Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2015»
Номинация «Детский проект в начальной школе»
Актуальность проекта. 160 лет назад человек впервые получил пластическую массу. В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы тонн пластика. И с каждым годом отходы из пластмассы растут. И это огромное количество мусора заставляет задуматься над вопросом: пластик – это «хорошо» или «плохо»?
Проблема исследования заключается в противоречии между положительными свойствами пластика для производителя и теми экологическими проблемами, которые возникают в результате загрязнения окружающей среды отходами, которые веками не разлагаются.
Мне только 10 лет, я учусь в 4 классе, но я точно знаю, что пластиковые изделия прочно вошли в жизнь каждого человека: мы пьем воду из пластиковых бутылок, храним пищу в пластиковых контейнерах, носим продукты в пластиковых пакетах. Это удобно, легко и недорого. Но с недавних пор я обратил внимание на то, что вокруг очень много говорят о вреде пластика и изделий из него. Так что же? Вреден пластик или нет? Быть ему в будущем или нет? Исходя из этого, и выбрана мною эта тема «Пластик в нашей жизни».
Гипотезой послужит мое предположение, что пластик всё же вреден в таких масштабах его использования.
Цель моего исследования – узнать чего больше пользы или вреда в пластмассе и можно ли в современной жизни полностью отказаться от этого материала. Соответственно я должен был выполнить несколько задач для реализации поставленной цели:
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты обследования могут быть использованы в нашей жизни.
Для начала мы должны определиться, что такое пластмассы (пластические массы) или пластики. Это органические материалы. В их основе могут быть синтетические или природные высокомолекулярные соединения. Они называются полимеры. Название пластмассы означает, что эти массы очень пластичны. Т.е. если их нагреть и потом воздействовать на них, они могут принять любую форму после остывания. В горячем состоянии пластмасса вязкотягучая, а когда отвердеет, она стеклообразная – твёрдая.
Как только я определился с темой, я составил план исследования:
1. История вопроса.
2. Разновидности и научные названия пластика.
3. Производство пластмассы.
4. Области применения:
5. Отличительные особенности пластика.
6. Экологический аспект: утилизация мусора, возможность вторичного использования.
7. Пластик вредный и пластик полезный.
1. История возникновения
Первая пластмасса была получена английским металлургом и изобретателем Александром Парксом в 1855 году. Паркс назвал ее паркезин (позже получило распространение другое название – целлулоид). Паркезин был впервые представлен на Большой Международной выставке в Лондоне в 1862 году.
Развитие пластмасс началось с использования природных пластических материалов (производство жевательной резинки, шеллака). Затем оно продолжилось с использованием химически модифицированных природных материалов. Так производились резина, нитроцеллюлоза, коллаген, галалит. И, наконец, пришло к полностью синтетическим молекулам (бакелит, эпоксидная смола, поливинилхлорид, полиэтилен и другие). Они и получили широкое применение.
Т.к. ни одна отрасль в наше время не обходится без пластика, я только напомню, что для производства его созданы сотни заводов, фабрик и комбинатов. Только в нашей стране их – великое множество.
Но необходимо отметить, что производят большую часть пластмассы в России две компании - титаны «Нордпласт» и «Стеллар», а сколько ещё предприятий помельче. У нас в Башкирии можно отметить «Ремполимермаш» в Уфе, «Пластмасыч» в Октябрьском, несколько видов продукции из пластмассы выпускают наши заводы «Химпром» и «Синтезспирт» и др.
2. Обработка пластика
Получают синтетические пластмассы путем определенных химических реакций. Используют для них вещества, выделяемые из угля, нефти и природного газа. Когда в старших классах я буду изучать химию, я, наверно, лучше объясню этот процесс.Но я запомнил, что существует несколько методов обработки пластика.
Механическая обработка – это когда применяется очень высокое давление без какой-либо смазки. В конце процесса изделие охлаждается струёй воздуха. Пластмасса может быть обработана на токарном станке, а может на фрезерном.
Также одним из способов переработки пластмасс является ротоформование. Считается, что ротационное формование полимеров началось в конце 30-х годов прошлого века. Так производили пляжные мячи, мягкие игрушки, а во время Второй мировой войны стали производить колбы шприцев, мягкие бутылки, воздушные подушки, эластичные баллоны.
В основе этого метода лежит достаточно простой принцип. Загружают определённое количество полимера (порошок, например, гранулы или жидкость) в полую форму, которая состоит из двух частей. Потом её вращают и раскачивают, ещё и нагревают одновременно. Потом начинают охлаждать и тоже вращают, чтобы получить заданную форму. Сейчас этот метод используют для изготовления полимерных оболочек. Температуру и частоту вращения контролирует компьютер.
