Конкурс «Детский исследовательский проект»
Номинация «Филология»
Очень часто в поздравительных открытках наряду с различными пожеланиями пишут такие слова: «Желаю счастья!» или «Будьте счастливы!». Я не понимала значения этих выражений, но они мне очень нравились, чувствовалась какая-то загадочность в слове «счастье».
Сама я рассуждала так: счастье – это когда в семье или друзей происходит что-нибудь хорошее. На день рождения своей маме я подписала открытку и закончила поздравление словами: «Желаю щастья!». Мама улыбнулась, прочитав мое поздравление, и сказала: «Щастье ты мое!».
После этого я еще больше задумалась о слове «счастье»: что означает это слово? Как оно появилось в русском языке? Почему мы пишем: «Счастье», а произносим: «Щастье».
Маме, бабушке, дяде, старшему брату и старшим сестрам я задала вопрос: «Что такое счастье?» и выслушала очень интересный ответ. Затем я спросила у подружек, у девочек, живущих на моей улице, у ровесников и у взрослых. Все мне отвечали по-разному, но встречались и очень похожие трактовки понимания слова «счастье».
В своей исследовательской работе я решила выяснить, что же такое счастье и что означает слово «счастье».
Тема работы: «Что такое счастье?».
Цель проекта: изучение понимания и значения слова «счастье».
Объект исследования: смысл и значение слова «счастье».
Предмет исследования: понимание значения слова «счастье» у учащихся 4 класса и у взрослых.
Задачи проекта:
Методы исследования: опрос, изучение специальной литературы, анализ и обобщение результатов.
Гипотеза: Смысл слова «счастья» учащиеся 4 класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его происхождение и значение.
Свое исследование я начала с опроса мамы и бабушки. Я задала им вопрос: «Что такое счастье?». Моя мама дала следующий ответ: «Счастье – это когда есть солнце, небо, кустарники, деревья, цветы, когда вокруг поют птицы, рядом радостные дети». Бабушка ответила: «Счастье – это когда ты любишь, и тебя любят».
Я решила провести опрос среди своих одноклассников. У нас в классе вместе со мной 11 человек. Я каждому раздала листочки и попросила дать ответ на вопрос «Что такое счастье?». Опрос был анонимный. Для удобства анализа я ответы ровесников разместила в таблицу 1.
Таблица 1. Ответы учеников 4 класса на вопрос: «Что такое счастье?»
№ |
Имя |
Ответы на вопрос |
1 |
Алиса |
Счастье – это когда все хорошо |
2 |
Дима |
Счастье – это радость |
3 |
Жамиля |
Счастье – это когда человек радуется, что у него все хорошо |
4 |
Максим |
Счастье – это радость |
5 |
Мамед |
Счастье – это когда люди радуются. Вот что значит счастье |
6 |
Настя |
Счастье – это когда человек радуется |
7 |
Лазги |
Счастье – это когда у тебя все получается. |
8 |
Рузана |
Счастье – это когда твои дела хорошо складываются |
9 |
Тайфур
|
Счастье – это когда у человека все хорошо и от этого ему радостно становится |
10 |
Шамам |
Счастье – это радость |
Анализируя ответы своих одноклассников, я сделала вывод, что счастье у большинства четвероклассников (7 человек) ассоциируется со словом «радость». Остальные ребята (3 человека) счастье связывают с успешностью (когда все получается, все хорошо складывается).
Продолжила свой опрос среди родственников. Я опросила 9 человек. Результаты опроса среди взрослых родственников представила в таблице №2.
Таблица 2. Ответы взрослых на вопрос: «Что такое счастье?»
