Конкурс «Детский исследовательский проект»
Номинация «Филология»
Обоснование выбора темы
Проект «Голь на выдумки хитра» – это работа о фразеологизмах в русском языке. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и образной. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли.
Каждый человек в своей жизни не раз слышал и употреблял фразеологизмы. Но не всегда мы задумываемся о том, понимает ли собеседник сказанные нами фразы, их значения. Мы решили это выяснить.
Цель проекта: Изучение фразеологизмов, которые используют наши учителя в своей работе и выяснение понимания их учащимися 4 и 5 классов.
Для достижения цели были поставлены задачи:
Объект исследования: употребляемые фразеологизмы учителями школы
Предмет исследования: понимание значений фразеологизмов учащимися 4 и 5 классов
Методы исследования: сбор информации, анкетирование, опрос, анализ, обобщение результатов
Гипотеза: из числа фразеологизмов, которые употребляют учителя, есть такие выражения, значения которых школьники не понимают.
Практические результаты
В ходе изучения теоретических вопросов мы выяснили, что в русской фразеологии есть слова – символы, которые отражают то, как люди думают о мире и о своей жизни в этом мире. Поэтому выделяют три наиболее распространённые группы фразеологизмов. Самая многочисленная, а, значит, и самая употребляемая, из них – соматические фразеологизмы, т.е. такие сочетания, в которые входят слова, означающие части тела.
Эту группу мы и решили взять для своего исследования. Учителям школы было предложено выбрать из предложенного списка фразеологизмов (из 97), те выражения, которые они чаще всего используют в работе с детьми (но не более 15). Мы выбрали 11 самых «популярных» среди учителей, а затем предложили учащимся написать их значения.
В итоге проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Был собран и обобщён большой материал по теме, создана презентация и фильм в программе Windows Movie Maker по мотивам русской народной сказки «Колобок», который поможет учащимся понять значение выражения «палец в рот не клади».
Автор работы представила её на уроке русского языка в 5 классе, выступала на школьной конференции исследовательских работ учащихся. Проект был представлен на городском этапе Республиканской научно-практической конференции «Заяви о себе», где занял 1 место среди учащихся 5-7 классов.
Автор: Андреенко Екатерина 11 лет, ученица 5 «А» класса МОУ СОШ № 6, город Сортавала, Республика Карелия. Руководители: Чуйкина Эльвира Анатольевна, учитель начальных классов высшей категории МОУ Сортавальского МР РК СОШ №6, стаж 9 лет. Нестеренко Марианна Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ Сортавальского МР РК СОШ №6, стаж 13 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемые Эльвира Анатольевна и Марианна Александровна, Катюша. Спасибо за предложенный опыт и за ваш коллективный труд. С большим интересом познакомилась с материалами, представленными на конкурс. Посмотрела на себя со стороны, задумалась над тем - все ли мои высказывания понятны ученикам.
Удачи и дальнейших творческих изысканий.
Отличная работа. Содружество учителей и детей привело к замечательному результату.Очень актуальная тема, многие дети действительно не понимают фразеологизмы. Спасибо!!!
Спасибо, что оценили нашу работу. Мы трудились над проектом почти полгода, это того стоило:)
Браво! Великолепная работа! Замечательно, что проект создавали коллективно! И ученик, и учитель начальных классов, и учитель среднего звена исследовали употребление фразеологизмов учителями школы и учащимися… Эльвира Анатольевна и Марианна Александровна, Катюша! Новых идей вам! Удачи!
Уважаемые Эльвира Анатольевна и Катюша, ваш проект актуален по наличию большого количества человеческих контактов, значим для развития у учащихся умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию. Очень интересный, грамотно оформленный проект!
Отличная работа! Интересная, познавательная и, главное, проведена в сотрудничестве и учителей, и ученицы. Молодцы! Успехов!
Уважаемые коллеги! Спасибо за то,что просмотрели нашу работу и отметили её актуальность.
Большое спасибо за отзывы!Очень приятно!
Я считаю, что только в сотрудничестве мог получиться такой результат. Спасибо моим руководителям!
Огромное спасибо за столь прекрасные отзывы о нашей работе.
Уважаемая Екатерина! Мне очень понравился твой проект: научно, познавательно, интересно. Желаю тебе победы в конкурсе.
Катя, очень интересная, хорошая работа!! Мои девчонки с удовольствием посмотрели фильм! :) Работа на 5! Удачи тебе в конкурсе!!