Конкурс «Детский исследовательский проект»
Когда мне было 3-4 года, мы с дедом наводили порядок в гараже, и мне на полке попалась деревянная ложка. Я спросила у деда, кто сделал эту ложку. Дед сказал, что эту ложку сделал мой прадед. А еще он рассказал, что прадед был мастер резьбы по дереву. Я ничего не поняла и забыла про этот разговор.
А сейчас, когда я пошла в школу, меня стало интересовать все, в том числе и наследие нашей семьи. И тут я вспомнила давний разговор с дедушкой о деревянной ложке. Вот с этой ложки все и началось.
Актуальность моей исследовательской работы, на мой взгляд, состоит в том, что при формировании характера человека важно, какие нравственные ориентиры стоят на его пути, какие маячки светят ему в житейском море.
Проблема, которую я вижу: мир вокруг меня и мы становимся более жесткими, менее добрыми, перестаем видеть и замечать красивое в обыденном, теряем связь поколений.
Решение данной проблемы заложено в гипотезе: истоки доброты, сострадания, красоты закладываются именно в семье, как большие реки начинаются с малых ручейков.
История страны складывается из судеб миллионов ее граждан. Одной их них является судьба моего прадеда и его детей.
Цель исследования: сохранение культурного наследия моей семьи и передача его следующим поколениям.
Задачи:
1. Ближе познакомиться с биографией прадеда и его сыновей.
2. Изучить мир их интересов и увлечений.
3. Узнать побольше о технике резьбы по дереву.
Прежде чем приступить к данной исследовательской работе, я составила план, мне нужно было ответить на вопрос: «Как я могу узнать что-то новое о том, что исследую». Самыми доступными для меня методами исследования оказались: наблюдение, анализ, самостоятельное размышление, работа с архивными материалами, изучение литературы, получение информации в сети Интернет.
Для выполнения данной работы я использовала документы из семейного архива и сельского краеведческого музея. Систематизировала творческие работы прадеда, беседовала с родственниками, брала интервью, снимала видео. По результатам опроса составила мемораты.
Насколько трудной, настолько и интересной была судьба прадеда. Родился Петр Степанович Пикуль в селе Христиновка Мазановского района Амурской области 18 февраля в 1929 году. ( И я родилась 18 февраля) Семья была большая, десять детей. Детство было голодным, одеть нечего.
В годы войны работал в колхозе. После войны прадед строил дома, делал печи. А больше всего любил вырезать из дерева разную утварь (ложки, поварешки, чашки). Прадед делал резные ставни, которые до сих пор сохранились как реликвия. Шли годы, прадед женился, и у него родились дочь да три сына. Когда сыновья подросли, стал их обучать своему ремеслу.
«Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью…». Эти слова, принадлежащие В.М. Шукшину, как нельзя точнее характеризуют моего прадеда.
Проводя исследовательскую работу, нам с бабушкой пришлось изучить литературу, обратиться на страницы Интернета, чтобы узнать, какие существуют виды резьбы по дереву. А затем определить, какими из них владеют мои прадед и деды Николай Петрович, Владимир Петрович и Сергей Петрович.
Мы выяснили следующее: художественная резьба по дереву – один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. Резьба различается по видам — геометрическая резьба, контурная резьба, плоскорельефная резьба, ажурная резьба и объемная резьба.
В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резное дело в народных традициях. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д
Современная резьба строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.
Условно можно выделить три основных типа:
Сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба).
Глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы).
Скульптурная резьба.
Домовая резьба(является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).
Проводя исследовательскую работу про деревянную ложку, я узнала следующее. Деревянная ложка состоит из следующих конструктивных элементов:
Держало – черенок, рукоять ложки.
Черпало(черпак) – полукруглая «рабочая» часть, ковш, которым зачерпывают пищу.
Едало – углубление, полость в черпаке с лицевой стороны.
Соединительная перемычка – связывает держало с черпалом.
Творческое наследие не угасло с уходом прадеда из жизни. Его талант к резьбе по дереву передался сыновья Николаю, Владимиру, Сергею. Я еще не знаю, разовьется ли у меня талант резьбе по дереву, но уже сейчас с дедом начинаю вырезать, но пока еще плохо получается. К сожалению, я родилась в тот год, когда не стало прадеда, но я его очень люблю, и у меня складывается впечатление, что я его очень хорошо знаю.
