Конкурс «Детский исследовательский проект»
Номинация «Филология»
Сказки ... Услышав это слово, мы сами того не замечая, мысленно переносимся в волшебный мир… У каждого из нас своя любимая сказка, и пришла она к нам из раннего детства.
Я свою первую сказку помню от прабабушки. Мне было 4 года и, как-то однажды, в пасмурный дождливый день, я раскапризничался, мне, несмотря на погоду, хотелось на улицу. Тогда моя прабабушка, усадив меня к себе на колени, вручив шоколадный пряник, рассказала мне сказку «Гуси – лебеди».
Я даже сейчас помню, что мне было и интересно и страшно. С тех пор я очень люблю сказки. А во втором классе я принял участие в городском конкурсе детских творческих работ «Новогодняя игрушка», где представлял избушку на курьях ножках, сделанную своими руками, и стал победителем.
В этом году я также изготовил для школьной выставки «Зимняя сказка» поделку Лешего и занял первое место. Мне настолько понравилось мастерить сказочных героев, что я с папой и мамой создал Бабу Ягу и Кощея Бессмертного. Мне стало любопытно изучить этих отрицательных героев, ведь в них так много таинственного и загадочного.
Так появилась тема моей научно-исследовательской работы «Там чудеса, там леший бродит…».
Цель: Выявить роль отрицательных героев в русских народных сказках на примере образа Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Лешего.
Задачи:
Актуальность темы: «Сказка – ложь, да в ней намек…», поэтому очень важно знать мудрость сказки и уметь использовать ее уроки в повседневной жизни.
Объект исследования: герои русских народных сказок Баба Яга, Кощей Бессмертный, Леший.
Методы исследования: работа с информационным источником, социологическое исследование, анализ и обобщение информации.
Глава I. «Что такое сказка?»
Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в 17 веке. До этого говорили «байка» или «басень» (от слова «баять» – рассказывать).
Сказки на Руси известны с древних времен. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.
Сказки бывают нескольких видов. Самым древним видом являются сказки о животных. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.
Другой вид – это бытовые сказки – герои этих сказок – крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.
И третий вид – волшебные сказки-герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой.
Но одно объединяет их – это то, что каждая сказка, вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.
В первой половине XVII века были записаны 10 сказок для английского путешественника Коллинга. В XVIII веке появилось несколько сборников сказок: «Сказка о цыгане»; «Сказка о воре Тимошке». Важное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» (1855 – 1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России.
А для чего нужна сказка? В свободной энциклопедии «Википедия» интернета, говорится, что сказка нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, воспитывает достойное отношение к другим людям и уважение к своим предкам. Так как эту энциклопедию может редактировать каждый, передо мной возникла еще одна задача – проверить данную информацию.
Я решил провести социологический опрос среди сверстников и взрослого населения. Выводы по первым двум вопросам моего исследования я выяснил, что для взрослых сказка – это мудрость, а для моих сверстников – волшебство, фантазия. Также взрослые отмечают, что сказка нужна как урок, пример поведения, а дети говорят, что сказка нужна для удовольствия и развития. Как мы можем заметить, результаты опросника не противоречат определению сказки энциклопедии «Википедии», значит информация действительна.
Глава 2. «Злодеи» русских сказок
Герои русских народных сказок – сколько их? Точного числа я нигде не нашел, а когда стал сам считать, то понял, ведь все сказки я просто не в силах охватить, сказки читай, читай, не перечитать, не стоит забывать о том, что сказка к нам пришла с древней Руси. Героев сказок очень много, каждый из них выполняет свою важную роль в сказке.
Я очень люблю волшебные сказки, и мне интересны герои с нечистой силой, в них много загадочного и таинственного. А какие герои сказок нравятся моим сверстникам и взрослым, я узнал из моего опросника?
Оказалось, большая часть опрошенных, любят добрых и сильных героев. Однако, интересно узнать, почему герои с нечистой силой коварные и злые?
