Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014»
Номинация «Детский проект в начальной школе»
До школы я очень любила играть в куклы. В этом году я стала ученицей, теперь моя главная задача – хорошо учиться, но иногда мне очень хочется поиграть со своими любимыми игрушками. В школе многие ребята говорят, что в куклы играют только маленькие детки. А моя мама и учительница утверждают, что играть в куклы можно, ведь эти игры полезны как дошкольникам, так и школьникам, главное – знать меру. Кто же прав, дети или взрослые? Чтобы разобраться в этом вопросе, я решила провести исследование.
Объект исследования: куклы.
Предмет исследования: значение кукол в жизни ребенка.
Цель: выяснить, чем полезны куклы для ребенка.
Задачи: 1. Изучить историю возникновения кукол. 2. Выяснить, чем полезны куклы для ребенка. 3. Рассказать одноклассникам о пользе кукол.
Методы исследования: изучение информации в Интернете, опрос, игра, наблюдение.
Гипотеза: Кукла - это не просто игрушка, а очень нужная и полезная вещь.
В ходе выполнения работы мною был изучен различный материал по данной теме в Интернете, благодаря этому я узнала много нового о куклах, научилась мастерить самодельных кукол из ткани. Проект помог доказать несомненную пользу куклы для ребенка, что очень актуально в наше время, ведь современные дети уже с дошкольного возраста «живут в виртуальном мире», а это негативно сказывается на их развитии. Работа может пригодиться воспитателям детских садов и учителям начальной школы, будет полезна родителям и их детям. В перспективе планирую продолжить изучение о кукле, хочу создать коллекцию славянской народной куклы.
II.Основная часть
Теоретическая часть
Истории возникновения кукол
О происхождении слова «кукла» до сих пор спорят ученые и исследователи. Слово “кукла” в русском языке заимствовано либо от латинского “cuculla”, либо произошло от древнеславянского корня “кук”. Исходное слово «кука» может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги, и «нечто страшное, обитающее в темноте». [1]
В словарях также можно найти разное толкование этого слова. Если открыть словарь русского языка С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека. [2] У В.И.Даля находим: «Сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного». [3] В словаре Д.Н.Ушакова кукла - подобие человека, животного, сделанное из какого-н. материала для забавы детей или для театральных представлений. [4]
Первые куклы или, вернее, человекообразные фигурки появились вместе с человеком. Тогда они олицетворяли богов и несли в себе священный смысл. У народов на примитивной стадии развития куклы изготавливались из простых материалов - из кусочка кости, дерева или корня, кукурузного початка, который девочки нянчили, как ребенка.
Самой древней куклой считается фигурка из слоновой кости, найденная на территории Чехии в захоронении «Броно-2»; по оценке специалистов ей 30–35 тысяч лет. Назначение этой статуэтки остается загадкой.
Первые куклы, выполненные мастерами, датируются 20 веком до н.э., они были найдены в Египте. Эти куклы вырезаны из тонких кусочков дерева и покрыты геометрическими рисунками, означающими одежду. Парики выполнены из ниток, унизанных деревянными и глиняными бусами, и закреплены на голове куклы воском. Много кукол было найдено на территории Греции, Италии. Обычно они были сделаны из воска или глины и изображали богов.
Первые куклы наших славянских предков были сделаны из золы: она смешивалась с водой и скатывалась в шарик, на который надевали юбку. Куклы древних славян не имели лица - просто белый лоскут без обозначения глаз, носа, рта и ушей. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в нее злых сил (которые, как считалось, входят через глаза и рот, реже через нос и уши). Считалось, что такая кукла не могла ожить и навредить. [5]
По назначению славянские народные куклы можно разделить на три большие группы: обрядовые, обереговые, игровые.