№ |
Степень родства |
Ответы на вопрос |
1 |
Мама
|
Счастье – это радость, улыбка, жизнерадостность. Без счастья человек не может жить |
2 |
Папа
|
Счастье – это то, чему человек очень часто радуется. Без этого человек не может жить |
3 |
Бабушка
|
Счастье – это когда ты любишь, и тебя любят |
4 |
Дедушка |
Счастье – это счастье и любовь |
5 |
1 дядя |
Счастье – это когда все на свете здоровы |
6 |
2 дядя |
Счастье – это самое лучшее, что есть на земле. Потому что мы любим и будем любимы |
7 |
Старший брат |
Счастье – это радость, без чего человек не может жить |
8 |
1 старшая сестра |
Счастье – это радость и любовь |
9 |
2 старшая сестра |
Счастье – это когда тебя любят твои родители и друзья; когда сам любишь. От этого вокруг становится хорошо |
Анализируя ответы взрослых, я отметила, что 4 взрослых человека (мама, папа, старший брат, 1 старшая сестра), как и мои одноклассники, связывают понимание слова «счастье» со словом «радость». Один из опрошенных взрослых (1 дядя) понимает счастье как здоровье всех людей. Я выяснила, что 5 взрослые: бабушка, дедушка, 2 дядя, старшие сестры, вкладывают в понятие о счастье еще и любовь, при этом подчеркнули «без этого человек не может жить».
Сопоставляя результаты опроса учащихся 4 и взрослых, можно сделать вывод: слово «счастье» четвероклассники и взрослые в основном ассоциируют со словом «радость».
Для понимания смысла и значения слова «счастье» я взяла словари. В школьной библиотеке есть «Универсальный словарь по русскому языку». В универсальный словарь входят толковый словарь, этимологический словарь, орфоэпический и другие.
В толковом словаре на стр. 947 о слове «счастье» говорится: «Счастье, - я. 1. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения. Стремление к счастью. 2. Успех, удача. Во всем счастье кому-нибудь».
Объяснение толкового словаря помогло мне разобраться в ответах учащихся 4 и взрослых. Счастье – это чувство, к которому стремится человек. Не случайно некоторые взрослые отметили, что без счастья человек не может жить. Каждый человек стремится к счастью. Радостное событие в жизни человека – это тоже счастье. Несколько ребят из 4 класса подчеркнули: счастье – это когда хорошо складываются дела, все получается. Второе значение слова «счастье» в словаре толкуется как успех, удача.
Таким образом, смысл слова «счастья» учащиеся 4 класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его.
Для того, чтобы узнать происхождение слова «счастье» я обратилась за помощью к этимологическому словарю. На странице 1156 данного словаря говорится: «Счастье образовано от слова «часть». Приставка -с имеет значение «хороший». По всей видимости, изначальное значение «хорошая часть». Ср. доля, участь».
Благодаря этимологическому словарю я узнала происхождение слова «счастье». Мне было особенно радостно сделать еще один вывод: мои одноклассники, отвечая на вопрос «Что такое счастье?» не знали о том, что приставка –с в русском языке имеет значение - хороший. Но 4 человека из 10 написали: счастье – это «когда все хорошо», «человек радуется, когда у него все хорошо», «когда у человека все хорошо», «когда дела складываются хорошо». Эти ребята интуитивно ухватили значение слова «хороший».
В орфоэпическом словаре на стр. 651 я узнала, как правильно произносить слово «счастье» в устной речи: «Счастье. Произн. [ща]стье». Теперь мне стало понятно, почему в открытке маме я написала «щастье» вместо «счастья». Написание и произношение данного слова не совпадает.
В школьной библиотеке не было словаря В.И. Даля, поэтому я обратилась к Интернету. Ввела в поисковик «Словарь В. Даля». В электронной версии словаря я нашла объяснение значения и употребление слова «счастье»: «СЧАСТЬЕ (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля». Помимо этого у Владимира Ивановича я нашла интересные пословицы с этим словом. Особенно мне понравились следующие:
• Счастье дороже ума и богатства;
• Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив;
• Со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь;
• Всякому свое счастье, в чужое счастье не заедешь;
• Счастье в нас, а не вкруг да около.
Выводы.
1. Анализ понимания слова «счастье» у учащихся 4 класса показал, что ребята ассоциируют слово «счастье» со словом «радость», связывают с успешностью в делах.
2. Анализ понимания слова «счастье» у взрослых показал, что они связывают это слово с радостью, любовью, здоровьем; указывают о невозможности человеку жить без счастья.
3. Большинство учащихся 4 класса и взрослые слово «счастье» понимают как радость.
