Конкурс «Детский исследовательский проект»
Номинация «Окружающий мир»
В этом году зимой было очень много снега. Однажды, во время экскурсии, мы наблюдали за снегом, рассматривали снежинки, и мне стало интересно, а что такое снег, как он образуется, какие свойства есть у снега. Поэтому я захотела исследовать снег.
Объект исследования: снег.
Предмет исследования: физические свойства.
Цель моей работы: Исследовать, что такое снег, изучить его свойства.
Для выполнения этой цели мы поставили перед собой такие задачи исследования:
Гипотеза: можно предположить, что родство снега и льда определено их общими физическими свойствами.
Методы исследования:
Из литературы мы узнали, что снежинка – это скопление маленьких кристаллов льда, которые отражаются друг от друга, потому у снега белый цвет.
Интересные факты: Знаете ли вы, что снег не всегда бывает белым? Во многих регионах мира людям приходилось видеть его красным, зеленым, голубым и даже черным! Причиной подобного разнообразия цветов являются крошечные бактерии, грибки, а также пыль, содержащиеся в воздухе и поглощаемые снежинками, когда те опускаются на земную поверхность.
А теперь мне стало интересно, почему в мороз я иду под скрип снега, а когда тепло, то этого скрипа не слышно.
Скрип (хруст) снега
При сдавливании снег издает звук, напоминающий скрип (хруст). Этот звук возникает при ходьбе по снегу, надавливании на свежий снег полозьями саней, лыжами, при лепке снежков, и т. п. Скрип снега слышен при температуре ниже − 2 ° (по другим данным, ниже − 5 °). Выше этой температуры скрип не слышен. Основной причиной хруста снега считается ломание кристалликов.
Почему же идёт снег?
Чтобы это узнать, мы стали проводить опыты.
Опыт №1. Испарение воды в мороз.
Мы повесили постиранное бельё на улицу. Оно замёрзло и покрылось корочкой льда. Значит, на морозе вода превращается в лёд. Через 7 дней бельё высохло, не осталось ни льда, ни воды.
Вывод: при низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберётся на тучу, выпадает снег.
Опыт №2. Свойства снега.
Мы взяли снег и стали его рассматривать.
Вывод: Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает.
Опыт №3. Что такое иней.
Мы взяли металлический прут, и я стала на него дуть.Прут стал покрываться инеем. Чем дольше я на него дула, тем слой инея становился всё толще, а сам иней − все пушистее. Потом учитель сказала, чтоб я провёла варежкой по ключу. Я увидела, что иней посыпался вниз. Я удивилась, а что это сыплется − иней или снег? Получается, что снег и иней − одно и тоже. Только есть разница в том, что снежинки − это пар, который замерз в облаках, а иней − это пар, который замерз на стекле, железе, ветках.
Вывод: Иней − это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. А то, что осаждается на проводах, на ветках кустов и деревьев, на траве, называется изморозь.
Изучение формы снежинок.
Разработана даже специальная международная классификация, в которой снежинки объединяются в десять классов: это звёздочки, пластинки, столбики, иглы, град и другие. Размеры снежинок могут быть от маленькой точки до 7 миллиметров.
Почему бывают снежные узоры на окнах?
Почему же в мороз появляются рисунки на оконном стекле? С одной стороны, сами кристаллики имеют свою структуру, которая определяет рисунок. Кроме того, царапины на поверхности стекла, частички пыли, воздушные потоки помогают "Деду Морозу" создавать красивые узоры на окнах.
Опыт 4. Исследование чистоты снега.
Я задумалась и решила узнать, можно ли есть снег, выпавший на землю? Достаточно ли он чистый для этого? Где наиболее чистый снег. Я взяла чистую баночку, нагребла снег из сугроба возле дома. Когда он растаял, я увидела, что вода в баночке достаточно чистая. Я процедила эту воду через марлю, сложенную в 4 слоя.
Вывод: На марле осталась грязь. Ее было немного.
Я взяла снег с того же места 3 дня спустя.
Вывод: Вода была намного грязнее. На поверхности банки плавал даже какой-то жир, щепочки и волосы. Думаю, что волосы животных, т. е собак.
Я сделала вывод, что снег вообще нельзя есть никакой.
Выводы из исследования
Снег − это вид атмосферных осадков, выпадающих на земную поверхность, состоящий из мелких кристаллов льда. При низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется.
Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает.
Иней − это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. Но иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах, это − изморозь.
Автор: Рыбкина Надежда, ученица 2 «Б» класса МОУ СОШ № 1 поселка Никель Мурманской области. Руководитель: Елисеева Татьяна Михайловна, учитель начальных классов 1 категории МОУ СОШ № 1 п. Никель Мурманской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
В работе Надежды прослеживается наличие правильно сформулированных целей, гипотезы, задач и методов исследования, достоверность полученных выводов. Присутствует объективная значимость полученных результатов и выводов в ходе исследования ("Я сделала вывод, что снег вообще нельзя есть никакой"). Работа изложена грамотно, логично. Имеются источники. Качество визуального сопровождения проекта очень хорошее. Наличие ярких фотографий делает работу более интересной. Татьяна Михайловна, есть одно пожелание к оформлению презентации: попробовать заменить белый цвет текста на другой. Белый цвет мешает целостному восприятию. Приходится всматриваться... Работа заслуживает внимания. Молодцы!
Наденька, у тебя получилось настоящее исследование. Прекрасная презентация и описание работы!
Евгения Николаевна, у нас на презентации цвет текста черный! Почему он изменился в сохраненном на этом сайте я не знаю.С уважением Татьяна Михайловна.
Татьяна Михайловна, чувствуется, что вы не только умело передаёте ученикам знания, но и учите приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Успехов Вам и вашей ученице!
Надя и Татьяна Михайловна, у вас получилась интересная работа! Чётко обозначены этапы работы над проектом и сформулированы выводы, указаны источники информации. Работа заслуживает внимания! Спасибо вам и дальнейших творческих успехов!
Уважаемая Татьяна Михайловна, Надюша! В процессе исследования вы ответили на многие вопросы (для ученицы 2-го классадаже ОЧЕНЬ многие). Молодцы! Как руководитель проекта, Татьяна Михайловна, не первый проект представляете на конкурс? Это говорит о том, что Вы не эпизодически, а в системе занимаетесь проектной деятельностью с детьим. Удачи!
Надя, очень интересная работа! Понравились твои снежинки из бисера, ими можно и платье и елку украсить. Удачи в конкурсе!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.