Конкурс «Детский исследовательский проект»
Введение
Одно из моих любимых занятий в свободное время – чтение книг. Это не только художественная литература, но и энциклопедии и различные справочники. Наиболее интересно мне читать про животных, не только про реальных и вымерших, но и про фантастических. Самыми известными и популярными мифическими существами являются драконы. Именно поэтому тема моей работы «Образ дракона в детской литературе».
В своей работе, я решил рассказать, какими бывают драконы, и на какие группы делятся. Перед собой я поставил следующие задачи: узнать кто такие драконы, какая их классификация существует, остановится более подробно на западной группе драконов, провести исследование на наличие сходств и различий между этими группами драконов и сделать вывод о роли драконов в детской литературе.
Кто такие драконы и как они выглядят
Дракон – собирательное название, объединяющее ряд мифологических и фантастических существ. Дракон как одно из наиболее распространённых мифологических существ – это существо состоящие из туловища пресмыкающегося, иногда в сочетании с частями тела других животных, птиц, рыб. Например, драконы могут иметь тело ящера, шею змеи, крылья летучей мыши, голову крокодила.
Само название «дракон» происходит от древнегреческого слова, означающего «змей». В средневековых сказаниях змеи и драконы именовались одним и тем же словом «червь». Некоторые сказочные драконы похожи на огромных змеев, другие выглядят почти как настоящие динозавры.
Классификация драконов
Основными группами драконов являются: западные и восточные. Эти группы драконов различаются между собой не только по местам их обитания, но и по внешним характеристикам, по особенностям их поведения, характера и повадок.
В своей работе я решил остановиться именно на европейских драконах, поскольку они наиболее часто встречаются в детской литературе, гораздо чаще, чем драконы востока. Европейские драконы, в свою очередь, делятся на западноевропейских и восточноевропейских (славянских).
Западноевропейские драконы
Сейчас я бы хотел более подробно остановиться на драконах Запада. Западноевропейские драконы чаще всего похожи на больших пресмыкающихся. Тело обычно темно-серого или темно-зеленого цвета, покрыто чешуей или чем-то вроде крепкого панциря. Дракон чаще всего имеет одну голову с огромными и острыми зубами, мощные задние лапы. Передние лапы у многих драконов переходят в перепончатые крылья, как у летучей мыши, а у некоторых отсутствуют.
Несмотря на наличие крыльев, многие Западные драконы не умеют летать, предпочитая передвигаться на лапах или вообще ползать как змеи. Большинство Западных драконов любит устраивать свои гнезда в пещерах, которые расположены в болотистых местах или глубоко в чаще непроходимых лесов, в труднодоступных заболоченных берегах рек.
Западные драконы весьма свирепы, очень ревниво охраняют свою территорию от посторонних. Часто они совершают набеги на ближайшие города и деревни, поедая и унося с собой скот (коров, быков, лошадей), а также попавшихся на пути людей. Многие драконы считались хранителями несметных богатств (золота, драгоценных камней и др.) доставшихся им от древних королей и разоренных ими государств.
Восточноевропейские (славянские) драконы
Основным героем славянских сказок является Змей Горыныч, который порой схож внешне с западными драконами, но имеет свой собственный характер.
Все славянские драконы обладают схожими чертами. Они все злые и кровожадные, стремятся убивать, поедать и похищать простых людей. Они любят нападать на города, грабить их и сжигать своим огнем.
Образ современного дракона
Так же хотелось бы немного рассказать об образе современного дракона в литературе конца ХХ начала ХХI веков.
В детской литературе ХХ в. появляются новые черты дракона – он часто предстает совершенно неагрессивным. Типичным примером нового дракона можно назвать вежливого и дружелюбного Ленивого Дракона из одноименной книги Кеннета Грэма. Несмотря на то, что он наделен всеми основными чертами классического дракона: когтями, длинным хвостом и огнем, извергающимся из его пасти, он добродушен, любит рассказывать истории, сочинять стихи и вспоминать о «старых добрых временах, когда драконы водились, и вообще жизнь была лучше». Святой Георгий вступает с ним в шуточную битву, в которой никто не получает ран. Заканчивается история тем, что Георгий, Дракон и жители близ лежащего города собираются на праздничный ужин, на котором Дракон ведет себя чрезвычайно учтиво и становится душой компании.
Заключение
Изучив различную литературу о драконах и проведя свое собственное исследование, я узнал кто такие драконы, какие их подразделения существуют. Мною также было проведено сравнение драконов из разных групп и выявлены сходные и различные черты их внешнего вида, поведения и характера.
На мой взгляд, образ драконов чрезвычайно важен в сказках всех народов мира. В частности, в европейских сказках драконы являются символом вражеского зла. Обычно они очень свирепы, нападают на города и села, сжигая избы, уничтожая имущество и поедая людей.
Эта тема была мне очень интересна. И в дальнейшем я бы хотел провести сравнение образов других героев детской литературы.
Автор: Антон Сипов, ученик 2 «Г» класса МОУ СОШ №185 города Нижнего Новгорода. Антон – интересный собеседник, особенно замечательны его рассказы о живых существах. Антон отлично учится, хороший и верный друг. Руководитель: Баева Ирина Вячеславовна, учитель МОУ СОШ №185 города Нижнего Новгорода .
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Антон и Ирина Вячеславовна, задуманное вами исследование интересно, особенно мальчикам данного возраста. Выбрана тема, обозначены задачи, проведен анализ литературных героев. Конечно, этапы работы можно было бы сформулировать более чётко. Не останавливайтесь на достигнутом и успехов вам!
Эта работа изначально направлена на сбор информации, сопоставление, сравнение.Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью. Я поставила "5" .
Сформулированы основные выводы по всей работе в целом (согласованные с целями и задачами), намечены перспективы для возможного проведения дальнейшего исследования. Молодцы!
Спасибо всем, кто оценил работу Антона! Спасибо организаторам конкурса! Благодаря этому порталу ребята могут делиться своим творчеством и исследованиями!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.