В своей научно-исследовательской работе я попытаюсь разобраться – кто же они, эти сказочные герои, что представляют собой те, кто живет в русских сказках? В процессе изучения сказок, я выяснил, что перед тем, как начать свой путь по изучению таинственного мира, необходимо спросить разрешения у древней и могущественной богини, ибо без нее никто не вправе вступить в потаенный мир. А живет она в глухом лесу, в избушке «»на курьих ножках«» и зовут ее Баба Яга.
По русским народным сказкам мы знаем ее как злую, уродливую и сварливую старуху – волшебницу. Когда-то, давным-давно, у наших предков-славян Баба Яга была могущественной богиней: хозяйкой леса, зверей и царства мертвых. Ее избушка считалась входом, вратами в нижнее, подземное царство – НАВЬ. Ее избушка была сторожевой заставой на границе между миром живых людей и миром мертвых. И эту границу ревностно охраняла от посторонних Баба Яга.
Чтобы войти в неё, надо было произнести заклинание – «Избушка-избушка, встань по-старому, как мать поставила – к лесу задом, ко мне передом. Мне в тебя лезть, хлеб-соль есть»[3, С 52]. Почему избушка стоит именно таким образом – спрятав дверь?
Древние славяне считали, что войти в нее можно только со стороны Нави – царства мертвых. Мертвым не нужен солнечный свет, не нужны двери и окна: «Избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей...»[3, С 52].
Герой-путешественник, приходящий в Навь в поисках мудрости и счастья, представал перед Бабой Ягой, и она решала, достоин ли он, быть посвященным в тайные знания или должен умереть за дерзость. Вспомните, как Баба Яга встречала своего гостя? «Фу-фу-фу, русским духом пахнет. Вот зажарю тебя и съем, а потом на твоих костях поваляюсь-покатаюсь» [3.С 53].
Это тоже не пустые слова. Русский дух – это дух живого человека, чужака. И к нему Баба Яга настроена враждебно. Ей не нужны непрошеные гости, и она грозится умертвить героя. Почему она грозится изжарить путника?
В Древней Руси покойников сжигали, а пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там, в чаще, стоял маленький домик – его называли «домом мертвых». Сосуд с прахом заносили внутрь, а кости привязывали к шестам и выстраивали вокруг в виде забора. Теперь нам понятно, что послужило прообразом жилья Бабы Яги.
Но как бы не злилась Баба Яга, она должна спросить путника: «Кто ты, добрый молодец, зачем пожаловал: дело пытаешь, аль от дела лытаешь?» [3, С 54]. А что отвечает ей добрый молодец? «Ты меня сперва напои, накорми, в баньке попарь да спать уложи, а потом пытай!»[3, С 54].
Был такой древний ритуал посвящения, который существовал у многих языческих народов. Человека, пришедшего в общину, надо накормить – приблизить к себе. Ведь до сих пор гостя принято угощать. И только после этого Баба Яга может испытать гостя мудрыми загадками.
Тех, что не отгадали загадки, варят в котле или сажают в печь на огромной лопате. А если молодец проявил ум и смекалку – укажет ему Баба Яга путь-дорогу в Тридевятое царство, да еще и одарит чудесными вещами. Здесь она уже выступает, как добрая богиня, мудрая наставница и дарительница.
Познакомившись с древней волшебницей, я приступил к изучению других сказочных существ. А вы знаете, что лес населяют не только звери и птицы, но и множество духов, которые следят за человеком, проникшим в их владения?
Царем, хозяином леса считается Леший. С виду Леший похож на человека. Но приглядитесь, и заметите, что в его одежде все перепутано. Тулуп вывернут наизнанку. Левый лапоть одет на правую ногу. Глаза у него зеленые, как мох, а по ночам горят, как два светлячка. Бровей и ресниц у него нет, а также нет и правого уха. Осенью Леший буянит и куролесит в лесу, а зимой спит до весны.
Живет он обычно в буреломе или старом дупле. Показывается и исчезает внезапно. Хлопает в ладоши, свищет, аукает. Может превратиться в любого зверя или растение. А то прикинется стариком, путником. Если вы пришли в лес с добрыми намерениями, уважительно к зверью и лесу относитесь, то он вас не тронет. Над боязливым и робким человеком он подшутит. Но если вы ему чем-то не понравились – берегитесь, заблудитесь. Недаром говорят: «»Леший водит!«» Непочтительных он в чащу заведет да там и оставит одних – так и пропадут в дебрях, не выберутся.
