Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014»
Номинация «Детский проект в начальной школе»
Недавно я узнал, что в разных странах и взрослые и дети с увлечением занимаются историческими реконструкциями. Впервые я увидел историческую реконструкцию в Москве, в музее-заповеднике Коломенское. Это было на фестивале реконструкторов «Времена и эпохи».
Там я увидел много людей одетых в древнерусскую одежду, ремесленников, показывающих своё мастерство, древнерусских воинов. Меня удивила историческая одежда: она не была похожа на те яркие костюмы, что мы видим в фольклорных танцевальных или хоровых коллективах.
Меня заинтересовало: в какую одежду действительно одевались древние русские люди. Из каких тканей ремесленники шили и как украшали одежду в старину. Ведь тогда не было ни станков, ни химических красок.
Я предположил, что яркие разноцветные русские народные костюмы могли появиться только гораздо позже: в 18 – 19 веках. А в древности ремесленники использовали ткани, окрашенные разными растениями. Мне захотелось исследовать, какие растения могли использовать красильщики и какие цвета при этом получаются.
Объект исследования: краски Древней Руси.
Предмет исследования: окрашивающие свойства разных растений Средней полосы России при окраске льна.
Цель проекта: узнать больше о жизни, ремёслах, одежде простых людей в Древней Руси.
Задачи:
1. Узнать о том, как русские люди одевались в древности и как украшали свою одежду.
2. Окрасить образцы льняных тканей по древней технологии отварами различных растений.
3. Проанализировать, какие растения или их части дают наибольший эффект при крашении.
4. Сделать вывод: верно ли мы, современные люди, представляем жизнь простого народа Древней Руси и русский народный костюм.
Гипотеза: Яркие разноцветные русские народные костюмы могли появиться только с развитием промышленности и торговли в 18 – 19 веке. В древности только ремесло, основанное на народном опыте окрашивания разными растениями, могло украсить одежду простого народа.
Методы: Изучение информации в литературе и в Интернете, проведение опытов по крашению образцов, сравнение и обобщение результатов опытов, анализ и оценка результатов.
Выводы. Окрашивание опытных образцов показало,что:
1. Яркий зелёный цвет листьев растений не передаётся ткани.
2. Оттенки окрашенной ткани зависят от продолжительности окрашивания, от первоначального цвета отбелённого полотна.
3. Наиболее слабый цвет дают листья травы, наиболее сильный – корни трав.
4. У деревьев ярче красит кора.
5. Яркий цвет ягод и овощей меняется на более мягкий и только луковая шелуха дает густой насыщенный цвет.
6. Большинство отваров окрасило лён в тёплые бежево-жёлтые, жёлто-коричневые и красновато-коричневые тона, которые ещё называют охристыми.
После анализа опытов можно сделать вывод: яркие русские костюмы в которых мы видим современные фольклёрные танцевальные или хоровые коллективы, не могли быть у народа в Древней Руси. Тогда для окрашивания домотканных полотен использовались части растений, произрастающих рядом в той же местности. Народный опыт накапливался и передавался из поколения в поколение. Таким образом, без знания химии и без применения химических веществ, были отобраны растения дающие наиболее яркие тона.
Автор: Радугин Арсений, учащийся 3 «Б» класса, ГБОУ лицей №1560 СЗОУ г. Москва, учится в музыкальной школе по классу фортепиано в третьем классе, занимается в секции «айкидо», ежегодно участвует в школьных конференциях пректных и исследовательских работ. Руководитель: Касьян Наира Рафаэловна, учитель начальных классов высшей категории, ГБОУ лицей №1560 г. Москва, пед.стаж 25 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Исследование очень интересное! Никогда бы не подумали, что ярче всех красит именно кора, а не листья деревьев. Прочитали с увлечением.
Интересная работа. Пример того, как удачно найденной неординарной темой можно заинтересовать ребенка и подвигнуть его к настоящему исследовательскому труду. Конечно, нам с точки зрения буйство красок повезло меньше, чем древним жителям африканского континента или Южной Америки. У них что ни дерево или цветок - то живая красильно. Тем больше мы должны уважать изобретательность наших предков. Вообще ценность таких эссе - прежде всего в том, что дети открывают для себя нечто новое и настолько неожиданное и удивительное, что еще долго будут делиться этими открытиями со сверстниками, тем самым заражая их энтузиазмом и подвигая к стремлению продемонстрировать свои возможности. В большой науке элемент соревнования играет немаловажную роль. Кто знает - может быть, эта работа положит начало становлению будущего ученого? А он, в свою очередь, кода-нибудь получая за свой вклад в науку престижную премию, скажет искренние слова благодарности учителям, родителям и бабушкам-дедушкам, которые своевременно направили его интеллект в сторону развития? Хорошо сказал про научный прогресс американский астронавт Нил Армстронг, первым из людей ступивший на поверхность Луны: "Это маленький шаг для человека, но огромный скачок для человечества". Хорошее назидание и нашим маленьким человечкам и их юным пытливым умам.
Твердые пять баллов.
Примечание: хотел нажать поочередно на все пять звездочек, но, нажав на первую, получил уведомление: ваша оценка зачтена. Обидно, что невольно поставил "кол" очень хорошей работе. Может быть, можно исправить мою оплошность? Спасибо.
Уважаемые авторы! Спасибо за участие в конкурсе! Какая интересная и красивая тема "Краски Древней Руси" С огромным удовольствием познакомилась с вашей работой. Цель вы достигли и узнали много интересного о жизни, ремёслах, одежде простых людей в Древней Руси. Интересная практическая работа. Отличный фотоматериал МОЛОДЦЫ!. 5 баллов!Успехов и удачи в конкурсе!
Уважаемые авторы! Очень интересная работа. Узнала много нового для себя.Оценка - 5. Но, у меня есть несколько замечаний. У Вас нет литературного обзора. Думаю, что это надо было оформить отдельной главой в содержании, так как Вы проводили изучение литературы и искали информацию в интернете. После каждого исследования необходимо сделать вывод. У вас он есть , но это нужно выделить. Лучше писать в содержании не "Отчет об исследовании", а "Результаты исследования". Удачи в конкурсе!
Уважаемые авторы! Спасибо за участие в конкурсе! Отличная познавательная работа! Богатый фотоматериал! Сколько настойчивости у Арсения, ведь в исследованиях много кропотливой работы. Молодец! 5 баллов! Удачи! Елена Ивановна Ликаренко
Уважаемые авторы! С большим интересом ознакомилась с ваши исследованием. Какая интересная тема вами выбрана. В вашем исследовании удачно реализован и теоретический, и практический этапы исследования. А уж сколько терпения нужно было, чтобы окрасить все образцы! Арсений и его бабушка - просто молодцы! Проект оформлен грамотно, богат фотографиями. От меня вам 5 баллов! Удачи в конкурсе!
Молодец, Арсений! Интересное, глубокое, а главное - тщательное и кропотливое исследование!
Уважаемые Наира Рафаэловна и Арсений! Замечательный проект. Очень интересные опыты, выполненные с большой аккуратностью и старанием. Есть небольшое замечание: цель должна быть более конкретной. Общая оценка за проект 5 баллов! Удачи в конкурсе и творческих успехов!
Уважаемые авторы! Поздравляю Вас с выходом в финал конкурса! Желаю Вам творческих успехов!
Уважаемые авторы! От всей души поздравляю Вас с выходов в финал. Желаю творческих успехов, креативных идей и новых проектов.
Такой подробный проект! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!