Как метод обработки полимеров существует ещё сварка. Только при помощи сварки можно получить соединение без инородных материалов, т.е. не использовать болты, заклепки, клей. Сварку применяют тогда, когда нужны изделия особой прочности и герметичности. Здесь нужна очень высокая температура.
Применяются различные виды сварки:
3. Области применения изделий из пластика
Трудно перечислить все области, в которых применяются пластмассы и изделия из них. Поэтому укажем только некоторые из них.
Одним словом, много – много пластика вокруг нас. Он вытесняет другие материалы – дерево, металл, стекло. Почему? Ведь они более экологичны и безвредны для человека.
4. Свойства пластических масс
Вот здесь лучше посмотреть на свойства пластмасс и их отличительные особенности:
Многие эти свойства выгодно отличают пластмассы от натуральных материалов.
В своём 4 классе я поинтересовался у ребят: пластик – это «хорошо» или «плохо», в каких случаях нужно отказаться от пластика. Опрос проводился в форме анкеты.
1. Какие изделия из пластика ты используешь в своей жизни?
А) посуда Г) школьные принадлежности
Б) предметы личной гигиены Д) упаковка
В) мебель Е) игрушка
2. Какие материалы ты предпочитаешь?
A) бумага В) пластик
Б) дерево Г) стекло
Д) камень
3. Как ты думаешь, какие слова называют пластическую массу?
А) поливинилхлорид Г) полиуретан
Б) гиперболоид Д) полисахарид
В) целлулоид
4. Из какой посуды тебе больше нравится есть и пить?
А) железная В) фарфоровая
Б) стеклянная Г) пластиковая
5. Что ты выберешь?
А) если санки, то… В) если чемодан, то…
-деревянные - кожаный
- пластиковые - пластмассовый
-металлические - металлический
Б) если игрушку , то… Г) если напиток, то…
-плюшевую -в стеклянной таре
-пластмассовую -в алюминиевой банке
- резиновую -в пластиковой бутылке
-из деревянного бочонка
6. В каких случаях ты отказываешься от использования изделий пластика?
7. Пластик – это «хорошо» или «плохо» ?
Все ребята указали, что в обычной своей жизни они используют различные изделия из пластика: посуду, учебные принадлежности, предметы личной гигиены и др. Но предпочитают всё же разные материалы. Например, 10% ребят откажутся от пластиковой кровати и другой мебели, т.к. это недостаточно прочно, а главное неудобно. Зато 5 % опрошенных нравится есть из пластиковой посуды.
17% учащихся утверждают, что никогда не откажутся от пластмассовых изделий, хотя им не нравится, что они быстро ломаются. В спорте и играх ребята выбирают пластмассовые изделия (лыжи, санки, коньки, игрушки и др.) – 41% . И все мои одноклассники признались, что школьные принадлежности и предметы личной гигиены (зубная щётка, расчёска) у них из пластика.
Кроме того, я выяснил, что мои друзья совсем ничего не знают о вреде и пользе пластика. Никто из оппонентов не определил названий пластических масс. Хотя почти 50% считают главной проблемой то, что пластик очень долго не гниёт, поэтому загрязняет окружающий мир.
5. Опасен или нет?!
Судя по всему, в будущем значение пластмассы в нашей жизни только увеличится. Вот мы с дедом посмотрели документальный фильм о выставке «Пластичность». Её открыли в честь 100-летия пластмассы в Лондоне в Музее наук. Очень интересные вещи будущего там были представлены: пластмассовая кровь, проект самолета, который может менять форму в полете, ботинки.
Однако, всё больше и больше исследователи говорят о том, что некоторые виды пластика могут быть небезопасны.
В 1988 году Общество Пластмассовой Промышленности разработало систему маркировки для всех видов пластика и универсальные коды переработки. Эта маркировка является международной.Не менее вредное влияние оказывают некоторые виды пластика и на окружающую среду. Люди выбрасывают более триллиона пластиковых пакетов сразу же, как только один раз ими воспользовались. Только каждая четвертая бутылка вторично перерабатывается. Значит миллионы тонн пластика ежегодно отправляются на свалку или, ещё хуже, в водоемы и в землю. В природе нет таких микроорганизмов. Которые бы переработали пластмассу за короткое время. Нужно 500 лет. Представляете, вас уже нет, а брошенный вами стаканчик будет лежать в лесу ещё 5 веков?!
6. Вторичная переработка
Таким образом, получается, что в течение всей жизни пластиковых изделий – от производства до утилизации – они приносят вред и человеку, и природе.