А еще я представлю вам героя нечести, который, как правило, является самым могущественным – это Кощей Бессмертный. Кощей Бессмертный – хранитель Царства мёртвых. В древнеславянском языке слово «кошть» или «кошь» означало сухой, тощий. От него, видимо, произошло современное слово «кость». Кощей посылал на землю засуху, иссушал её, делал бесплодной.
Его изображают обычно в виде скелета в чёрном плаще. Это исключительно творящий зло персонаж. В современном русском языке сохранились слова «кощунствовать» – творить зло и «костерить» – ругать. Смерть Кощея спрятана так далеко, что его называют бессмертным. «На море-океане, на острове Буяне стоит дуб, на дубу – сук, на суку – сундук, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – игла, на конце иглы – смерть Кощея» [2, С.26]. Много добрых молодцев сгинуло, добывая смерть кощееву.
Рассмотрев образы отрицательных героев, можно сделать следующий вывод: Баба–Яга и Леший защищают и берегут свою территорию от чужаков, а если видят перед собой силу, мудрость и доброжелательность, даже оказывают помощь. А вот Кощей Бессмертный ни при каких условиях не идет навстречу герою.
Мое социологическое исследование подтвердило тот факт, что сто процентный злодей – это Кощей Бессмертный.
Выводы
В результате моей исследовательской работы, изучив героев русских народных сказок, проведя анализ поведения Бабы-Яги, Лешего, Кощея Бессмертного я понял, что герои с нечистой силой на самом деле не такие уж злые и коварные, просто они требуют особого отношения к себе, ведь человек вторгается в их мир, а они только защищаются.
А еще я узнал, что сказка известна с древних времен, но первые 10 сказок были записаны только в 17 веке для английского путешественника Коллинга. Познакомился со многими сказочными персонажами в славянской культуре, на основе которых создал энциклопедию сказочных существ – «Кошмарология».
Мне моя работа необходима для дальнейшего изучения русского народного творчества и мифологии. А сказочные герои, сделанные своими руками, понадобятся для школьного театра.
В будущем я хочу продолжить исследования, чтобы подробно узнать о сказочных существах из моей энциклопедии – Водяном, Баннике, Домовом, Кикиморе.
Литература:
1. Русские народные сказки. Составитель Алексеева О.Б. Том 1, г. Тольятти 1987г.
2. Русские народные сказки. ИЧП «АВС» г. Самара.
3. Христоматия по литературе 5-7 класс. ООО «Проссверок», Москва 2002г.
4. Энциклопедия русских преданий, Грушко Е.А., Медведев Ю.М. ЭКСМО-Пресс, 2001г.
5. Язычество древних славян, Рыбвков Б.А. «София» ИД «Гелиос», Москва 2002г.
6. http//seelrc/org.
Автор: Левашов Константин, ученик 3 А класса МОУ НОШ № 9, город Нягань Тюменской области. Руководитель: Самулыжко Людмила Викторовна, педагог высшей категории МОУ НОШ № 9, город Нягань Тюменской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Сформулированы основные выводы по всей работе в целом (согласованные с целями и задачами), намечены перспективы для возможного проведения дальнейшего исследования. Представлена интересная презентация. Молодцы!
Константин и Людмила Викторовна, удачи вам!
А вот вопрос тебе: Почему роль бабы яги в кино лучше удавалась мужчинам?
Константин и Людмила Викторовна, познакомилась с вашей работой. Молодцы! Работа заслуживает внимания: проведена и подготовлена методически верно, сформулировны выводы, указаны источники информации, подготовлена качественная презентация. Удачи вам!
Мне кажется, что Красная шапочка, Кот в сапогах и Геркулес не являются героями русских народных сказок!
Ответственным этапом в подготовке исследования является этап обоснования актуальности темы. В данной работе этот этап прослеживается чётко. Присутствуют основные элементы исследовательской деятельности. Новых творческих решений и открытий!