Регистрация

Проект «Любимая игрушка – кукла»

  • 21 апреля 2014

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014»

Номинация «Детский проект в начальной школе»

До школы я очень любила играть в куклы. В этом году я стала ученицей, теперь моя главная задача – хорошо учиться, но иногда мне очень хочется поиграть со своими любимыми игрушками. В школе многие ребята говорят, что в куклы играют только маленькие детки. А моя мама и учительница утверждают, что играть в куклы можно, ведь эти игры полезны как дошкольникам, так и школьникам, главное – знать меру. Кто же прав, дети или взрослые? Чтобы разобраться в этом вопросе, я решила провести исследование.

Объект исследования: куклы.

Предмет исследования: значение кукол в жизни ребенка.

Цель: выяснить, чем полезны куклы для ребенка.

Задачи: 1. Изучить историю возникновения кукол. 2. Выяснить, чем полезны куклы для ребенка. 3. Рассказать одноклассникам о пользе кукол.

Методы исследования: изучение информации в Интернете, опрос, игра, наблюдение.

Гипотеза: Кукла - это не просто игрушка, а очень нужная и полезная вещь.

Ход исследования 

В ходе выполнения работы мною был изучен различный материал по данной теме в Интернете, благодаря этому я узнала  много нового о куклах, научилась мастерить самодельных кукол из ткани. Проект помог доказать несомненную пользу куклы для ребенка, что очень актуально в наше время, ведь современные дети уже с дошкольного возраста «живут в виртуальном мире», а это негативно сказывается на их развитии. Работа может пригодиться воспитателям детских садов и учителям начальной школы, будет  полезна родителям и их детям. В перспективе планирую продолжить изучение о кукле, хочу создать коллекцию славянской народной куклы. 

II.Основная часть

Теоретическая часть

Истории возникновения кукол

О происхождении слова «кукла» до сих пор спорят ученые и исследователи. Слово “кукла” в русском языке заимствовано либо от латинского “cuculla”, либо произошло от древнеславянского корня “кук”.  Исходное слово «кука» может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги, и «нечто страшное, обитающее в темноте». [1]

В словарях также можно найти разное толкование этого слова. Если открыть словарь русского языка С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека. [2] У В.И.Даля находим: «Сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного». [3]  В словаре Д.Н.Ушакова кукла -  подобие человека, животного, сделанное из какого-н. материала для забавы детей или для театральных представлений. [4] 

Первые куклы или, вернее, человекообразные фигурки появились вместе с человеком. Тогда они олицетворяли богов и несли в себе священный смысл. У народов на примитивной стадии развития куклы изготавливались из простых материалов - из кусочка кости, дерева или корня, кукурузного початка, который девочки нянчили, как ребенка. 

Самой древней куклой считается фигурка из слоновой кости, найденная на территории Чехии в захоронении «Броно-2»;  по оценке специалистов ей 30–35 тысяч лет. Назначение этой статуэтки остается загадкой.

Первые куклы, выполненные мастерами, датируются 20 веком до н.э., они были найдены в Египте. Эти куклы вырезаны из тонких кусочков дерева и покрыты геометрическими рисунками, означающими одежду. Парики выполнены из ниток, унизанных деревянными и глиняными бусами, и закреплены на голове куклы воском.  Много кукол было найдено на территории Греции, Италии. Обычно они были сделаны из воска или глины и изображали богов. 

Первые куклы наших славянских предков были сделаны из золы: она смешивалась с водой и скатывалась в шарик, на который надевали юбку. Куклы древних славян не имели лица - просто белый лоскут без обозначения глаз, носа, рта и ушей. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в нее злых сил (которые, как считалось, входят через глаза и рот, реже через нос и уши). Считалось, что такая кукла не могла ожить и навредить. [5]

По назначению  славянские народные куклы можно разделить на три большие группы: обрядовые, обереговые, игровые.  

