Конкурс «Детский проект - 2013»
Номинация «Первые открытия»
Исследования и опыты всегда любопытны малышу. Большинство из них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.
Поэтому с удовольствием включаю на занятия «Заниматики» различные небольшие опыты. Замечательно то, что дети с удовольствием включаются в эксперименты и начинают сами предлагать темы для исследований.
Однажды мои дети заинтересовались, как ловят преступника. И я предложила им познакомиться с Шерлоком Холмсом.
Цель: поймать преступника.
Задачи:
1. Узнать о науке дактилоскопия.
2. Поддержать интерес к тайне и ее разгадке.
3. Понять работу сыщика.
4. Сделать занятия интересными, сложное – простым.
I. Сбор материала.
Прежде всего мы подключили к исследованию родителей, собрали сведения о Шерлоке Холмсе, дедуктивном методе, посмотрели мультфильм «Следствие ведут Колобки», узнали, что есть такая наука как дактилоскопия.
II. Практическая часть исследования.
Мы придумали историю о таинственном похитителе меда и приступили к расследованию. Дети были в восторге, эксперименты продолжались несколько занятий, интрига поддерживала интерес на протяжении всех занятий.
1. Измельчили карандашный грифель ножом, натерли готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги – на нем будет виден отпечаток узора пальца малыша.
Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть немного жира из подкожных желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А сделанная нами смесь хорошо прилипает к жиру. Благодаря грифелю она делает отпечаток видимым. Вот и дактилоскопия. Объяснила так же, что отпечатки пальцев индивидуальны, каждый ребенок с великим удивлением разглядывал свои пальчики.
2. На чистом листе белой бумаги делали надпись молоком. Затем нагрели лист бумаги над свечой и увидели, как невидимое превращается в видимое. Детям понравилось чрезвычайно, и они повторяли опыт снова и снова. Еще долго родители рассказывали о таинственных посланиях для них от своих детей.
Объясняется проявление надписей тем, что молоко вскипает, буквы темнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.
3. Ребенку всегда интересноразглядеть что-нибудь маленькое, а сделать это очень просто. Нужно посмотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Мы же разглядели имя таинственного похитителя!
4. Заодно мы решили исследовать свойства угля. В пузырек с водой капнули чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положили таблетку растолченного активированного угля. Закрыли горлышко пальцем и взболтали смесь. Она посветлеет на глазах.
Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.
III. Выводы.
Наши исследования мы представили в виде презентации и выучили в стихотворной форме, показали мамам и представили на городском конкурсе исследований «Турнир смекалистых», где получили 1 место. Задачи были выполнены, дети получили ответы на свои вопросы, заинтересовались исследовательской работой, еще долго рассказывали о Шерлоке Холмсе!
Решив не останавливаться на достигнутом мы продолжили наши исследования и провели занятия по вулканам, изучив химическое взаимодействие веществ соды и уксуса! Так же была сделана презентация в стихотворной форме. Исследования продолжаются.
Литература:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». –С-Пб, «Сфера», 2012.
2. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес. Занимательные опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет». – М., «Просвещение», 2008.
3. Википедия, о Шерлоке Холмсе.
4. http://doshvozrast.ru/igra/igra.htm
5. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_08a.shtml
Автор: Группа «Знайки», дети 5-6 лет, МАОУ ДОД «Дом детского творчества № 15» г. Набережные Челны, Республика Татарстан. Руководитель: Кичубаева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования II квалификационной категории по предмету «Заниматика», МАОУ ДОД «Дом детского творчества № 15» г. Набережные Челны, Республика Татарстан.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемые авторы, очень интересную работу вы провели, в ходе проекта узнали много нового. Жаль не выдвинули гипотезу в начале исследования, не совсем верно сформулировали цель, задачи и выводы. Несмотря на то, что это проект детей 5-6 лет, хотелось бы, чтобы открытия дети делали сами, а воспитатель им только помогал. Удачи в конкурсе!
Елена Николаевна . такой у вас получился увлекательный проект! Ребята настоящие "Шерлоки Холмсы", исследователи. Замечательный проект От меня 5 балов! Приглашаем и с нашим проектом ознакомиться
Авторы! Работа интересная и с уникальной идеей! Сейчас мало кто вспоминает о таком важном персонаже, как Шерлок Холм, а вы ещё и попробовали подражать ему! Молодцы!
Уважаемая Елена Николаевна, ребята, спасибо за участие в конкурсе. Так интересно было читать в презентации о том, как вы играли в сыщиков.
Елена Николаевна, я согласна с рекомендациями Елены Валерьевны, а т.ж. Вы не указали стаж работы.
Желаю вам удачи в конкурсе и в дальнейших исследованиях.
Уважаемые авторы! Спасибо за участие в конкурсе! Интересная работа! Яркий фотоматериал! Успехов! Елена Ивановна Ликаренко