4. Исследование подтвердило гипотезу о том, смысл слова «счастья» учащиеся 4 класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его происхождение и значение.
Практические результаты.
1. В процессе исследования я выяснила понимание слова «счастье» у учащихся 4 класса и взрослых.
2. Узнала токование, этимологию (происхождение), правильное произношение слова «счастье».
3. Рассмотрела значение и употребление слова «счастье» в словаре В.И. Даля.
4. Результаты исследования были представлены одноклассникам на классном часе.
5. Результаты исследования можно применять на уроках предметов «русский язык» и «литературное чтение».
6. В дальнейшем я планирую провести исследования: «Употребление слова «счастье» в пословицах», «Употребление и понимание слова «счастье» в современной русской литературе».
Автор: Лазгиева Диана, 11 лет, ученица 4 класса филиала МОУ СОШ № 6, станица Воскресенская Новоалександровского района Ставропольского края. Руководитель: Чалая Светлана Николаевна, учитель 1 квалификационной категории филиала МОУ СОШ № 6, станица Воскресенская Новоалександровского района Ставропольского края.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Диана и Светлана Николаевна, познакомилась с вашей интересной работой. Тема меня заинтриговала и я также задалась вопросом: "Что такое счастье?" В конечном счёте, сама на него ответить и не смогла. Работа хорошая, в которой прослеживаются все этапы вашего исследования. Удачи вам!
Надежда Викторовна, спасибо за хороший отзыв о нашей работе!
С уважением, Чалая Светлана Николаевна.
Диана и Светлана Николаевна! Это замечательно, что в ходе работы над проектом вы использовали лингвистические словари. Они помогли вам познакомиться со всеми сторонами слова: лексической, грамматической, этимологической, орфографической. Они внесли оживление в работу над словом и положительно повлияли на развитие познавательной активности и самостоятельности Дианы. Молодцы! Успехов вам!
Здравствуйте, Евгения Николаевна! Большое спасибо за понимание и положительный отзыв о нашей работе!
С уважением, Чалая Светлана Николаевна.
Очень хорошо, когда дети задумываются над значением слов. Для них раскрывается сущность и соответственно они осознают свои действия и поступки. В наше время, это очень важно. Спасибо педагогу Светлане Николаевне и Диане, которая провела огромную исследовательскую работу.
Здравствуйте, Екатерина Леонидовна! Спасибо за положительный отзыв.
С уважением, Чалая Светлана Николаевна.
С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают всё новые и новые слова и выражения, постигают их связи и сочетания.
Много знаний о родной речи даёт школа. В ней изучаются основы наук, закладывается фундамент знаний, необходимых для дальнейшего совершенствования речи, но учебники не охватывают всех правил построения речи, не отражают всего богатства русской лексики и фразеологии. Поэтому, повышению знания русского языка способствовало в данном проекте пользование словарями и справочниками.Особенно важны толковые словари, которые раскрывают значения слов, показывают их стилистические и грамматические особенности.
Удачи вам!
Здравствуйте, Лилия Махмутовна! Мы с Дианой Вам благодарны за внимательное изучение нашей работы и положительный отзыв.
С уважением, Чалая Светлана Николаевна и Диана.
Диана, значение слова счастье, благодаря педагогу Светлане Николаевне, ты теперь понимаешь. Каждый человек его заслуживает и может сделать счастливым окружающих. Всё в твоих руках. Желаем успехов!
Этот вопрос актуален всегда, везде и во всех культурах. Удовлетворительный ответ на него определяет жизненные приоритеты и формирует мировоззрение. Неудовлетворительный (или отсутствие ответа) может повести ложным путем. Практичность данного исследования обоснована не только его темой, но и методом – сопоставлением мнений современников, принадлежащих к разным поколениям, с различными литературными источниками. Это порождает сочетание жизненного опыта окружающих с книжной мудростью.
Здравствуйте, Кирилл Валерьевич! Спасибо за высокую оценку и содержательный комментарий нашей исследовательской работы!
С уважением, Светлана Николаевна и Диана.
Здравствуйте, Marina6! Спасибо за высокую оценку и пожелания удачи! Всего доброго!
С уважением, Светлана Николаевна и Диана.
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.