Регистрация

Проект «Чтение как основа развития младших школьников»

  • 26 марта 2011

Конкурс «Детский исследовательский проект»

В работе «Чтение, как основа развития младших школьников» представлены сведения о сложившейся ситуации в обществе по данному вопросу, особенностях чтения учащихся начальных классов современной школы и читательских предпочтениях учащихся первой ступени обучения.

Во второй части «Из личного опыта докладчика» предлагаются разнообразные формы работы с детской книгой, используемые в учебной и внеклассной работе с учащимися начальных классов.

Очень жаль, что среди младших школьников встречаются дети, которые читают только учебники. Это не улучшает их читательские навыки и ведёт к снижению успеваемости. Такие ученики теряют интерес к чтению, узнаванию нового, они не выбирают книги, которые им интересны, при выборе книг важным для них становится не совет друга (как у многих младших школьников), а только задание учителя.

После того, как я для себя открыла чудесный мир детской литературы, мне захотелось, чтобы и мои школьные товарищи тоже полюбили чтение книг.

Сначала вместе с Татьяной Юрьевной мы провели в классе опрос по теме «Любите ли вы читать». Ребята ни подписывали свои листочки с ответами, поэтому, как мне кажется, все ответили на этот вопрос честно.  22 человека из 27 учеников нашего класса ответили на вопрос утвердительно – они читать любят. К сожалению, нашлось 5 ребят, которым не нравится это занятие. Надеюсь, литературные игры и занимательные конкурсы, которые проводятся в нашем классе, изменят их отношение к чтению книг.

Например, в этом году во время подготовки своего выступления я проводила в классе литературную игру «Цветик-семицветик»: нужно было по цвету лепестка определить литературное произведение, в название которого присутствует тот или иной цвет. Подсказки были в книжной выставке, оформленной мною на доске. Ребятам очень понравилось, мы приняли решение к празднику игр и конкурсов «Марфель» всем приготовить занимательные задания и конкурсы по страницам любимых книг.

Мне очень приятно, что многие мои одноклассники, как и я, тоже стремятся больше читать. Они читают бегло и выразительно – их интересно слушать, они успешно учатся. К сожалению, есть среди ребят нашего класса и такие, которых не интересуют никакие книжки.

Посетив районную библиотеку им. А.П. Гайдара и изучив читательский спрос, были сделаны следующие выводы:

  1. За последние годы значительно возросло количество посетителей в библиотеках. Особенным спросом у детей пользуются детские детективы и ужастики; продолжает возрастать интерес к комиксам особенно у младших школьников. Интерес к приключенческой литературе, сместился в сторону «фэнтези».
  2. Чаще всего ребята спрашивают книги о приключениях, фэнтези и фантастику. Мальчикам нравятся «ужастики», детективы, научно-популярную литературу берут редко, но особенно мало читают классическую литературу и поэзию.
  3. В современном мире телевидение является наиболее распространенным способом проведения свободного времени у большинства детей. Оно становится и образованием, и отдыхом, и развлечением. Но просмотр телепередач и фильмов не может заменить чтение.

Проведенная мною исследовательская работа позволяет сделать следующие выводы:

1. Большинство слабоуспевающих учеников читают непостоянно, они не могут объяснить свой выбор. Хорошисты и отличники лучше владеют техникой чтения, более начитаны.

2. Много читающие дети имеют любимых писателей, хорошо пересказывают прочитанные произведения.

3. Чтобы дети хотели читать нужно: 

  •  а) улучшать технику чтения;
  •  б) знакомиться с новыми книжками;
  •  в) родители должны устраивать семейные чтения;
  •  г) посещать библиотеку; 
  •  д) делиться впечатлениями о прочитанных книгах с товарищами.

4. Связь высоких результатов по техники чтения и хорошей успеваемости подтвердилась.

Литература развивает способности детей. Благодаря ей, дети мечтают, фантазируют, изобретают. Без интересных увлекательных книг невозможно представить настоящего детства.

Дети тоже читают книги, но не так, как их родители, и совсем не те произведения, которые читали наши дедушки и бабушки.

Для нас, ребят, очень важно воспитывать в себе желание читать, чтобы хорошо учиться, много знать, а для этого родители должны подбирать нам для чтения правильные книги: с хорошим внешним видом и интересным внутренним содержанием. 

Презентация проекта «Чтение как основа развития младших школьников»

Автор: Куликова Полина Александровна, ученица 2 «А» класса МБОУ СОШ № 40 города Новосибирска Руководитель проекта: Данова Татьяна Юрьевна учитель начальных классов 1 категории МБОУ СОШ № 40 города Новосибирска. Стаж работы 26 лет.

4.3 из 5 звезд
(голосов: 14, сумма баллов: 60)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (14)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Нефёдова Евгения Николаевна 26.03.2011 в 22:03

Хочется верить, что после такой серьёзной исследовательской работы интерес к чтению у маленькой Полины не пропадёт. Спасибо, Татьяна Юрьевна, что поведали нам об особенностях чтения учащихся начальных классов современной школы и читательских предпочтениях учащихся первой ступени обучения.

Болутанова Надежда Викторовна 27.03.2011 в 01:35

Проделана огромная, серёзная работа. Отдельного внимания заслуживают выводы! Особенно, если учитывать возраст Полины?!

