Конкурс «Детский исследовательский проект»
Номинация «Математика»
Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры? Я предлагаю найти ответы на эти вопросы, доказать, что связь между музыкой и математикой существует.
Дважды два – четыре,
Дважды два – четыре,
А не три, а не пять – это надо знать!
Дважды два – четыре,
Дважды два – четыре,
А не шесть, а не семь – это ясно всем!
Трижды три навеки – девять,
Ничего тут не поделать!
И нетрудно сосчитать,
Сколько будет пятью пять!
Пятью пять – двадцать пять!
Пятью пять – двадцать пять!
Совершенно верно!
сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского
Вслушайтесь в эту веселую песенку. На её примере можно выдвинуть гипотезу, что занятия музыкой помогают изучению математики. С помощью этой песенки можно легко запомнить некоторую часть таблицы умножения. Мы думаем, что ни один человек в мире не может прожить без математики и без музыки.
Наверняка, каждый из вас сейчас подумал, какая же связь может быть между математикой - мудрой царицей всех наук, и музыкой?
Я поставил перед собой цель: доказать, что связь между музыкой и математикой существует.
Для достижения цели надо решить три задачи:
На первых же уроках сольфеджио – так называются уроки музыкальной грамоты – ученики музыкальных школ сразу же сталкиваются с математикой.
В музыке все считать надо. Как и в математике.
7 нот, 5 линеек нотного стана, интервалы .
А ноты-то все разные. Одни коротенькие совсем, другие длинные.
Так в 5-6 лет ребята, которые занимаются музыкой, узнают, что ноты или что-нибудь другое может делиться. А ведь деление школьники начинают изучать только в 8-9 лет, в конце второго класса. Интересно, что у истоков музыкальной грамотности стоял великий математик Пифагор. И не случайно!
Чтобы записать слова – мы используем буквы, числа – цифры, а музыку – ноты.
При записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность).
Здесь и происходит сопоставление целого числа и целой длительности, дробного числа и длительности коротких нот, записываемых при помощи дроби.
Предлагаю рассмотреть нотную запись отрывка пьесы Петра Ильича Чайковского «Сладкая греза», исполняемого на блок-флейте.
В этой нотной записи:
Целые ноты не используются.
Половинки используются 3 раза. Например, нота до.
Четверти используются 12 раз. Например, нота ре.
Восьмые используются 3 раза. Например, нота ми.
Не зная математических понятий, не умея различать дроби, не умея сравнивать их, невозможно было бы сыграть музыкальный фрагмент.
Именно здесь мы сталкиваемся с математической операцией сравнения.
В музыке, как и в математике, тоже есть понятие параллельности. Параллельные тональности, а ещё линии нотного стана всегда параллельны, то есть никогда не пересекаются.
Кроме вышеупомянутых понятий, с понятием последовательность в математике мы встречаемся крайне часто. Обычно цель при встрече с ними – отгадать следующее число или символ.
Все музыкальные произведения тоже записываются нотами в определенной музыкальной последовательности.
Таким образом, математика и музыка – два полюса человеческой культуры, два школьных предмета, две системы мышления, тесно связанные между собой:
Данное исследование доказывает, что музыка помогает изучать математику. Ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой в школе.
А закончить я хочу словами великого математика Лейбница: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».
Приложение: Презентация «Математика и музыка».
Автор: Михаил Соболев, 9 лет, ученик 2 «Б» класса МОУ Гимназия №17 города Перми. Михаил – участник концертного хора Пермской хоровой капеллы мальчиков. Он играет на флейте и на фортепиано. Работу прислала мама Соболева Ирина Евгеньевна.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Миша и Ирина Евгеньевна, познакомилась с вашей работой. Тему вы выбрали интересную, подготовили интересную презентацию. Безусловно, большинство предметов взаимосвязаны. Вы видвинули гипотезу: "занятия музыкой помогают изучению математики", сформулировали вывод: "Исследование доказывает, что музыка помогает изучать математику. Ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой в школе." Думаю, что данный вывод не соответствует действительности, т. к. не все дети, занимающиеся музыкой, становятся "математиками". В целом работа не плохая. Удачи!
Спасибо за Ваш комментарий, Надежда Викторовна.
