Конкурс «Детский исследовательский проект»
Номинация «Окружающий мир»
Готовясь к празднованию Нового Года, я украшала квартиру воздушными шариками. Когда я надувала шарики, то один из них вырвался из рук и с большой скоростью полетел от меня в противоположную сторону. Я задала себе вопрос: что же произошло с шариком? Родители объяснили, что это реактивное движение. Неужели шарик летает так же, как ракета?
Гипотеза, которую я выдвинула в ходе исследования: возможно, реактивное движение встречается в природе и повседневной жизни.
Цели работы:
Чтобы подтвердить или опровергнуть мою гипотезу, я поставила перед собой задачи:
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Реактивное движение применялось еще при изготовлении первых пороховых фейерверочных и сигнальных ракет в Китаев Xвеке. В конце XVIII века индийские войска в борьбе с английскими колонизаторами использовали боевые ракеты на чёрном дымном порохе. В России пороховые ракеты были приняты на вооружение в начале XIX века.
Во время Великой Отечественной войны немецкие войска применяли баллистические ракеты Фау-2, обстреливая английские и бельгийские города. Советские войска с большим успехом использовали установки залпового огня «Катюша».
Прародители реактивных двигателей:
ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАКТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВО РАКЕТЫ
Реактивное движение основано на принципе действия и противодействия: если одно тело воздействует на другое, то при этом на него самого будет действовать точно такая же сила, но направленная в противоположную сторону.
Я провела опыт, который доказывает, что каждому действию есть равное противодействие. (видеофрагмент )
Современная космическая ракета это очень сложный и тяжелый летательный аппарат, состоящий из сотен тысяч и миллионов деталей. Она состоит из рабочего тела (т. е. раскаленных газов, образующихся в результате сгорания топлива и выбрасываемых в виде реактивной струи) и конечной "сухой" массы ракеты, остающейся после выброса из ракеты раскаленных газов (это оболочка ракеты, т. е. системы жизнеобеспечения космонавтов, аппаратура и т. д.). Для достижения космических скоростей применяют многоступенчатые ракеты. Когда реактивная газовая струя выбрасывается из ракеты, сама ракета устремляется в противоположную сторону, разгоняясь до 1-й космической скорости: 8 км/с.
Я провела опыт по взаимодействию тележек и доказала, что чем больше масса топлива, тем большую скорость приобретает ракета. Значит для полетов космос требуется огромное количество топлива.
РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПРИРОДЕ
Итак, где же в природе встречается реактивное движение? Рыбы плавают, птицы летают, звери бегают. Вроде бы все просто. Как бы не так. Охота к перемене мест у животных не каприз, а суровая необходимость. Хочешь есть – умей шевелиться. Не хочешь, чтобы тебя съели – умей улизнуть. Чтобы быстро передвигаться в пространстве, нужно развивать большие скорости.
Для этого, например, морской гребешок – обзавелся реактивным двигателем. Он энергично выбрасывает из раковины воду и пролетает расстояние, которое в 10-20 раз больше его собственной длины! Сальпа, личинки стрекоз, рыбы– все они используют принцип реактивного движения, для перемещения в пространстве. Осьминог развивает скорость до 50 км/час и это благодаря реактивной тяге. Он даже по суше может прогуляться, т.к. есть у него на этот случай запас воды за пазухой. Кальмар – самый крупный беспозвоночный обитатель океанских глубин передвигается по принципу реактивного движения.
Примеры реактивного движения можно обнаружить и в мире растений. В южных странах (и у нас на побережье Черного моря тоже) произрастает растение под названием "бешеный огурец". Стоит только слегка прикоснуться к созревшему плоду, похожему на огурец, как он отскакивает от плодоножки, а через образовавшееся отверстие из плода фонтаном со скоростью до 10 м/с вылетает жидкость с семенами. Сами огурцы при этом отлетают в противоположном направлении. Стреляет бешеный огурец (иначе его называют «дамский пистолет») более чем на 12 м.
В быту на примере душа на гибком шланге можно увидеть проявление реактивного движения. Стоит только пустить в душ воду, как рукоятка с распылителем на конце отклонится в противоположную вытекающим струям сторону.
На принципе реактивного движения основана работа дождевальных установок (Приложение 7.2) для полива посадок в садах и огородах. Напор воды вращает головку с распылителями воды.
Принцип реактивного движения помогает движению пловца. Чем сильнее пловец отталкивает воду назад, тем быстрее он плывёт. (Приложение 7.3)
Инженеры уже создали двигатель, подобный двигателю кальмара. Его называют водометом. (Приложение 7.4)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы:
1. Я выяснила, что принцип реактивного движения это - физический закон действия и противодействия
2. Экспериментальным путем подтвердила зависимость скорости движения тела от массы, действующего на него другого тела.
3. Убедилась, что реактивное движение встречается в технике, быту и природе и даже мультфильмах.
4. Теперь, зная о реактивном движении, я могу избежать многих неприятностей, например, спрыгивая с лодки на берег, стреляя из ружья, включая душ и т. д.
Итак, я могу утверждать, что гипотеза, выдвинутая мною подтвердилась: принцип реактивного движения очень распространен в природе и повседневной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Автор: Власова Юлия, ученица 4 А класса МОУ СОШ № 16 с углубленны изучением отдельных предметов, город Лысьва Пермского края. Руководители: Калашникова Л.В., классный руководитель 4 А класса, Увицкая Е.С., учитель физики МОУ СОШ № 16 с углубленны изучением отдельных предметов, город Лысьва Пермского края.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Одно из главных базовых умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Всё это можно увидеть в работе Юлии. Спасибо руководителям за представленную работу!
Юля, познакомилась с твоей работой. Молодец! Работа заслуживает похвалы и высокой оценки! Исследование проведено методически правильно, сформулированы цели, задачи, заключение, указаны источники информации, подготовлена качественная презентация. Удачи тебе!
Разумеется, тема проекта требует привлечения глубоких знаний учителя не по одному предмету, в частности, предметов физики, биологии. Грамотная работа, молодцы!
Здравствуйте! Мы с сыном пишем похожую работу! Ссылка на вашу презентацию «Ноги, крылья и … реактивный двигатель» не работает... Пришлите нам, пожалуйста, вашу презентацию на адрес rah@mail333.com - для полноты исследований! Заранее спасибо!