Конкурс «Детский исследовательский проект»
Номинация «Окружающий мир»
Я очень люблю животных, смотреть про них передачи, читать книги, возится с ними. Около Дома культуры много голубей, и я частенько за ними наблюдаю, подкармливаю. Иногда маленькие дети начинают их пугать, тогда голуби взлетают высоко на крышу здания. Как это у них получается? Я задумался: что помогает птицам летать. Эту загадку я и захотел разгадать.
Цель проекта: узнать, почему птицы могут летать.
Задачи:
Объект исследования: птицы.
Предмет исследования: возможность птиц летать.
Гипотеза: раз у птиц есть крылья, значит, они могут летать.
Методы:
Как появились птицы?
Некоторые ученые считают, что птицы произошли от небольших хищных динозавров. Они были двуногие с длинными хвостами и мелкими передними конечностями хватательного типа, которые использовались для сшибания летучих насекомых, для чего хищникам приходилось высоко подпрыгивать. Одновременно происходили преобразования чешуй в перья, изменения хвоста.
Позднее птицы приобрели способность к активному полету. Это означает, что благодаря взмахам передних конечностей они смогли преодолеть действие земного притяжения. Полет позволил им:
Развитие полета сопровождалось укорочением длинного хвоста и заменой его веером из длинных перьев, хорошо приспособленным для руления и торможения.
Что позволяет птицам летать?
1. Крылья идеально приспособлены к полету по своей форме и создают подъемную силу.
2. Обтекаемая форма тела, создаваемая перьевым покровом. Перо чрезвычайно легко и прочно.
3. Легкий скелет. Кости имеют тонкие стенки, а внутри они полые или образуют сеть тонких внутренних перегородок. Такие кости легкие и в то же время очень прочные.
4. Сильные мышцы обеспечивают работу крыльев птиц.
5. Причуды стопы, состоящей из 4 пальцев (3 пальца вперед, один назад). Сухожилия, проходящие через цевку, обеспечивают сгибание пальцев, выполняют функцию рычага, точно координируют движения.
6. Питание. Птицам приходится очень много есть, они постоянно заняты поиском корма.
7. Дыхание. При полете требуется в 10-12 раз больше кислорода, чем в покое. Поэтому, кроме легких, имеются воздушные мешки.
Разница давлений над и под крылом создает подъемную силу крыла, которая удерживает птицу в полете.
Наблюдения
Летают не только птицы, но и другие животные. Я решил сравнить насекомых и птиц. Птица летает быстрее и выше. У насекомых наружный скелет – защищает от хищников, мешает росту, у них нет мышц, которые позволили бы быстрее летать, а у птиц – внутренний скелет дает опору мышцам.
Рассмотрел перья под лупой и выяснил, что перо состоит из стержня, а от стержня отходят волоски, есть крючочки.
Приложил перышко к щеке – стало тепло. Значит, они нужны для тепла. Отрезал кончик пера – внутри пусто. Значит, перо легкое.
Вывод: перья – легкие, сохраняют тепло, эластично пружинят, очень крепкие, делают поверхность тела птицы гладкой.
Сравнивая с птицей летучую мышь, видим: тело птицы покрыто перьями, а мыши – шерстью. Мне кажется, что скелет у птиц легче, чем у летучих мышей, да еще у летучих мышей кожистое вещество между пальцами рук, плеча и тела. У птиц полетные мышцы развиты больше, вместо зубов – легкий клюв.
Вывод: птицы – лучше приспособлены к полету, чем насекомые и млекопитающие.
Опыты
Я опустил перо и клочок шерсти в воду: шерсть намокла, а перо нет. Значит, птицы их чем-то смазывают (предположим, жир).
2. Взял лист бумаги за край и подул, он держался в воздухе. Значит, полет возможен благодаря подъемной силе, которую создает разница давлений воздуха под крылом и над крылом.
3. Следующий опыт показал, что полые кости прочные. Я сложил лист бумаги несколько раз и вставил его в кольца на подставке. К бумаге подвесил грузик. Бумага не выдержала веса, и грузик упал. Затем свернул лист бумаги в трубочку и повторил опыт. Бумага выдержала вес даже нескольких грузиков. Вывод: легкость и прочность скелета птиц достигается полыми костями.
Заключение
Птицы появились в ходе преобразования древних динозавров.
Из-за проблем с питанием на земле, появилась возможность добывать его в воздухе и на высоких деревьях. Перелеты помогают найти более благоприятные условия для питания зимой и летом. В воздухе и на деревьях можно укрыться от хищников.
Строение тела птиц приспособлено для полета: крылья, скелет, полые кости, дыхание, обтекаемая форма тела, питание, разница давлений над и под крылом во время полёта.
Перьевой покров прочный, легкий и согревающий.
Полёт – это прежде всего победа над земным притяжением.
Но моя гипотеза «раз у птиц есть крылья, значит, они могут летать» не подтвердилась, так как есть птицы, которые не летают. Почему некоторые птицы не летают? Это может быть темой следующего исследования.
Автор: Кунгурцев Егор, 8 лет, ученик 2 А класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №30 г. Новоалтайска», МУДОД «Станция юных натуралистов г. Новоалтайска», город Новоалтайск Алтайского края. Руководитель: Сартисон Лариса Христьяновна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №30 г. Новоалтайска», МУДОД «Станция юных натуралистов г. Новоалтайска», город Новоалтайск Алтайского края. Педагогический стаж 26 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Следует высоко оценить чисто методическую сторону данной работы. Егор сумел ясно изложить причины своего обращения к данной теме, хорошо сформулировать цель исследования и его задачи. Молодец! Текст написан хорошим литературным языком, но в нём встречаются орфографические ошибки… Лариса Христьяновна, удачи Вам!
Егор и Лариса Христьяновна, познакомилась с вашей работой. Хотя в работе и встречаются неточности, но, учитывая возраст Егора, она заслуживает внимания. В работе отражены все этапы проведения исследования. Молодец! Успехов вам!
Прослеживается грамотная структура проектной работы Егора: формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования; уточнение выявленных проблем и выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных; сбор информации; анализ полученных результатов.
Уважаемые Евгения Николаевна, Надежда Викторовна и Лилия Махмутовна! Спасибо за комментарии и добрые пожелания. Нам с Егором приятно, что наша работа Вас заинтересовала.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.