Конкурс «Волшебное перышко - 2015»
Номинация «Проза» – 6-11 лет
Словарный запас русского языка исключительно богат и разнообразен. Общаясь между собой мы, порой, не задумываемся, какую смысловую нагрузку несут в себе сказанные слова. Каждый день мы говорим тысячи, миллионы слов, но даже не представляем себе, какие слова разные, интересные, глубокомысленные и даже «смешные».
Всем нам известны такие слова как: кабак, топот, потоп, шабаш. Однако мало кто задумывался о том, что все они одинаково читаются как в прямом, так и в обратном направлении. В русском языке такие слова называются пилиндромы. А еще меньше людей знает о том, что целые предложения можно также прочитать с точностью да наоборот. К примеру: «А роза упала на лапу Азора», «А лис, он умен – крыса сыр к нему носила».
Наверное, каждый из нас не раз в жизни произносил фразы: «Иди ко мне», «Мы женаты», «Ты же ребенок», «Надо ждать»…., но вряд ли кто предполагал, что эти же фразы можно прочитать с перестановкой разделителей. К примеру: « И дико мне», «Мы же на ты», «Ты жеребенок», «Надо ж дать». Такое совпадение принято называть пантограммой, а я бы назвал изюминкой русского языка.
Бесконечное множество слов встречается в русском языке, в которых смысл придает правильно поставленное ударение. К примеру, атлАс – Атлас, зАмок – замОк, мУка – мукА. Ведь это совершенно разные слова и только правильно поставленное ударение может показать разницу между ними.
Путешествуя в мире слов, нельзя не найти чего то интересного, к примеру, встретилось мне слово, которое было употреблено в трех разных вариантах в одном предложении: «Косил косой косой косой», а еще из подряд идущих букв русского алфавита «г, д, е, ё, ж» можно составить фразу «Где ёж»? А самым интересным, пожалуй, является слово – вынуть, которое не содержит корня.
Ну и напоследок, хотелось бы обратить внимание на слова, которые можно карикатуризировать и весело посмеяться. К примеру: «Ухажер – уха жор» – любитель рыбного супа, «Муза – му за» – коровы голосуют за, «Баталия – ба – талия» – удивление женщины после диеты, «Домовой – дома вой» – зарплаты нет, «Лорнет – лор нет» – врач в отпуске, «Ищи свищи» – работа хирурга, «Чешуя – чешу я» – пациент у дерматолога.
Вот так прекрасен наш русский язык словами, но тем они и хороши, что над одними можно – поплакать, над другими – посмеяться, над третьими – задуматься, над четвертыми поразмышлять, но все они составляют богатство русского языка.
Автор: Гусаковский Никита, 11 лет, г. Астрахань, ученик 6 «М» класса МБОУ «Лицей №1» г. Астрахани. Работу прислала мама Гусаковская Наталья Александровна, г. Астрахань.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Очень понравилось размышление. Глядя на 11 летнего ребенка даже и не подумаешь, что в таком возрасте можно так глубоко мыслить. Очень импонирует то, что ребенку нравится русский язык, а сделанная подборка и впрямь вызвала интерес к тому, что многие слова в русском языке так интересны.
Никита, замечательную работу ты написал. Это замечательный материал для олимпиады. Наверное, немало пришлось пересмотреть книг, да? Конечно же, учитель оказал большую помощь. Грамотно, интересно и полезно! Молодец!
Огромное Вам спасибо. Мой учитель по русскому языку Морозова Вера Евгеньевна посоветовала мне отправить эту работу на конкурс "Волшебное перышко".
Никита, хорошую работу ты написал. Очень приятно,что интересуешься историей русского языка.Удачи тебе в учёбе и конкурсе.
Очень глубокий и интересный анализ русских слов. Данное сочинение можно было бы включить в программу школьного изучения русского языка. Это интересно и познавательно. Желаю победы в конкурсе, поскольку это одна из наиболее взрослых работ.
Никита, действительно богат русский язык! Приятно, что ты поделился с нами тем, что мы знаем, но... уже подзабыли. Читать интересно, познавательно, полезно! Удачи в конкурсе!!!! Молодец!!!
Отвечает Никита: Спасибо, Людмила Викторовна! Мне приятно, что Вы оставили только положительные комментарии.
Скорее всего, Никита готовил данное сообщение для выступления на школьной конференции о русском языке. И это хорошо. В любом случае шестиклассником проделана большая работа по исследованию особенностей родного языка. Она полезна и автору, и читателям. Спасибо, Никита. Твои исследования разнообразят наш конкурс, представляя на суд читателей работы научного ))) стиля.
Никита отвечает на комментарий: Здравствуйте, Евгения Владимировна. Представленную на конкурс работу я готовил во время выполнения домашнего задания по литературе. Учитель русского языка и литературы - Морозова Вера Евгеньевна прочитала мое сочинение, а после этого посоветовала мне отправить его на конкурс. Ей тоже понравилось, а я люблю русский язык. Спасибо за Ваш комментарий.
Очень замечательная и интересная работа. При оценке данной работы необходимо учесть проведённый анализ слов и сделанный вывод. Всегда приятно читать и оценивать такие работы. Молодец Никита!
Никита отвечает: Спасибо за столь высокую оценку моей работы.
Отвечает Никита: Спасибо за Ваш комментарий. Я старался.
Никита,ты исследователь! Как хорошо, когда в таком юном возрасте ты задумываешься об уникальности нашего языка,стремишься познать удивительные сочетания слов, удивляешься первым открытиям в лингвистике.
Никита отвечает: Спасибо за Ваш комментарий. Мне нравится изучать русский язык и находить каки-нибудь интересные вещи или факты. Собирая мало-помалу отдельные интересные факты, у меня получилось вот такое сочинение. Я продолжаю и дальше выискивать интересные слова. Еще раз Вам спасибо. Работа Вашей ученицы мне тоже понравилась, я отдал за нее свой голос.
Никита. Ты просто умничка. Так приятно прочитать интересную, творческую работу. Ты так много уместил в одном маленьком сочинении. Многие даже и не задумывались об уникальности русских слов. А ты, провел такое хорошее исследование. Желаю победы в конкурсе, просто потому, что твоя работа отличается от многих других хороших работ в этом конкурсе.
Никита отвечает: Спасибо, Анастасия Петровна, за Ваш комментарий. Мне очень приятно, что мой труд нашел положительные оценки как со стороны педагогов, так и простых людей. Спасибо.