Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014»
Номинация «Детский проект в начальной школе»
Культура поведения человека есть внешнее выражение его духовного богатства, умения общаться с людьми. Правила, регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протяжении многих столетий.
Многие современные правила поведения первоначально имели совсем другой смысл при своем возникновении. Некоторые этикетные нормы прошлого очень изменились. Другие просто исчезли. Но все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие этикета.
Мы думаем, что тема нашей работы является актуальной. А начиналось всё вот так.
С первых дней в школе ребята знакомятся с правилами поведения в школе, в столовой, на перемене. Однако не все школьники культурно ведут себя в разных ситуациях. Ребята не задумываются, что та или иная ситуация иногда требует определенного поступка, движения, фразы или жеста.
Проблема состоит в том, что трудно запомнить все нормы этикета. Поэтому мы решили изучить хотя бы некоторые из них и познакомить с ними своих сверстников. Наша исследовательская работа относится к проблемно-реферативному виду. В ходе исследования мы провели анкетирование учащихся 1,2 и 4 классов нашей школы, где мы выяснили уровень сформированности правил этикета.
Цель – изучить правила общения.
Объект исследования – правила этикета.
Предмет исследования – правила речевых приветствий и обращений.
Задачи:
1. изучить историю этикета;
2. проанализировать правила общения у различных народов;
3. выявить речевой этикет в пословицах, поговорках, русских народных сказках;
4. уточнить правила поведения школьников.
Методы исследования: теоретический (изучение литературных источников, анализ источников информации) и эмпирический (первичный - анкетирование, вторичный – обработка полученных эмпирических данных, выбор речевых приветствий из русских народных сказок). В приложении содержится 1 таблица, диаграммы, анкета «Речевой этикет», пословицы, поговорки и афоризмы, рисунки детей.
Практическое применение данной работы возможно на уроках словесности в школе, в кружках, во внеурочное время и на классном часе.
Таким образом, из данного исследования мы сделали следующие выводы:
1. Этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков.
2. Умение «читать» жесты человека помогает почувствовать настроение человека, сказать нужные слова или просто промолчать, выслушать. Однако самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. С помощью слов можно рассказать решительно обо всем. В каждом случае звучит свое приветствие, особое пожелание.
3. Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в русских народных сказках. Недаром, русская народная сказка «Битый дурак» и по сей день служит забавным учебником вежливости.
4. Уже в школе мы понимаем, что легче в обществе тому человеку, который обладает культурой общения. И это не случайно, ведь она свидетельствует об интеллекте и этике ученика, его воспитании.
5. Многие учащиеся знают правила этикета. Однако не все дети используют в своей речи слова «спасибо», «благодарю», «простите», «извините».
Автор: Коллективная работа учащихся 1 «Б» класса: Кайтуковой Влады, Шевченко Андрея, Гасанова Магомеда МБОУ СОШ№3 с. Арзгир Ставропольского края. Руководители: Радионова Надежда Викторовна, учитель начальных классов высшей категории, МБОУ СОШ №3, с. Арзгир Ставропольского края, стаж 23 года; Павлютина Надежда Николаевна, учитель-логопед 1 категории, МБОУ СОШ №3, с. Арзгир Ставропольского края, стаж 16.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемые авторы! Спасибо за участие в конкурсе! Ваша тема актуальна, интересна. Современные дети, к сожалению. очень часто забывают о вежливости, ваша работа способствует повышению культуры общения учащихся. Презентация яркая, содержательная, присутствует фотоматериал. По моему мнению, цель работы сформулирована не совсем верно. В работе отсутствует гипотеза. Удачи в конкурсе!
Уважаемая Ольга Владимировна! Спасибо Вам за отзыв о работе. Но не могу согласиться с Вами, что цель сформулирована не совсем верно. Цель исследования - это то, что в самом общем виде необходимо достичь по завершении исследования. Также, цель должна указывать на исследование выбранного предмета, должна быть достижима учащимися (из требований к формулировке цели). Я думаю, что мы с ребятами достигли цели. Для исследовательской работы далеко не всегда требуется выдвижение гипотезы. Гипотеза определяет предположение о возможности познания (в теоретических работах) либо преобразования (в прикладных работах) исследуемого явления.В гуманитарных исследованиях и особенно в психологических,- это далеко не всегда приемлемо.