Вот так, шаг за шагом, в процессе исследования открывалась передо мной страничка истории моей семьи. Безымянные, неведомые предки становились роднее и ближе. Работы оставленные прадедом в наследство словно ожили и заговорили.
Заключение
В большой семье живут и передаются из уст в уста семейные предания, семейные реликвии, которые послужили хорошим подспорьем в моей работе. Благодаря моей бабушке, Пикуль Татьяне Викторовне, и моему деду, Пикуль Николаю Петровичу (они меня воспитывают, т. к. моя мама умерла, когда мне было полтора месяца), удалось собрать данный материал, творческие работы моего прадеда и его сыновей.
Моя работа поможет сохранить эту память для потомков, и, может быть, спустя много лет, кто-нибудь из моих детей, внуков и правнуков тоже напишет историю своих предков, и основой для их работы станет это исследование. Теперь для меня наполнились конкретным смыслом такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «моя семья и род».
Выводы, к которым я пришла в процессе исследования:
1. Ближе познакомилась с биографией прадеда.
2. Изучила мир интересов и увлечений его сыновей.
3. Узнала много нового и интересного о технике резьбы по дереву.
Автор: Ткачева Дарья, 7 лет, ученица 1 класса МОУ Белояровская СОШ Мазановского района Амурской области. Руководитель: Пикуль Татьяна Викторовна, учитель технологии I квалификационной категории МОУ Белояровская СОШ Мазановского района Амурской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Познавательная призентация! А главное эта исследовательская работа учит наших детей изучать и знать историю и традиции своей семьи; хранить то, что сделали их прадеды, прапрадеды; передавать от поколения к поколению культурное наследие наших предков.
Дарья, у тебя замечательная работа! и ты правильно сформулировала гипотезу, которая служит ориентиром в поиске необходимой информации. Её истинность проверяется тобой в дальнейшем в ходе самостоятельного исследования. Я тебе поставила пятёрку.
Даша и Татьяна Викторовна, познакомилась с вашей работой. Молодцы! Было интересно познакомиться с таким ремеслом как резьба по дереву. В работе отражены все этапы вашего исследования, сформулированы выводы. Успехов вам!
Благодарим всех за отзывы о работе. У нас много планов на будущее по изучению данной темы.
Даша, ты умница!Я восторге от вашей работы, действительно сейчас мало мастеров резьбы по дереву, прочитав твою работу мне стало известно о видах резьбы.Ты подобрала хорошее стихотворение, читая его вспоминаешь о своих дедах и прадедах. Ты выбрала тему актуальную для настоящего времени,сейчас трудно возродить эту технику, у нас у молодежи другие интересы. Успехов тебе в конкурсе, а главное победы!
"... и, может быть, спустя много лет, кто-нибудь из моих детей, внуков и правнуков тоже напишет историю своих предков, и основой для их работы станет это исследование..." Как хочется, Дашенька, чтобы твои слова сбылись... Всего доброго тебе и твоей семье!
Спасибо! У меня прекрасная семья, мои дедушка сбабушкой прививают мне любовь к творчеству, прекрасному. Изучая наследие своей семьи, я поняла как оно мне дорого.Я горжусь талантом своих дедов и хочу перенять их талант. Пытаюсь выризать, но пака только порчу дерево, а дедушка успакаевает, что у меня все получится, не смотря, что я еще маленькая, но я упорная, буду делать пака неполучится. Спасибо за поддержку.
Извините, я написала отзывы без бабушки, а она нашла ошибки, извините, я исправлюсь.
Дашенька ты молодец, выбрала актуальную тему для нашего времени. Самое главное, ты знаешь историю, традиции своей семьи, чтишь память предков. Из твоей работы, узнала много интересного, познавательного и себе взяла на заметку! Удачи тебе и огромного стремления к победе.
Девчонки, вы молодцы!!! Так держать!!! Очень интересная работа!!! А.А.Н.
Теска. ты молодец! Продолжай изучать наследие своей семьи. С уважением Дарья Игоревна.
Молодец Даша ! Так держать, продолжай в том же духе, желаю тебе успехов в твоем деле. т.Оксана
Актуальная тема, подробное исследование, нарядная презентация, молодцы!
Здравствуйте, Татьяна Викторовна и Дашенька! С удовольствием познакомилась с Вашей работой. Проделана очень большая и трудоемкая работа. Работа очень интересная, познавательная. Желаю Вам и в дальнейшем творческих успехов. Молодцы!