Конкурс «Детский исследовательский проект»
Недавно в нашей семье произошло радостное событие: родился мой двоюродный брат. Я обратила внимание на то, как ему нравится засыпать, слушая колыбельные песни. Мне стало любопытно: почему эти песни так называются, какие бывают колыбельные, чем они отличаются от других песен? Так возникла тема моего исследования.
Рассмотреть разновидности русских народных колыбельных песен уральского региона, выделить характерные черты, раскрыть их значение.
Для выполнения этой цели необходимо решить задачи:
1. Подготовительный этап: выбор необходимой литературы.
2. Основной этап:
Я узнала, что название «колыбельная песня» произошло от слов колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен – байки. В народе дорожили колыбельным мастерством. Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно «байкать». Поэтому пение колыбельных – это искусство, которым в старину овладевали с детства.
В уральских народных колыбельных отразились черты разных народов, населяющих Россию. Несмотря на интонационное и ритмическое своеобразие колыбельных разных народов, можно отметить некоторые сходные черты, присущие им (слайд 9). В содержании песен отражается уклад жизни. Взрослый выражает свои тревоги о ребёнке. Вместе с тем наблюдается и пожелание счастья. Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно-ласкательных слов (слайд 10). Ласковость колыбельных песен часто усиливается обилием мягких согласных (слайд 11). Большую роль в звуковой организации стиха играют звукоподражания (слайд 12).
Можно выделить 2 основные группы разновидностей колыбельных (слайд 13- 15).
Мы провели анкетирование в классе (слайд 17-18). Анализируя результаты анкетирования можно сделать вывод, что 14 детям в нашем классе пели мамы колыбельную, но знают колыбельную только 4 девочки, которые поют её своим куклам-«дочкам», а мальчики колыбельные не помнят.
3 этап. Обобщение. В настоящее время колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. Забывая народные обычаи, песни, мы что-то невосполнимо теряем.
Автор: Плужникова Анастасия, 10 лет, 3 «Б» класс МОУ СОШ № 151 города Челябинска. Руководитель: Авдеева Людмила Геннадьевна, учитель музыки высшей квалификационной категории, МОУ СОШ № 151 г. Челябинск. Стаж работы 18 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Было бы замечательно приложить к работе аудио-файл колыбельной песни, спетой тобой или твоей мамой! Социологические опросы уже надоели, а вот песню послушать было бы неплохо. И ещё ты ничего не написала.... а у тебя какая любимая колыбельная?
Конечно, сегодня трудно представить себе, как пелись колыбельные песни в старину: мы не можем до конца прочувствовать старинную колыбельную песню, уловить тончайшие нюансы её ритма, мелодии. В наши дни этот жанр (как и многие другие «жемчужины» народного творчества) во всём его многообразии и уникальности, к сожалению, уходит из повседневной жизни. А жаль! Ведь раньше колыбельным песням обучали ещё с раннего детства: детей учили правильно «байкать», прививая им навыки материнского поведения. Спасибо, Анастасия и Людмила Геннадьевна, за проделанную работу, в которой вы нам поведали о разновидностях русских народных колыбельных песен уральского региона, выделили характерные черты этих песен, раскрыли их значение. Удачи вам!
А хорошо бы обозначить новую проблему для дальнейшего развития данного исследования: выучить или сочинить собственную колыбельную песню, организовать в классе конкурс - инсценирование на лучшее исполнение колыбельной песни.
Изучение фольклора своего края всегда у меня вызывает огромное уважение! Колыбельные песни - неотъемлемая часть культуры, которую нужно поддерживать и возрождать. Авторам желаю удачи,а также не останавливаться на достигнутом! А вот было бы здорово провести небольшую экспедицию в деревню! Наверняка бабушки,живущие в глубинке помнят старинные колыбельные! Удачи!!!
Трогательная тема, душевная. Настенька, успехов в продолжении развития исследования!
Анастасия и Людмила Геннадьевна, спасибо за ваш проект. Согласна с kovaleva, прекрасным дополнением было бы видео- или аудио-приложение (хотя и соцопрос, как метод, интересен в проектной работе). Можно продолжить и собрать сборник колыбельных песен (чем не тема следующего проекта).
И очень трогательно, что именно появление братика побудило Настеньку заниматься этой темой!!! Умница! Удачи!
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Замечательно, что Настя затронула эту тему. Согласна с предыдущими комментариями, думаю что данный проект будет пролонгирован. Желаю дальнейших исследований!
Настя и Людмила Геннадьевна, познакомилась с вашей работой. Мододцы! Работа интересна и актуальна, выполнена методически верно. Успехов вам!