Обрядовые куклы - это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках. С ними ходили по дворам ряженые, колядовали. По завершению обряда их сжигали, разрывали и разбрасывали по полю, топили или хоронили. Например, при праздновании Масленицы изготавливали большую куклу-чучело из соломы и тряпок, которую в последний день гуляний сжигали на костре. На Покров делали куклу «Десятиручку». Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Перед Троицей молодые девушки проводили обряд «похороны кукушки». Во время обряда они хоронили куклу Кукушечку и прощались со своим детством, принимая на себя обязательства "никогда не бросать своих детей". [6]
Обереговые куклы служили для того, чтобы защитить дом и его жителей от сглаза, от болезней, от ссор, чтобы принести в дом счастье и достаток. Этих кукол очень берегли, отводили им в доме специальные места. Для их изготовления нельзя было применять колющие и режущие предметы. Куклу «Куватку» укладывали в детскую колыбельку еще до рождения младенца, чтобы она охраняла его от злых духов. Жениху и невесте на свадьбу дарили куклу «Неразлучники», чтобы они жили рука об руку. Далекие предки считали, что кукла «Крупеничка» приносит в дом достаток и благополучие, а кукла «Лихоманка» помогает защититься от болезней. [7]
Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской избе любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок. В крестьянской семье могло быть около ста таких кукол. До 5 лет куклу ребенку мастерила мама, бабушка или сестра. А уже после пяти каждая девочка могла «свертеть» себе куколку из лоскутков. [8]
Вывод: первые куклы появились очень давно, тогда же когда появился и сам человек, наши предки славяне изготавливали кукол для проведения обрядов, в качестве оберегов и для игр детям.
Практическая часть
Изучение отношения к куклам моих одноклассников с помощью опроса
Узнав много новой и полезной информации, я решила выяснить, как же относятся к куклам мои одноклассники. Я предложила ребятам ответить на несколько вопросов: 1. Есть ли в вашем доме куклы? 2. Ты играешь с куклами? 3. А до школы играл? 4. Согласен ли ты с утверждением, что в куклы играют только маленькие дети? В опросе принимало участие 19 ребят из первого класса – 9 девочек и 10 мальчиков. В ходе опроса выяснилось, что есть куклы дома у 14 детей. До школы в куклы играли 10 ребят (8 девочек и 2 мальчика), сейчас играют 6 человек (все девочки). 18 ребят считают, что в куклы играют только маленькие дети (не согласна с утверждением только 1 девочка).
Вывод: многие мои одноклассники уже перестала играть в куклы, а некоторые с ними вообще никогда не играли.
Выяснение пользы кукол для ребенка
Чтобы выяснить, чем полезны куклы для ребенка, я взяла своих любимых «деток» и стала с ними играть. Сначала я решила накормить их. «Ложечку за маму, ложечку за папу, ложечку за Снежану. Поели, отдохните, а я вам сказку почитаю…» Тут я поняла, игра в куклы готовит меня стать хорошей мамой, которая умеет заботиться о своих детях. Читать книги куклам тоже полезно – смогу научиться читать быстро и узнаю много нового.
«Ну вот, куклы уснули, а я сначала кукольную одежду постираю, а потом новую сошью». И снова не зря буду трудиться. Сначала научусь стирать одежду кукол, а потом и свою постирать смогу. Научусь шить кукле наряды, смогу в будущем шить и ремонтировать одежду себе и своим близким.
«Отдохнули, а теперь я вас одену, пойдем, погуляем, сходим в гости к моей подружке, она тоже любит играть в куклы». Вот так, играя, многому научилась. Общалась, разговаривала с куклами и подружкой – развивала свою речь. Фантазировала, сочиняла – развивала воображение, очень много работала пальчиками – развивала мелкую моторику пальцев.
«Поиграли, ну а теперь мне пора школьными делами заняться: нужно почитать книгу, поучиться писать под диктовку, потренироваться в решении примеров. Я ведь уже ученица 1 класса».
Вывод: игра в куклы не только развлекает ребенка, но и обучает, и развивает его, подготавливает к дальнейшей жизни. Только нужно помнить, что играть в куклы можно в свободное от уроков время.
