Конкурс «Детский исследовательский проект»
Номинация «Филология»
На уроке литературы мы изучали произведение А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Во время чтения у меня возникло много вопросов. Мне было непонятно, что такое «околоток», «чекмень» и многие другие слова. Почему так странно говорят некоторые герои? Только ли мне не понятны эти слова и почему они мне не понятны? И главное, зачем Пушкин использовал их в своем произведении?
Чтобы ответить на все эти вопросы, мне пришлось провести лингвистический эксперимент, познакомиться с тем, как называются эти слова, заглянуть в прошлое – эпоху Пушкина, понаблюдать за этими словами в тексте. Так возник проект «Устаревшие слова в повести Пушкина «Барышня-крестьянка».
Цель: изучить материал об устаревших словах, их разновидностях; исследовать роль этих слов в произведении А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
Задачи:
Объект исследования: учащиеся 5 класса.
Предмет исследования: повесть Пушкина «Барышня-крестьянка».
Гипотеза: Пушкин использует устаревшие слова в повести «Барышня-крестьянка», чтобы воссоздать колорит эпохи 19 века и как средство создания характера.
Актуальность проблемы:
При чтении произведений художественной литературы нередко возникают трудности, связанные с пониманием значения отдельных слов.
Проблема непонимания – одна из центральных проблем современного мира вообще.
Рассмотрим лишь одно, но чрезвычайно важное проявление этой проблемы, поскольку каждый школьник не раз сталкивался с ней, – степень пониманияотрывка из текста или отдельного предложения, где встречаются слова, вышедшие из активного употребления, но являющиеся средством познания окружающего мира, его истории, культуры, а также средством создания характера героя.
Выходом из этой ситуации могли бы стать словарики к произведениям!
Методы исследования: сбор информации, лингвистический эксперимент, работа с текстом, анализ, обобщение результатов, составление словаря.
Практические результаты: составлен «Словарь устаревших слов повести «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина». Задача словаря — разрешить лексические трудности, возникающие при чтении текстов, приучить к вдумчивому чтению литературы.
Вывод:
Анализ результатов лингвистического эксперимента показал, что многие пятиклассники испытывают трудности при чтении текста из-за непонимания значения слов, относящихся к пассивной лексике русского языка.
Роль устаревших слов в русском языке разнообразна. Историзмы в литературе используются для наиболее точного описания эпохи. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей.
Пушкин в повести рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о городской бедноте, о провинциальном дворянстве. События, изображенные в повести, происходят в отдаленных губерниях Берестовых, Муромских. Во время чтения перед нами возникают картины жизни провинциального дворянства: обеды, отдых, охота, прием гостей.
Речь главной героини, элементы одежды помогают ей стать на время «крестьянкой». Помогает Пушкину в осуществлении данного художественного замысла использование в произведении устаревшей лексики.
Автор: Сокольникова Анастасия, 11 лет, ученица 5 класса «Б» МОУ СОШ № 256 с углублённым изучением отдельных предметов ГО ЗАТО, город Фокино Приморского края. Руководитель: Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МОУ СОШ № 256 с углублённым изучением отдельных предметов ГО ЗАТО, город Фокино Приморского края. Стаж работы 22 года.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Исследован объёмный лингвистический материал. Автор свободно оперирует многочисленными лингвистическими терминами, объясняет их значение и иллюстрирует интересными примерами из повести
А.С. Пушкина «Барышня - крестьянка». В работе детально рассматриваются архаизмы, историзмы; приводятся примеры фонетических, лексических, семантических, словообразовательных различий в архаизмах. Данное исследование является ценным вкладом в развитие глубокого понимания языковых процессов в русском языке. Спасибо Анастасии и Татьяне Анатольевне за представленную работу. Успехов вам!
Настя и Татьяна Анатольевна, познакомилась с вашей работой. Молодцы! Проведено объёмное лингвистическое исследование. В работе отражены все этапы исследования, чётко сформулированы выводы, подготовлена стоящая презентация. Успехов вам!
Настя, ты прекрасно разбираешься в литературных терминах. прекрасное исследование!!!
Признаётся факт, что человек развивается только в деятельности, а чем шире круг её видов, в которые включён ребёнок, тем богаче и интереснее становится его жизнь и он сам. Организация внеурочной работы – это пространство неограниченной педагогической свободы и территория неиссякаемого детского творчества. Дальнейших совместных творческих решений и открытий, Татьяна Анатольевна и Настя!