Обрядовые куклы - это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках. С ними ходили по дворам  ряженые, колядовали. По завершению обряда их сжигали, разрывали  и разбрасывали по полю, топили или хоронили. Например, при праздновании Масленицы изготавливали большую куклу-чучело из соломы и тряпок, которую в последний день гуляний сжигали на костре. На Покров делали куклу «Десятиручку».  Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Перед Троицей молодые девушки проводили обряд «похороны кукушки». Во время обряда они хоронили куклу Кукушечку и прощались со своим детством, принимая на себя обязательства "никогда не бросать своих детей". [6]

Обереговые куклы служили для  того, чтобы защитить дом и его жителей от сглаза, от болезней, от ссор, чтобы принести в дом счастье и достаток. Этих кукол очень берегли, отводили им в доме специальные места. Для их изготовления нельзя было применять колющие и режущие предметы. Куклу «Куватку» укладывали в детскую колыбельку еще до рождения младенца, чтобы она охраняла его от злых духов. Жениху и невесте на свадьбу дарили куклу «Неразлучники», чтобы они жили рука об руку. Далекие предки считали, что кукла «Крупеничка» приносит в дом достаток и благополучие, а кукла «Лихоманка» помогает защититься от болезней. [7]

Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской избе любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок. В крестьянской семье могло быть около  ста таких кукол. До 5 лет куклу ребенку мастерила мама,  бабушка или сестра. А уже после пяти каждая девочка могла «свертеть» себе куколку из лоскутков. [8]

Вывод:  первые куклы появились очень давно, тогда же когда появился и сам человек,  наши предки славяне изготавливали кукол для проведения обрядов, в качестве оберегов и для игр детям.  

Практическая часть

Изучение отношения к куклам моих одноклассников с помощью опроса

Узнав много новой и полезной информации, я решила выяснить, как же относятся к куклам мои одноклассники.  Я предложила ребятам ответить на несколько вопросов: 1. Есть ли в вашем доме куклы?  2. Ты играешь с куклами?  3. А до школы играл?  4. Согласен ли ты с утверждением, что в куклы играют только маленькие дети?  В опросе принимало участие 19 ребят из первого класса – 9 девочек и 10 мальчиков. В ходе опроса выяснилось, что есть куклы дома у 14 детей. До школы в куклы играли 10 ребят (8 девочек и 2 мальчика), сейчас играют 6 человек (все девочки). 18 ребят считают, что в куклы играют только маленькие дети (не согласна с утверждением только 1 девочка).

Вывод: многие мои одноклассники уже перестала играть  в куклы, а некоторые с ними вообще никогда не играли.

Выяснение пользы кукол для ребенка

Чтобы выяснить, чем полезны куклы для ребенка, я взяла своих любимых «деток» и стала с ними играть. Сначала я решила накормить их. «Ложечку за маму, ложечку за папу, ложечку за Снежану. Поели, отдохните, а я вам сказку почитаю…»  Тут я поняла, игра в куклы готовит меня стать хорошей мамой, которая умеет заботиться о своих детях. Читать книги куклам тоже полезно – смогу научиться читать быстро и узнаю много нового.  

«Ну вот, куклы уснули, а я сначала кукольную одежду постираю, а потом новую сошью». И снова не зря буду трудиться. Сначала научусь стирать одежду кукол, а потом и свою постирать смогу. Научусь шить кукле наряды, смогу в будущем шить и ремонтировать одежду себе и своим близким.

«Отдохнули, а теперь я вас одену, пойдем, погуляем, сходим в гости к моей подружке, она тоже любит играть в куклы». Вот так, играя, многому научилась. Общалась, разговаривала с куклами и подружкой – развивала свою речь. Фантазировала, сочиняла – развивала воображение, очень много работала пальчиками – развивала мелкую моторику пальцев.       

«Поиграли, ну а теперь мне пора  школьными делами заняться: нужно почитать книгу, поучиться писать под диктовку, потренироваться в решении примеров.  Я ведь уже ученица 1 класса».

Вывод: игра в куклы не только развлекает ребенка, но и обучает, и развивает  его, подготавливает к дальнейшей жизни.  Только нужно помнить, что играть в куклы можно в свободное от уроков время.