Уважаемые авторы! Спасибо за участие в конкурсе! С большим интересом познакомилась с проектом. Важная тема, которая должна обсуждаться с детьми любого возраста!Но в вашей работе нет гипотезы! УСПЕХОВ И УДАЧИ В КОНКУРСЕ!
Уважаемая Светлана Григорьевна! Спасибо Вам за отзыв о нашей работе. Наша исследовательская работа носит проблемно-реферативный тип (это работа, написанная на основе нескольких литературных источников, предполагающая сопоставление данных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы). Так как мы выдвинули проблему, то решили, что гипотеза здесь не нужна.
Уважаемые авторы! Вами проведена очень интересная, актуальная работа. Но, на мой взгляд, данный проект логичнее было оформить как педагогический проект, а не детский. Во-первых, в начале года первоклассники вряд ли могут самостоятельно провести исследовательскую работу. Во-вторых, данная тема больше интересна взрослым, чем детям. С замечаниями по поводу гипотезы соглашаюсь с мнениями экспертов. Если в детском проекте есть исследование, значит, в нем должна быть гипотеза. Цель вашего проекта «изучить…», подтверждает исследовательскую суть вашей работы. Удачи в конкурсе!
Уважаемые авторы! Спасибо за участие в конкурсе! Яркая презентация! 5! Отличный фотоматериал! Удалась исследоват. работа. А вот без гипотезы (соглашусь с экспертами) Ваши задачи и цели так и будут всё учить и учить. А когда же сформируется привычка культурного поведения и осознанного отношения к соблюдению школьного этикета, например? Диагностика зафиксировала результат. Значит проводимая Вами работа была в нужном направлении... Удачи Вам! Елена Ивановна Ликаренко
Уважаемые эксперты! Спасибо Вам за оценку нашей работы! Мы с ребятами очень старались. Для них - это первая серьезная работа. Ребята с удовольствием искали речевой этикет в сказках, находили пословицы и поговорки. Вы бы видели как за них переживали и переживают сейчас родители. Жаль, что нельзя вставить фото с выступлением на школьной конференции (родителей и всех участников). Хочется сказать отдельное спасибо организаторам конкурса за возможность отстаивать свою точку зрения и аргументировать свой ответ. Спасибо Всем за оценку нашей работы!
Уважаемые авторы! Очень актуальная тема! Цель проекта оправдывает тему "АЗБУКА..." Для первого класса проект проведён на отлично! Молодцы! А какую гипотезу могут предположить первоклассники? Если бы проект был педагога, то тогда да! Думаю для коллективного классного проекта, Вы умницы! Цель достигнута, задачи выполнены. Из ваших комментариев я поняла, что эта тема рассматривается совместно с родителями, что очень важно, а срок реализации этого проекта может длиться годами. Отличная презентация! Ставлю 5! В моих педагогических планах с новым первым классом вести большую работу в нравственном воспитании. Ваш проект мне будет помощником. Спасибо!
Уважаемая Елена Анатольевна! Спасибо Вам за оценку нашей работы!Соглашусь с Вами, что гипотеза действительно нам не нужна. Если учебное исследование носит проблемный характер, то оно предполагает решение какой-то ясно поставленной в самом начале проблемы. Хоть мы и в 1 классе, но исследовательскую работу провести можно. Но что может быть по силам первоклассникам? Первоклассники уже могут использовать информацию словарей и энциклопедий, проводить сравнительный анализ первоисточников и документов. Это мы и сделали. Еще раз большое Вам спасибо, что оценили наши старания!
Уважаемые авторы! Действительно, не все школьники, да и взрослые тоже, культурно ведут себя в разных ситуациях, часто забывают о вежливости. Ваш проект является помощником. От нас 5
Уважаемая Валентина Михайловна! Спасибо за оценку нашей работы и поздравляю с выходом в финал конкурса.
Такой подробный конспект исследования! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!