Изготовление самодельной тряпичной куклы
Выяснив, что кукла очень полезна для детей, я решила рассказать об этом своим одноклассникам. А еще я захотела смастерить самодельную куклу и предложить ребятам ее изготовить. За помощью я обратилась к маме. Она помогла мне приготовить необходимый материал: 4 круга из ткани разного размера, 4 резинки, небольшой клубок ниток, ткань для косынки и фломастеры для рисования лица куклы. Я приступила к работе. Получалось не все, но я очень старалась. Так была готова первая кукла. Мастерить мне очень понравилась, поэтому вскоре была готова вторая кукла, а потом и третья.
Беседа с одноклассниками о пользе кукол
После зимних каникул я принесла в школу своих кукол. Во время классного часа я рассказала своим одноклассникам о пользе кукол, а после беседы научила их мастерить самодельную куклу. В заключение урока на вопрос «Будешь ли ты теперь играть в куклы?» из 19 ребят 17 дали положительный ответ (два мальчика сказали «нет»). После уроков мы устроили в классе выставку самодельных кукол.
Считаю, что мне удалось изменить в лучшую сторону отношение к кукле моих одноклассников.
III. Заключение
В ходе исследования я достигла следующих результатов:
1) Узнала, что первые куклы появились очень давно, тогда же когда появился и сам человек, а наши предки славяне изготавливали кукол для проведения обрядов, в качестве оберегов и для игр детям;
2) В результате опроса выяснила, что многие мои одноклассники уже перестала играть в куклы, а некоторые с ними вообще никогда не играли;
3) Поняла, что игра в куклы не только развлекает ребенка, но и обучает, и развивает его, подготавливает к дальнейшей жизни. Только нужно помнить, что играть в куклы можно в свободное от уроков время.
4) Научилась делать самодельную тряпичную куклу и научила этому своих одноклассников.
Таким образом, я сумела достичь цели исследования, так как смогла выяснить пользу кукол для ребенка. Выдвинутая мною в начале исследования гипотеза подтвердилась, кукла – это не просто игрушка, а очень нужная и полезная вещь. Данная работа помогла мне и моим одноклассникам изменить отношение к куклам.
Литература
1. С.В. Волынина, Куклы вчера, сегодня и завтра - URL: http://area7.ru/metodic-material.php?2637
2. Словарь Ожегова – URL: http://www.ozhegov.org/words/13931.shtml
3. Толковый словарь Владимира Даля - URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=14340
4.Толковый словарь Ушакова - URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=26414
5. Авторские и коллекционные куклы. О коллекционировании кукол - URL: http://your-dolls.ru/news/О-коллекционировании-кукол
6. Е.В. Макишвили, Обрядовые куклы - URL: http://www.kukla-dusha.net/obrjadovye-kukly.htm
7. Экорай, Роман Корнев, Обереговые куклы - URL: http://ekoray.ru/oberegovye-kukly
8. «OYTOY» Все о куклах и игрушках. Народная кукла - URL: http://www.oytoy.ru/interesting/43-narodnaya-kukla.html
Автор: Яковлева Снежана, 1 класс, МБОУ «Кирская СОШ» Алатырского района Чувашской Республики. Работу прислала мама Яковлева Е.В.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемые авторы! Спасибо за участие в конкурсе! Ваша тема интересна, соответствует возрасту Снежаны. Ваш проект оформлен грамотно, лаконично, презентация яркая, богатая фотоматериалом. Думаю, что цель вашего исследования достигнута, гипотезу вы подтвердили. От меня вам 5 баллов! Удачи в конкурсе!
Уважаемые авторы! Спасибо за участие в конкурсе! С большим удовольствием познакомилась с проектом и полностью соглашусь с тем, что кукла- не просто игрушка, а очень полезная вещь. Очень хорошо, что проект был не просто показан классу , но и практическая часть проекта вовлекла детей в творчество! Успехов и удачи в конкурсе.
Уважаемы авторы! Спасибо за участие в конкурсе! Понравился проект! Очень содержательные фотографии! Удачи и творческих успехов! Отлично! Елена Ивановна Ликаренко
Такой подробный проект! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.