Изготовление самодельной тряпичной куклы

 Выяснив, что кукла очень полезна для детей, я решила рассказать об этом своим одноклассникам.  А еще я захотела смастерить самодельную куклу и предложить ребятам ее изготовить.  За помощью я обратилась к маме. Она помогла мне приготовить необходимый материал: 4 круга из ткани разного размера, 4 резинки, небольшой клубок ниток, ткань для косынки и фломастеры для рисования лица куклы. Я приступила к работе.  Получалось не все, но я очень старалась. Так была готова первая кукла. Мастерить мне очень понравилась, поэтому вскоре была готова вторая кукла, а потом и третья.

Беседа с одноклассниками о пользе кукол

После зимних каникул я принесла в школу своих кукол. Во время классного часа я рассказала своим одноклассникам о пользе кукол, а после беседы  научила их мастерить самодельную куклу. В заключение урока на вопрос «Будешь ли ты теперь играть в куклы?»  из 19 ребят 17 дали положительный ответ (два мальчика сказали «нет»).  После уроков мы устроили в классе выставку самодельных кукол.

Считаю, что мне удалось изменить в лучшую сторону отношение к кукле моих одноклассников. 

III. Заключение

В ходе исследования я достигла следующих результатов:

1) Узнала, что первые куклы появились очень давно, тогда же когда появился и сам человек, а  наши предки славяне изготавливали кукол для проведения обрядов, в качестве оберегов и для игр детям; 

2) В  результате опроса выяснила, что многие мои одноклассники уже перестала играть  в куклы, а некоторые с ними вообще никогда не играли;  

3) Поняла, что игра в куклы не только развлекает ребенка, но и обучает, и развивает  его, подготавливает к дальнейшей жизни.  Только нужно помнить, что играть в куклы можно в свободное от уроков время.

4)  Научилась делать самодельную тряпичную куклу и научила этому своих одноклассников.

Таким образом, я сумела достичь цели исследования, так как смогла выяснить пользу кукол для ребенка. Выдвинутая мною в начале исследования гипотеза подтвердилась, кукла – это не просто игрушка, а очень  нужная и полезная вещь.  Данная работа помогла  мне и моим одноклассникам изменить отношение к куклам. 

Литература

1. С.В. Волынина, Куклы вчера, сегодня и завтра - URL: http://area7.ru/metodic-material.php?2637

2. Словарь Ожегова – URL: http://www.ozhegov.org/words/13931.shtml

3. Толковый словарь Владимира Даля - URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=14340

4.Толковый словарь Ушакова - URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=26414

5. Авторские и коллекционные куклы. О коллекционировании кукол - URL: http://your-dolls.ru/news/О-коллекционировании-кукол

6. Е.В. Макишвили, Обрядовые куклы - URL: http://www.kukla-dusha.net/obrjadovye-kukly.htm

7. Экорай, Роман Корнев, Обереговые куклы - URL: http://ekoray.ru/oberegovye-kukly

8. «OYTOY» Все о куклах и игрушках. Народная кукла -  URL: http://www.oytoy.ru/interesting/43-narodnaya-kukla.html

Приложение 

Автор: Яковлева Снежана, 1 класс, МБОУ «Кирская СОШ» Алатырского района Чувашской Республики. Работу прислала мама Яковлева Е.В.

4.8 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 24)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


21.04.2014 в 16:52

Уважаемые авторы! Спасибо за участие в конкурсе! Ваша тема интересна, соответствует возрасту Снежаны. Ваш проект оформлен грамотно, лаконично, презентация яркая, богатая фотоматериалом. Думаю, что цель вашего исследования достигнута, гипотезу вы подтвердили. От меня вам 5 баллов! Удачи в конкурсе!

Светлана Григорьевна 23.04.2014 в 20:34

Уважаемые авторы! Спасибо за участие в конкурсе! С большим удовольствием познакомилась с проектом и полностью соглашусь с тем, что кукла- не просто игрушка, а очень полезная вещь. Очень хорошо, что проект был не просто показан классу , но и практическая часть проекта вовлекла детей в творчество! Успехов и удачи в конкурсе.

Елена Ивановна 25.04.2014 в 18:31

Уважаемы авторы! Спасибо за участие в конкурсе! Понравился проект! Очень содержательные фотографии! Удачи и творческих успехов! Отлично! Елена Ивановна Ликаренко

Елена Елена Елена 13.03.2020 в 09:26

Такой подробный проект! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 17.03.2021 в 09:21

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!