Конечно, полностью отказаться использовать в нашей жизни такой материал не получится, но продолжать использовать его бездумно нельзя. Да и кроме экологической проблемы, стоит вопрос о запасах нефти. Она является основой приготовления пластмассы.
Значит, необходимо срочно наладить безвредную утилизацию этой продукции и придумать, как использовать пластик несколько раз.
Интересное решение предложили японцы. На выставку «Пластичность» они выставили автомобиль фирмы Тойота, сделанный из пластмассы, в основе которой растительное сырье.
Пластиковые отходы должны перерабатываться. Сжигать их нельзя – выбрасываются в атмосферу вредные вещества.
Уже сейчас существуют некоторые способы переработки пластика:
Вот как работает один из них: в машине температура около 500°С, нет кислорода, с помощью пиролиза в реакторе с кипящим слоем разлагаются куски пластмассового мусора, при этом многие полимеры распадаются на исходные мономеры. В конце получаются воск, стирол, углерод и другое, что составляло пластик. Теперь эти продукты являются сырьём для лёгкой промышленности. Эта технология позволяет сэкономить средства и не закапывать отходы, а также может приносить прибыль.
Кроме того, и в повседневной жизни можно постараться дать «вторую жизнь» пластмассовым изделиям: и дети, и взрослые могут изготовить для птиц кормушки, для себя шахматы, различных «зверюшек», грибочки для клумб в саду и в своем дворе. Из одноразовой пластиковой посуды я сам изготовил макет космолёта и даже занял первое место в конкурсе поделок из бросовых материалов, приуроченного ко дню космонавтики.
III. Заключение
Учитывая всё, что было сказано выше, я пришел к выводу, что полностью отказаться от пластмассовых изделий теперь уже невозможно. Ещё я понял, что пластики есть вредные и полезные. Нужно только правильно использовать эту продукцию:
Конечно, эта тема не новая. Мне кажется, как только появились в жизни синтетические пластмассы, так и возникла эта проблема. Но она есть, и она касается всех. Значит, и решать её нужно всем вместе.
Автор: Васимов Данил, ученик 4 класса МБОУ Лицей №21 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Руководители: Белышева Людмила Михайловна, учитель истории, обществознания и права, стаж работы 33 года; Шарафутдинова Татьяна Александровна, учитель начальных классов, стаж работы 25лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Данил, очень понравился твой проект. Информативный, подробный и интересный. Он достаточно серьёзный для твоего возраста, но ты осилил такой большой объём материала. 5! Желаю удачи тебе и твоим руководителям.
Данил, мне тоже понравился ваш проект. Хотя тема действительно не новая, но очень актуальна: "горы мусора" есть везде...Вы отлично справились с поставленными задачами, хотя объем исследований действительно очень большой. Хочется отметить, работу ваших руководителей. Вы молодцы! Удачи вам в исследовательской работе.
Данил, как хорошо, что ты представил свой проект!С большим интересом познакомилась с твоей работой и очень рада, что молодые люди пытаются разобраться в проблемах и найти правильное решение. Желаю тебе творческих успехов и удачи. Спасибо тебе и руководителям за серьёзную, интересную работу! Отлично! 5 баллов!
Данил, МОЛОДЕЦ! Информативно! Подробно! Серьёзно! Актуально!Важно! Интересно!Желаю успехов в учебе, творческих успехов и удачи в конкурсе! ПЯТЬ БАЛЛОВ!
Уважаемые авторы! Научность вашей работы очевидна, практическая значимость проекта безусловна, на мой взгляд немаловажная задача любого исследования - "приблизить, адаптировать" науку и научные сведения для восприятия обычными людьми (в вашем случае школьниками) и у вас это здорово получилось. Удачи!
Уважаемые авторы! С большим интересом ознакомилась с вашей работой! Ваша работа актуальна, научна. Проблема, которую вы положили в основу вашего исследования, глобальна, и важно, что Данил уже сейчас задумывается о таких серьезных вопросах и пытается привлечь внимание окружающих к глобальной проблеме. Работа оформлена грамотно (только практическая значимость - результаты "обследования" следует исправить), последовательно, грамотно и верно сформулированы цель и гипотеза. На мой взгляд, задач в работе поставлено слишком много. Презентация информативна по содержанию, но фотоматериал не совсем соответствует, описанному выше материалу. Спасибо за участие в конференции! Удачи в конкурсе!
Уважаемые авторы, юные исследователи, интересная работа вами представлена: тема проекта познавательна, актуальна и практически значима. Цель работы конкретна, задачи побуждают к действию. Порадовало многое: соответствие опытов возрасту исследователей, грамотность оформления, наличие приложения, фотографий и результативность проекта. Удачи и новых интересных проектов!
Такой подробный конспект исследования! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.