Идея написать эту работу родилась как раз из практических наблюдений. Миша начал учиться в музыкальной школе на год раньше, чем в общеобразовательной. Когда он ещё не поступил в общеобразовательную школу, легко начал делить некоторые двузначные числа на двузначные. Например 36 на 12 и т.п.Когда стали разбираться откуда бы это, выяснилось, что в музыкальной школе они проходят длительности нот, т.е. деление. Отсюда идея этой работы, а потом уже и другие "совпадения" нашлись. Миша не вундеркинд и даже не отличник.
И ещё одно наблюдение. Миша учится в одной из лучших музыкальных школ города- хоровой капелле мальчиков. И многие капелланы, как и Миша, поступили и учатся в школах с углубленным изучением математики.
На мой взгляд, Миша и Ирина Евгеньевна сделали верные выводы. Как показывает анкетирование учащихся, проведённое в нашей школе, интегрированные уроки дети считают интересными, материал усваивается лучше, психологическая обстановка комфортная. Интегрированные уроки улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учёбе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений...
Спасибо, Евгения Николаевна.
Прежде, чем приступить к работе, мы с Мишей перечитали много материалов на эту тему и убедились, что специалисты тоже придерживаются обозначенной точки зрения.
Может, конечно, я не права, но вопрос в исследовании не об интеграции, а Миша приводи доказательство своей гипотезы: "ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой в школе." Я бы так не сказала. С уважением!
Соглашусь с Вами, Надежда Викторовна.
Мише в своих выводах и заключениях необходимо было опираться в большей степени на результаты проведённых исследований (опрос родителей и подростков) и в меньшей - на собственный опыт…
Спасибо за рекомендации, Евгения Николаевна. Это первая Мишина работа. Мне было важно помочь ему отразить его собственное мнение на этот счет, не вмешиваясь в ход работы.
Действительно, Надежда Викторовна, речь в работе не об интеграции.
Данный межпредметный исследовательский проект основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. С выводом Миши, что "музыка помогает изучать математику. Ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой", я согласна. Дальнейших творческих открытий, Миша!
Спасибо за Вашу оценку Мишиной работы, Лилия Махмутовна . Было интересно сравнивать такие разные предметы.
Очень познавательная работа, узнали много нового и интересного с девочками! Успехов тебе Миша!! Твой проект на 5!!
Молодец, Миша! Я с тобой полностью согласна! На примере моей Настасьи лишний раз подтверждаю: Средняя школа с медалью закончена. Муз.школа по классу фортепиано с красным дипломом и сейчас учится в ПГУ на мехмате только на отлично! Музыка очень помогает в жизни...Успехов тебе!
Молодец, Миша Математика разумна, а музыка чувственна, он пытается найти что-то общее, и находит. Связать тонкую материю души с реальным объективным миром - это взрослым ученым редко удается, а он пробует и что-то у него получается. А описать музыку языком математики, это также как попробовать описать математику литературным языком Льюис Кэролл с этим справился, почему бы Соболеву М. в будущем не попробовать описать математику музыкальным языком.
Да, эти три друга Кэролл, Толкиен и Льюис - постоянные источники для изучения и подражания Миши. В перерывах между новыми книгами сын всё время возвращается к их произведениям. Читает даже в машине и в общественном транспорте.
На мой взгляд, занятия музыкой имеет влияние на успешность обучения в школе.
Сама музыка развивает в человеке различные способности, а уж математические способности тем более.
Не умея считать и выявлять закономерности, не владея некоторыми математическими понятиями, трудно овладеть и музыкальной грамотностью.
Получается, что человек, увлекающийся музыкой, просто вынужден владеть математическими знаниями и оперировать ими.
Вывод: связь музыки с математикой ПРЯМАЯ!
Отличная работа. Молодец Миша.
Спасибо за поддержку.Связь между рассматриваемыми предметами, безусловно, не лежит на поверхности, но она есть, надо только постараться увидеть, сопоставить проанализировать. Спасибо.
Миша!ты большой молодец!дерзай дальше,успехов тебе в учебе и творчестве!работа очень интересная и творческая,хотя и не во всем бесспорная.Мне работа понравилась,оценка-5
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.