Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2015»
Театр начинается с вешалки, а город – с вокзала. Но все ли знают историю нашего первого вокзала? Какой вокзал был построен первым? Какой жизненный путь он прошел? Узнать ответы на все эти вопросы не только интересно, но и важно для меня как для кировчанина.
Проезжая на поезде в сторону Котласа, я всегда обращаю внимание на изящное здание вокзала Киров-Котласский. Мне стало интересно: что это за вокзал? Какова его история? Я подумал: возможно, это самый первый вокзал в нашем городе? Мне захотелось выяснить – прав ли я?
Цель: изучить историю создания здания первого вятского вокзала.
Объект исследования: здание станции Киров-Котласский.
Предмет исследования: начальная история вокзала Киров – II (Киров-Котласский).
В начале XIXв. в России начали активно строить железные дороги. Но Вятка осталась в стороне от этого – мы были далеки и от центра, и от других стран, с которыми можно было бы торговать. Но уже скоро вятский край стал производить много товаров, которые можно было продавать соседям – это зерно и мука, масло и пряники, свечи и мыло, и даже пожарные машины...
Ближайшие соседи Вятки – это Пермь и Архангельск, по которому вятские товары попадали в Европу. Но добраться туда можно было либо водным путем – только летом, либо по дороге, которая в сезон дождей была непроезжей. Но даже зимой, чтобы добраться до Архангельска, нужно было сменить 100 подвод лошадей. Конечно, это было дорого, долго и неудобно.
Поэтому вятчане стали настаивать на строительстве железной дороги: составляли прошения императору, статьи в газеты, где писали о пользе железных дорог для Вятки, создали железнодорожный комитет. Наконец, в 1895 г. Николай II дает разрешение на строительство Пермь-Котласской железной дороги через Вятку.
В архиве я нашел интересную информацию: сначала вокзал предполагалось разместить на противоположной стороне нынешнего вокзала. Ещё до начала строительства станции здесь, на другой стороне, был построен кирпичный завод, из продукции которого – красного кирпича - и создан наш вокзал. Отсюда и пошло название улицы – Кирпичная. Однако для строительства вокзала был выделен участок внизу Преображенской улицы, на тот момент – за городом.
До сих пор неизвестно, кто придумал такое красивое здание. Считается, что проект был доставлен в Вятку из Санкт-Петербурга и это типовой проект. Наверное, это так и есть – я нашел фотографии других вокзалов, похожих на наш, например, станции в городах Башаров и Александровск.
Своих каменщиков на Вятке было немного, поэтому вятичам помогали мастера из Владимира. Строительные инструменты самые простые: кирка, лопата, топор, лестница, носилки и тачка.
Строительство шло быстро, и в октябре 1897 г. вокзал «Вятка» принял первых пассажиров. В этот день отошел от перрона первый пассажирский поезд Вятка-Глазов.
Началось обустройство привокзальной территории: построены депо, мастерские для ремонта дороги, склад для хранения грузов, водокачка, железнодорожная больница. Привокзальная площадь стала застраиваться и жилыми домами. Вокзал начал «прирастать» к городу.
Интересно был устроен вокзал внутри. Правая часть здания предназначалась для сотрудников вокзала. Левая часть вокзала отводилась для пассажиров. В архиве я узнал, что уже в 1899 г. вокзал принял 166 тысяч пассажиров – это слишком много для такого маленького здания, поэтому впоследствии к станции стали делать пристрои.
В пассажирской части вокзала работал телеграф, телефон, водопровод, буфет. Был здесь и патефон, который включали для пассажиров, самовар, цветочная оранжерея, и даже привокзальный театр. Это был целый мир в одном вокзале.
После строительства вокзала и железной дороги Пермь-Вятка- Котласс наш край оживился: развивается торговля, появляются новые заводы, строится мост через Вятку и станции вдоль железной дороги. Город, благодаря привокзальному заводу, застраивается кирпичными домами. Сам вокзал стал частью культурной жизни города – сюда приходили на представления, в буфет и просто прогуляться.
После постройки нового вокзала – Петербургского (1902 г.), значение старого вокзала снизилось. Из главного он превратился в обычную станцию, на которой в день останавливается всего 3 пассажирских поезда. Однако красота вокзала не оставила равнодушными наших земляков, и здание станции признано памятником архитектуры.
Я оказался прав – это действительно самый первый вокзал Вятки.
Собрав по крупицам информацию, я восстановил историю его создания. И хотя сейчас этот он выглядит немного одиноким, это здание остается одной из самых красивых станций России. И когда попадаешь на тихую площадь старого вокзала, то кажется, что очутился в XIXв, и мне хочется поделиться своим отношением к тому старому, которое открыло для меня столько нового…
Автор: Рычков Иван Евгеньевич, 8 лет, 1 В класс МОАУ СОШ с УИОП № 37 г. Кирова. Руководители: Рычкова Ольга Владимировна, мать; Дмитриева Марина Сергеевна, учитель начальных классов МОАУ СОШ № 37 г. Кирова. Высшая категория, стаж 27 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Иван, необычная тема проекта, чем и заинтересовала меня. Молодец! А как интересно, наверное, работать в архиве!? Получи от меня 5 за работу.
Иван, Ольга Владимировна и Марина Сергеевна, у вас интересный проект. Вы проделали большую работу. Молодцы! Хотя, мне кажется, тема для Ивана довольна "взрослая", но он может гордиться собой, проделанной работой и прекрасным макетом. А вам, уважаемые взрослые, спасибо, что смогли увлечь Ивана. Удачи вам. 5 баллов.
Уважаемые авторы, спасибо за интересную краеведческую работу. Цель, задачи сформулированы, актуальность исследования очевидна. На высоте глубина и качество исследования, Вами проделана кропотливая работа с использованием информации из большого количества книг. Мне не хватило целостности в оформлении работы, существуют определенные требования (оглавления, гипотеза и т.д.), хотелось бы познакомиться и с описанием педагогической работы по мотивации выбора темы исследования. Удачных Вам новых исследований!
Такой подробный конспект исследования! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!