Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2016»
Номинация «Детский проект в начальной школе»
Вот он Хлебушек душистый,
Вт он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
Актуальность исследования
Мы – это то, что мы едим. Зачем нам нужна еда? Для чего мы питаемся? Одним их основных составляющих пищевого рациона народов всего мира является хлеб. Хлеб – непременный участник любой трапезы. Как повседневная еда, так и праздничное застолье редко обходятся без хлеба. Ведь недаром гласят русские пословицы: «Худ обед, когда хлеба нет», «Хлеб – всему голова». Все мы являемся потребителями хлеба, и каждого из нас волнует, какого он качества. Хороший хлеб можно отличить от плохого по внешнему виду, состоянию мякиша, вкусу и запаху.
Исходя из вышеизложенного, нам показалось важным и актуальным изучение качества хлеба, который продается в нашем поселке.
Цель нашего исследовательского проекта – определение качества хлеба по его органолептическим свойствам.
Задачи исследования:
Объект исследований – разные виды хлеба (всего было выбрано четыре образца хлеба: №1 Хлеб «Деревенский», №2 Хлеб «Бородинский», №3 Хлеб «Мариинский», № 4 Хлеб Ульяновского хлебозавода).
Гипотеза исследования: мы думаем, что хлеб в наших магазинах продается разного качества: хорошего и не очень хорошего.
Ожидаемый результат: научиться определять качество хлеба по внешним признакам (органолептическим методом), сделать выводы о качестве хлеба с нашего стола.
Материалы, которые использовались в исследованиях: Образцы хлеба, лабораторные весы, бюкс, бюретка, колба, сушильный шкаф, мерный цилиндр, нож, химический стакан, вода и щелочь.
На первом этапе мы определяли качество хлеба по внешним или органолептическим признакам (цвет, вкус, состояние мякиша).
У образцов №1и №3 мякиш крошился. У образца №4 мякиш был липким и влажным.
По вкусу образец №1 и №3 – пресноватый, №2 – сладковатый, № 4 – кисловатый.
Второй этап: определение влажности и кислотности хлеба.
Влажность хлеба должна быть не более 50%. Хлеб с повышенной влажностью обладает влажным мякишем и хуже усваивается организмом. Такой хлеб быстрее подвергается плесневению, легко деформируется.
Низкая же влажность хлеба приводит к тому, что он становится сухим, быстро черствеет, ухудшается его вкус.
Образец №3 имеет влажность – 43 %, у остальных образцов она приближена к норме.
Кислотность хлеба является результатом присутствия в нем уксусной и молочной кислоты. Повышенная кислотность ухудшает вкусовые качества хлеба. Для ржано-пшеничного хлеба кислотность не должна превышать одиннадцать градусов. По нашим исследованиям: образец №4 имеет кислотность — 13 градусов, что выше нормы.
Третий этап: Дегустация образцов хлеба
Для того, чтобы научиться определять качество хлеба мы провели его дегустирование среди одноклассников и анкетирование. Оказалось, что больше всего дети любят пшеничный хлеб (11 человек).
Далее мы попросили ребят попробовать разные виды хлеба, оценить их на вкус и состояние мякиша. Полученные результаты мы сравнили со своими данными.
Большинство ребят отметили кислый вкус и посторонний запах у образцов №2 и №3.
На четвертом этапе мы научили одноклассников определять качество хлеба по органолептическим показателям. Рассказали, что:
1. Хлеб должен быть ровный; правильной формы; без нагара и окалин.
2. Нужно внимательно изучить этикетку, узнать срок реализации. У большинства хлебобулочных изделий срок реализации составляет 48 часов в упаковке.
3. Дома оценить запах, состояние мякиша и вкус продукта.
Работая над проектом, мы узнали, что качество хлеба можно определить по органолептическим признакам.
В ходе выполнения работы для оценки качества хлеба мы познакомились с химическими методами анализа.
Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования – научились определять качество хлеба по органолептическим свойствам. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась – хлеб в магазинах не всегда хорошего качества.
Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба. Теперь мы умеем определять качество хлеба, знаем, что хлебом нужно дорожить, относиться к нему уважительно и будем учить этому своих друзей.
На основе работы, нами были разработаны памятка о бережном отношении к хлебу и буклеты с полезными советами.
Кроме того, результаты нашего исследования опубликованы в научном журнале для школьников «Юный ученый» (Хайртдинов Т.И., Федотова А.С. Хлеб наш насущный: полезный и вкусный / Юный ученый. 2015. №2 (2)).
Автор: Федотова Арина, Хайртдинов Тимур, ученики 3 «Б» класса, МОУ Октябрьский сельский лицей, Чердаклинский район, Ульяновская область. Руководитель: Казимир Галина Николаевна, учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории, победитель конкурса ПНПО-2009, МОУ Октябрьский сельский лицей, Чердаклинский район, Ульяновская область. Научные консультанты: Хайртдинова Н. А., к.с.-х. наук, доцент кафедры почвоведения, агрохимии и агроэкологии; Федотова М. А. к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит»
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Арина, Тимур и Галина Николаевна! Спасибо за глубокий, грамотный и, безусловно, очень практикоориентированный исследовательский проект! Отдельное спасибо вашим научным консультантам-помощникам. Очень жаль, что гипотеза вашего проекта подтвердилась, но это нисколько не умаляет его значимости.
Уважаемые ребята, благодарю вас за проект! Жаль, что хлеб в магазинах не всегда хорошего качества и вы доказали это своим исследованием. Галина Николаевна, есть небольшие замечания к работе. Цель состоит в изучении определенных явлений, а здесь сформулирована задача. Не описаны методы определения влажности и кислотности хлеба. Нет литературного обзора. Достоинством проекта является наличие фото, описание этапов исследования, подробная презентация (фото, таблицы, схемы).
Такой подробный проект! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!