Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014»
Номинация «Детский проект в дошкольном учреждении»
На занятиях в детском саду нас знакомят с буквами и звуками, но буквы в разных книгах выглядят по-разному. И тогда я задумалась, а всегда ли буквы были такими, как мы видим их сейчас?
Проблема: почему буквы меняют внешний вид?
Цель: познакомиться с развитием письменности.
Объект исследования – буквы.
Предмет исследования – изменения внешнего вида букв.
Гипотеза – если бы буквы были такими как много веков назад, то современный человек смог бы их понять?
Перед собой я ставила следующий задачи:
1. Выяснить, когда и как появились буквы.
2. Сравнить буквы разных времен с современным алфавитом.
3. Подтвердить или опровергнуть гипотезу.
4. Привлечь родителей к исследовательской деятельности.
5. Разработать книгу-азбуку.
6. Познакомить детей своей группы с результатом исследования.
В работе над проектом я использовала следующие методы:
Из энциклопедий я узнала, что письменность – это передача информации при помощи картинок, графических символов, букв или цифр, а также фиксация и передача устной речи. Со временем письменность менялась. Сначала появились рисунки, затем штрихи, а потом возникла азбука.
Я посетила музей им. В. Бианки, экскурсовод рассказала мне о том, что в древности материалом для письма служил камень. Если надо было написать слово «олень», рисовали оленя, если надо было написать слово «охота», рисовали охотников и зверя. Жили люди в то время в пещерах и рисовали они на стенах своих жилищ – пещер, на скалах.
Затем появились глиняные таблички, на которых, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.
Посетив архиерейское подворье, я узнала, что люди, которые писали книги стали заменять некоторые сложные рисунки значками. Это было уже что-то вроде настоящих букв. Но не все значки обозначали буквы, некоторые обозначали целые слова, другие – отдельные слоги.
Существовало две азбуки: глаголица и кириллица. Кириллица стала основной. Также экскурсовод познакомила меня с книгами, которые хранятся у них в музее, написанные кириллицей.
Затем я решила выяснить, а знакомы ли буквы из этих алфавитов современным людям. Распечатав несколько букв и высказываний, я провела опрос в детском саду и выяснила, что буквы не знакомы.
Их название никто не знает и прочитать не может. Моя гипотеза подтвердилась. В настоящее время нам близки и понятны те буквы, которые мы видим в азбуке. Но вероятно в будущем буквы будут и дальше изменяться. Сейчас стоит актуальным вопрос о том оставить или убрать из алфавита букву Ё. Ну а пока решаются такие вопросы, я решила создать свою «Книгу-азбуку».
Так, шаг за шагом, я провела исследование, которое помогло мне узнать, как начинали зарождаться буквы и как они изменялись на протяжении долгого времени. Я узнала, что русский алфавит придумали два брата Кирилл и Мефодий. На сегодняшний день ученым так и неизвестно, какая из азбук появилась первой, кириллица или глаголица? Это и будет темой моего дальнейшего исследования, с результатами которого я обязательно познакомлю детей и родителей своей группы.
Автор: Васильева Кира, 5 лет. Руководитель: Голдырева Елена Александровна, учитель-логопед, МБДОУ Детский сад №73 - ЦРР, Алтайский край, город Бийск.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Кира, ты просто молодец! У тебя получилась интересная книга - азбука: разные способы изображения букв. Тебе моя 5+.
Уважаемые Елена Александровна и Кира! Спасибо за участие в конкурсе!Какая интересная тема! Прекрасно. что пятилетний ребенок интересуется историей возникновения и ищет ответы на свои вопросы. Много интересного узнала Кира! Я не согласна с гипотезой. Достаточно и 3-4 задач. Этапы проекта надо было оформить правильно. Интересная практическая работа! МОЛОДЦЫ! Удачи!
Большое спасибо, Светлана Григорьевна, за комментарий про гипотезу! Теперь и мы не согласна с ней. Пропустили частицу НЕ и ее смысл потерялся. Теперь будем внимательнее и недопустим таких ошибок.
Уважаемые Кира и Елена Александровна! Отличная тема для исследования ребенком 5 лет (спасибо руководителю). Ваш проект интересный, соответствует возрасту маленького исследователя, и очень творческий! Мне понравилось, что Кира не только узнала о буквах, о письменности, но и создала замечательную азбуку. Но, на мой взгляд, цель и гипотеза исследования сформулированы неверно. Хотелось бы, чтобы к своему исследованию вы привлекли и своих одногруппников! За азбуку вам 5! Удачи в конкурсе!
Уважаемые авторы! Спасибо за участие в конкурсе! Интересная, познавательная работа! Понравилась азбука из разных материалов. В фотоматериале видно участие взрослых в проекте. Можно было организовать работу с детьми (поддерживаю мнение эксперта), подтвердив практическую значимость работы. В Вашу копилку 5 баллов! Удачи! Елена Ивановна Ликаренко
Уважаемая Елена Александровна! Вы не указали квалификацию и стаж работы.
Уважаемые авторы! Очень интересный проект у вас получился. Кира, ты просто умница! Твоя азбука яркая, красочная, оригинальная. Очень бы хотелось увидеть ее всю. К оформлению самого проекта есть замечания. Гипотеза – это не вопрос, а предположение. Задачи сформулированы не совсем верно. Выводы отсутствуют. В приложении должен содержаться материал, отражающий суть проводимого исследования. Удачи вам в конкурсе и интересных исследований!
Елена Александровна и Кира! Отличный познавательный проект! Ставлю 5!
Такой подробный проект! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.