Регистрация

Проект «Голь на выдумки хитра»

  • 29 марта 2011

Конкурс «Детский исследовательский проект»

Номинация «Филология»

Обоснование выбора темы

Проект «Голь на выдумки хитра» – это работа о фразеологизмах в русском языке. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и образной. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли.

Каждый человек в своей жизни не раз слышал и употреблял фразеологизмы. Но не всегда мы задумываемся о том, понимает ли собеседник сказанные нами фразы, их значения. Мы решили это выяснить.

Цель проекта: Изучение фразеологизмов, которые используют наши учителя в своей работе и выяснение понимания их учащимися 4 и 5 классов.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  • изучить теоретические вопросы темы (понятие, история изучения фразеологизмов, виды фразеологизмов);
  • выбрать вид фразеологизмов, которые будем изучать подробно;
  • провести анкетирование среди учителей на тему «Какие фразеологизмы вы чаще всего используете в работе с детьми?» и выбрать самые «популярные»;
  • провести опрос среди учащихся 4 и 5 классов, как они понимают самые «популярные» фразеологизмы;
  • изучить значения самых непонимаемых выражений школьниками и найти способ объяснить их значения  учащимся.

Объект исследования: употребляемые фразеологизмы учителями школы

Предмет исследования: понимание значений фразеологизмов учащимися 4 и 5 классов

Методы исследования: сбор информации, анкетирование, опрос, анализ, обобщение результатов

Гипотеза: из числа фразеологизмов, которые употребляют учителя, есть такие выражения, значения которых школьники не понимают.

Практические результаты

В ходе изучения теоретических вопросов мы выяснили, что в русской фразеологии есть слова – символы, которые отражают  то, как люди думают о мире и о своей жизни в этом мире. Поэтому выделяют три наиболее распространённые группы фразеологизмов. Самая многочисленная, а, значит, и самая употребляемая,  из них – соматические фразеологизмы, т.е. такие сочетания, в которые входят слова, означающие части тела.

Эту группу мы и решили взять для своего исследования. Учителям школы было предложено выбрать из предложенного списка фразеологизмов (из 97), те выражения, которые они чаще всего используют в работе с детьми (но не более 15). Мы выбрали 11 самых «популярных» среди учителей, а затем предложили учащимся написать их значения.

В итоге проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

  • учителя нашей школы в работе с детьми часто используют фразеологизмы,
  • фразеологизм «палец в рот не клади» не понимают ни четвероклассники, ни пятиклассники.

Был собран и обобщён большой материал по теме, создана презентация и фильм в программе Windows Movie Maker по мотивам русской народной сказки «Колобок», который поможет учащимся понять значение выражения «палец в рот не клади»

Автор работы представила её на уроке русского языка в 5 классе, выступала на школьной конференции исследовательских работ учащихся. Проект был представлен на городском этапе  Республиканской научно-практической конференции «Заяви о себе», где занял 1 место среди учащихся 5-7 классов.

Автор: Андреенко Екатерина 11 лет, ученица 5 «А» класса МОУ СОШ № 6, город Сортавала, Республика Карелия. Руководители: Чуйкина Эльвира Анатольевна, учитель начальных классов высшей категории МОУ Сортавальского МР РК СОШ №6, стаж 9 лет. Нестеренко Марианна Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ Сортавальского МР РК СОШ №6, стаж 13 лет.

4.5 из 5 звезд
(голосов: 17, сумма баллов: 77)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (12)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Маргарита Викторовна

Маргарита Викторовна 30.03.2011 в 20:10

Уважаемые Эльвира Анатольевна и Марианна Александровна, Катюша. Спасибо за предложенный опыт и за ваш коллективный труд. С большим интересом познакомилась с материалами, представленными на конкурс. Посмотрела на себя со стороны, задумалась над тем - все ли мои высказывания понятны ученикам.
Удачи и дальнейших творческих изысканий.

Ольга Витальевна

Ольга Витальевна 31.03.2011 в 18:32

Отличная работа. Содружество учителей и детей привело к замечательному результату.Очень актуальная тема, многие дети действительно не понимают фразеологизмы. Спасибо!!!

Чуйкина Эльвира Анатольевна

Чуйкина Эльвира Анатольевна 31.03.2011 в 23:23

Спасибо, что оценили нашу работу. Мы трудились над проектом почти полгода, это того стоило:)

Оксана Руслановна

Оксана Руслановна 01.04.2011 в 09:31

Прекрасная работа! Замечательный фильм!

Нефёдова  Евгения  Николаевна

Нефёдова Евгения Николаевна 01.04.2011 в 17:48

Браво! Великолепная работа! Замечательно, что проект создавали коллективно! И ученик, и учитель начальных классов, и учитель среднего звена исследовали употребление фразеологизмов учителями школы и учащимися… Эльвира Анатольевна и Марианна Александровна, Катюша! Новых идей вам! Удачи!

Рахимова Лилия Махмутовна

Рахимова Лилия Махмутовна 02.04.2011 в 15:34

Уважаемые Эльвира Анатольевна и Катюша, ваш проект актуален по наличию большого количества человеческих контактов, значим для развития у учащихся умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию. Очень интересный, грамотно оформленный проект!

Болутанова Надежда Викторовна

Болутанова Надежда Викторовна 03.04.2011 в 02:19

Отличная работа! Интересная, познавательная и, главное, проведена в сотрудничестве и учителей, и ученицы. Молодцы! Успехов!

Чуйкина Эльвира Анатольевна

Чуйкина Эльвира Анатольевна 03.04.2011 в 18:48

Уважаемые коллеги! Спасибо за то,что просмотрели нашу работу и отметили её актуальность.

Екатерина Андреенко

Екатерина Андреенко 03.04.2011 в 23:03

Большое спасибо за отзывы!Очень приятно!
Я считаю, что только в сотрудничестве мог получиться такой результат. Спасибо моим руководителям!

Марианна Александровна

Марианна Александровна 05.04.2011 в 20:05

Огромное спасибо за столь прекрасные отзывы о нашей работе.

Никита

Никита 18.05.2011 в 18:16

Уважаемая Екатерина! Мне очень понравился твой проект: научно, познавательно, интересно. Желаю тебе победы в конкурсе.

Голубцова Ольга

Голубцова Ольга 24.05.2011 в 11:41

Катя, очень интересная, хорошая работа!! Мои девчонки с удовольствием посмотрели фильм! :) Работа на 5! Удачи тебе в конкурсе!!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!