Конкурс «Детский исследовательский проект»
Номинация «Окружающий мир»
У меня дома много комнатных растений. Я люблю за ними ухаживать. Чтобы растения в комнате хорошо росли, им нужны условия: тепло, вода, почва, воздух и свет. Почва необходима потому, что в ней есть питательные вещества. Вода помогает эти питательные вещества получить из почвы. Это возможно, если в комнате тепло. Воздух нужен растениям, как и всем другим живым существам, для дыхания. А вот какую роль играет свет? Как он влияет на растения? Где надо ставить растения, чтобы они были красивыми? На эти вопросы я постаралась найти ответы.
Цель проекта: научиться правильно располагать комнатные растения.
Задачи:
1) узнать о значении света для растений;
2) выяснить, всем ли растениям необходимо одинаковое освещение;
3) опытным путём определить влияние света на рост растений.
Объект исследования: комнатные растения.
Предмет исследования: свет как условие для развития растений.
Гипотезы: 1) если растение получает много света, то оно хорошо растёт; 2) если растение получает мало света, то оно плохо растёт; 3) если растение получает необходимое количество света, то оно хорошо развивается.
Методы:
Значение света для комнатных растений.
Свет жизненно необходим для растений. Только растения обладают уникальной способностью расти за счёт солнечного света. Зеленый цвет придает растению находящееся в его клетках химическое вещество – хлорофилл, который преобразует солнечный свет в питательные вещества.
Этот процесс называется фотосинтезом. Он происходит с поглощением углекислого газа и одновременным выделением кислорода. Растения ощущают свет и реагируют на него. Например, если поместить растение на солнечный подоконник, то через несколько дней большинство его листьев повернется к свету.
Эта реакция известна под названием фототропизма. Большинство растений растут весной и летом, когда света больше всего. Чем теплее, тем быстрее и легче происходит химическая реакция превращения углекислого газа в органическое вещество.
Светолюбивые и теневыносливые комнатные растения
Все комнатные растения подразделяются на светолюбивые и теневыносливые. При недостатке света многие растения перестают цвести, они начинают чахнуть и могут погибнуть. При избытке света хлорофилл частично разрушается, и цвет листьев становится желто-зеленым. На листьях растений появляется ожог.
В первую очередь страдают от прямых солнечных лучей молодые растения, проростки, свежеукоренённые черенки. Им нужен только рассеянный свет. В зависимости от потребляемого света все растения делятся на группы: нейтральные, растения длинного дня, растения короткого дня.
Опыты
Цель: рассмотреть, как ведут себя растения в определенных условиях.
Опыт с луком
Поместила две головки лука в баночки, наполненные водой. Одну поставила в темное место, другую разместила на окне. Через несколько дней из обеих головок прорезались перья, но они были разной длины и отличались цветом.
Цвет перьев лука, который стоял на подоконнике был ярко-зеленым (созданы условия для фотосинтеза), перья – ровными, а у лука, который стоял в темном месте, светло-желтым, перья изогнуты. Корневая система у лука, который стоял в темном месте, была развита слабее. Вывод: трудно развиваться перьям лука в темноте, но они упорно тянуться к свету.
Опыт «Морковь вверх ногами»
Разрезала морковку поперек, вырезала сердцевину, чтобы сделать емкость. Проткнула острой палочкой, привязала бечевку, подвесила в хорошо освещенное место и наполнила водой. Следила, чтобы емкость оставалась полной. Вывод: морковка была подвешена головой вниз, но листики тянутся вверх, они ищут свет.
Опыт « Растения и свет»
Бегонию со шкафа переставили на тумбочку так, чтобы большая часть листьев «смотрела» вправо, а окно было слева. Сфотографировали. В течение месяца цветок не поворачивали, наблюдали. Через месяц сделали ещё один снимок и сравнили с первым. Многие листья повернулись в сторону окна – к свету.
Спатифиллюм переставила к южному окну. Через несколько дней большинство его листьев повернулось к свету. Вывод: как растения ни поворачивай, они всегда тянутся к свету. Эта реакция называется фототропизм.
Заключение
Свет – одно из самых необходимых условий жизни растений. Только на свету в листьях растений образуется хлорофилл, растение получает питание, поглощая из воздуха углекислый газ и выделяя кислород. Есть растения светолюбивые, а есть теневыносливые.
Значит, гипотезы «если растение получает много света, то оно хорошо растёт» и «если растение получает мало света, то оно плохо растёт» не подтвердились.
Подтвердилась только третья гипотеза «если растение получает необходимое количество света, то оно хорошо развивается». Поэтому для правильной расстановки растений в комнате надо узнать, какие световые условия необходимы каждому растению.
Приложение: Презентация «Растения и свет».
Автор: Гарнец Валерия, 8 лет, ученица 2 А класса МОУ «СОШ №30 г. Новоалтайска», МУДОД «Станция юных натуралистов г. Новоалтайска», г. Новоалтайск Алтайского края. Руководитель: Сартисон Лариса Христьяновна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №30 г. Новоалтайска», МУДОД «Станция юных натуралистов г. Новоалтайска», г. Новоалтайск Алтайского края. Педагогический стаж 26 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Лера и Лариса Христьяновна, познакомилась с вашей работой. Работа проведена методически верно, проведены практические работы, сформулированы выводы, подготовлена презентация, наглядно демонстрирующая ваше исследование. Работа хорошая. Удачи вам!
Лера, прекрасное исследование. Есть все этапы исследовательской работы. Удачи!!!
Проверка гипотезы на практике, превращение её в достоверное знание есть процесс сложный и длительный. Поэтому проверку истинности гипотезы нельзя сводить к какому-то одному логическому действию. При проверке гипотезы используются различные логические формы и способы доказательства или опровержения. Это и применили в своей работе Валерия и Лариса Христьяновна. Молодцы!
Успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы координатора на отдельных её этапах. Мы отслеживаем такую деятельность Ларисы Христьяновны. Дальнейших успешных сотворчеств с вашими воспитанниками, уважаемая коллега!
Уважаемые Оксана Руслановна, Надежда Викторовна, Лилия Махмутовна и Евгения Николаевна! Мы с Валерией от души благодарим Вас за внимание к нам и добрые слова о нашей работе. Такая оценка была для нас приятным сюрпризом.
Мне понравилась работа. Хотелось бы еще рекомендаций - какие цветы и куда ставить.
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!