Татьяна Юрьевна 27.03.2011 в 11:17

Большое спасибо за внимание к нашей работе. Работа действительно проделана очень большая: мы готовили проект в течение полугода. Полина сама выбрала эту тему, хотя профиль и тематика при подготовке к научно-практической конференции ничем не ограничивался. Видимо, сказался её неподдельный интерес к чтению и активная позиция в жизни класса. Безусловным примером для неё является старшая сестрёнка - одна из ярких лидеров школьного ученического совета. Конечно, нельзя не отметить роль родителей, которые воспринимают учебный процесс своих детей, как очень серьёзное и важное дело, а не только возможность с интересом пообщаться со сверстниками.

Рахимова Лилия Махмутовна 27.03.2011 в 13:53

Я согласна с Полиной: читать - не вредно, вредно - не читать ! Автор проекта обозначила новые проблемы для дальнейшего развития исследования.

Шепилова Мария Алексеевна 28.03.2011 в 19:53

Тема, выбранная Полиной и Татьяной Юрьевной актуальна. Приятно, что ребёнок обратил внимание на значение чтения в формировании личности. Именно на уроках чтения в начальной школе зарождается любовь к литературе. А художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Полина и Татьяна Юрьевна, желаю вам дальнейших новых исследований!

Татьяна Юрьевна 28.03.2011 в 20:39

Спасибо за тёплые слова, Мария Алексеевна! Я, как учитель начальных классов, убеждена, что именно читательские навыки являются основополагающей составляющей в учебном процессе младших школьников.

Маргарита Викторовна 29.03.2011 в 21:37

Уважаемая Татьяна Юрьевна , Полина! Вы исследовали очень актуальную для современного общества проблему. Очень важно, что Полина не только сама является активным читателем, но и старается привлечь своих одноклассников. Умничка! Чувствуется и роль педагога, как научного руководителя: выводы и формулируемые проблемы, видимо, обозначены совместно. Небольшое замечание: в проекте сказано, что опрос среди учащихся проводился анонимно, а в презентации на слайде помещена диаграмма с фамилиями учащихся. Желаю удачи!

Оксана Руслановна 31.03.2011 в 18:44

Очень интересный проект. Приобщение к чтению - это очень трудоемкий процесс.

Татьяна Юрьевна 31.03.2011 в 18:58

Ну, что сказать, Маргарита Викторовна! Полина-то конечно считает, что она проводила опрос анонимно, т. к. листочки ребята действительно не подписывали. Но вот нам-педагогам хочется копнуть поглубже, так сказать продиагностировать ситуацию досконально, убедиться в правильности своей оценочной шкалы и личных профессиональных выводов. Поэтому каюсь, делала для себя некоторые пометочки во время сдачи ребятами ответов. Кстати, представляли результаты исследований на рззных уровнях - никто данный пунктик не обнаружил. Аплодирую Вам за наблюдательность!

Татьяна Юрьевна 31.03.2011 в 19:08

Благодарю за понимание, Оксана Руслановна! Сил действительно было отдано немало, трудились, пол года, можно сказать в поте лица! Но, согласитесь, совместное творчество с любознательным, одарённым ребёнком всегда вдохновляет нас на новые интересные проекты и исследования!

kovaleva 03.04.2011 в 12:34

Цитата: "среди младших школьников встречаются дети, которые читают только учебники. Это не улучшает их читательские навыки и ведёт к снижению успеваемости."
Это очень спорное утверждение. Согласна, что читаемые школьниками произведения должны быть разными по жанру: сказки, рассказы, эссе, шарады. Но кто сказал, что в учебниках этого нет? А читательские навыки вполне можно получить, читая учебник!

Татьяна Юрьевна 04.04.2011 в 16:31

Неоправданно узко кругозор современного маленького человека ограничивать страницами, предлагаемыми авторами той или иной учебной программы. Каждый практикующий педагог, начиная работу с новым классом стоит перед сложнвм выбором УМК. Как правило в каждом из них есть своё слабое место. Не знаю как у Вас коллеги, а у нас с этим очень строго. В нашем ОУ запрещено брать учебники из разных УМК, на свой выбор. К чему это приводит? Выбирая, к примеру, современную развивающую математику - вынужден мириться с откровенно слабым и ограниченным учебником русского языка. Хорошо если учитель-опытный профессионал и в состоянии восполнять пробелы учебника дополнительными материалами... Многие из нас сталкивались с тем, что первоклассники, придя в школу, не имеют понятия о классических детских произведениях: сказки Чуковского, Андерсена, Перро и т. д. и т. п. Не знаю, оппонент kovaleva, имеете ли Вы отношение к образованию, но Вы слышали что-нибудь об уроках внеклассного чтения? Если б не эта отдушина познания большей части выпускников начальной школы в области, я уже не говорю о современной, классической детской литературы, явллялись бы, мягко говоря, ущербными...

kovaleva 04.04.2011 в 18:15

В приведённой мною Вашей цитате речь идёт о ЧИТАТЕЛЬСКИХ НАВЫКАХ ,- их можно получать и нужно получать по учебникам в первую очередь!

Татьяна Юрьевна 05.04.2011 в 18:52

Спорно!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!