занимаются возрождением и облагораживанием родников, «ибо родник – это не только вода, это духовность. Серебряные струи источников исцеляют больных, придают силы труженикам, укрепляют дух нации». В нашей группе тоже есть родители – нефтяники. Наши дети со своими родителями посетили множество родников.
Малыши узнали, что воды родников – самые чистые, самые прозрачные, хрустальные, холодные и самые лечебные и за это люди очень ценят родниковые воды. Дети вместе с родителями нашли много песен, стихов о родниках, написанных местными поэтами и композиторами. После чего были оформлены книжки-малышки и альбом о родниках Азнакаевского района.
Для изучения свойств воды мы провели с детьми опыты-занятия: жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха. Дети наглядно убедились в данных свойствах.
В рамках преемственности детского сада и школы между детьми нашей группы и учениками первого класса школы № 4 г.Азнакаево провели КВН «Что мы знаем о воде?».
Результатом всей проведенной работы я хотела увидеть практическую работу в каждой семье, поэтому родителям был объявлен конкурс «Вода в нашей жизни». Родители вместе с детьми должны предоставить небольшой реферат, в котором они: опишут использование воды во всех сферах жизни; расскажут о проведенных мероприятиях по обучению детей охране и использовании водных ресурсов.
Приложение: Презентация.
Автор: коллектив детей подготовительной группы № 10 МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 6 «Звездочка», город Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан. Руководитель: Шакирова Фарида Салиховна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 6 «Звездочка», город Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан. Педагогический стаж: 30 лет. Награждена Грамотами и Дипломами Министерства образования и науки РТ и Управления образования Азнакаевского муниципального района РТ.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Фарида Салиховна, Вы провели большую работу экологического, здоровьесберегающего направлений. В работе обозначены цель, задачи, результатом работы стала практическая работа-конкурс для родителей и детей. К сожалению, не увидела в работе какое исследование провели дети и выводов, которые они сформулировали. Удачи!
Фарида Салиховна, у Вас получился подробный отчёт о Вашей проделанной работе.
Фарида Салиховна я считаю что Вы проводите необходимую работу с детьми, которая ведет именно к воспитанию экологического сознания дошкольников. Я работаю педагогом в школе, поэтому Ваша работа мне очень близка. В текстовой части Вы подробно описали ваши исследования проведенные с детьми и красочная презентация наглядно демонстрирует проведенную вами работу. Хочу Вам пожелать успехов в Вашем благородной и востребованной исследовательской работе с малышами. Всего Наилучшего.
Решение острой проблемы охраны водных ресурсов в изменяющихся условиях окружающей среды позволяет подняться на качественно новый уровень познания природы дошколятами.
Уважаемая Фарида Салиховна! я думаю, что Вашу работу обязательно нужно будет поместить в рубрику "Дошкольное образование". Опыт Вашей деятельности очень ценен, и знакомство с ним принесёт пользу многим воспитателям.
Фарида Салиховна, познакомилась с вашей работой. Тема очень актуальная. Работа проведена методически верно, проведены практические работы, сформулированы выводы. Презентация наглядно демонстрирует ваш труд. Отличная работа! Удачи вам!
Фарида Салиховна,ознакомилась с Вашей работой.Очень интересно и актуально.Проект представлен доступно и понятно для детей.Работа проделана на отлично.
уважаемая Фарида Салиховна, спасибо Вам за проделанную работу. Являясь студенткой КГЭУ и изучая экологию, была очень рада ознакомиться с вашей работой, которую считаю легкой в понимании, что довольно важно в наше время, а значит эта проблема не будет проигнорирована. Еще раз спасибо Вам за работу
Фарида Салиховна спасибо за проделанную работу, очень интересный проект, очень познавательный и лёгкий в понимании!!
Фарида Салиховна. Познакомившись с вашим проектом, я увидела сколько труда и души вы вкладываете в него. Вы проделали большую работу, спасибо большое вам за это!
Уважаемая Фарида Салиховнав! Ознакомившись с Вашим проектом я увидела, какую огромную работу Вы продели. Мне очень понравилось. Проект очень легок в понимании, интересен и познавателен. Остается надеяться, что все примут его во внимание. Спасибо огромное за Ваш труд. Желаю Вам удачи и профессиональных успехов.
На мой взгляд, проект получился очень интересным, подробным и позновательным. Думаю Ваша работа будет полезна для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.
Замечательный проект. проделан огромный объем работы. очень интересен и актуален.
Фарида Салиховна!Вы сделали проект,над которым нужно задуматься,всему человечеству!