Конкурс «Волшебное перышко - 2015»
Рассказ написан моей воспитанницей, Синютиной Наталией, учащейся детской школы искусств. Девочка является лауреатом многих международных и всероссийских конкурсов пианистов и музыкально-теоретических олимпиад. Пробует себя в литературном творчестве.
Волшебство музыки и волшебство пробуждения природы весной – два чуда, одно под стать другому.
Весна – прекрасное время года, которому посвящали свои лучшие творения композиторы, поэты, художники! Но разве весна – не сама по себе музыка? Откроем занавес и тсс… понаблюдаем, посмотрим, послушаем.
Что открывается нашему пытливому взору? Черные и белые клавиши рояля – белоснежный искристый снег и черные проталины, возникающие то тут, то там. Перебирая клавиши, импровизатор и виртуоз Солнце ведет главную партию, мы чувствуем, что это только начало, знаем, что развитие впереди, ведь оркестранты готовы ответить всем богатством тембровых красок!
Главный композитор и дирижер – весна умело готовит вступление подвластных её общему замыслу музыкантов. Пытливым лучом, как дирижерской палочкой дает ауфтакт каждому оркестранту и вот уже появляется сначала робкое стаккато капающих сосулек, их остинато становится все более настойчивым и веселым, задает темп радостное пиццикато дятла на стволе старого дерева. А вот уже на подходе грузные басы – это с треском, грузно обламывается отяжелевший снежный наст и на смену ему приходят всё убыстряющиеся пассажи ручейков, поющих свои мотивы наперебой, вот уже легко и непринужденно запели они свою песню в высоком регистре флейт и струнных. До слуха доходят мелизмы и трели птиц, создающих многоголосие и полиритмию.
И зазвучала симфония весны во всех полутонах, в буйстве ритма и гармонических красок! И забывает слушатель о клавишах, скрипках и басах, потому что эта музыка поет уже изнутри, захватывает в вальсе и кружит в радостном порыве, несет за собой в вершинах деревьев, в звонком хоре прилетающих птиц, в порывах шального ветра, то стихающего на пианиссимо, то взрывающегося акцентами на форте.
А как же кульминация? Неужели Бог творец и весна не предусмотрели главной вершины высказывания? Не может быть! Вот он апофеоз и гимн всему живому, рождению жизни, торжеству природы – гроза. Раздаются литавры гулкими раскатами, убыстряются пассажи ветра, и яркие всплески смелых гармоний в аккордах молний отвечают оглушительным тутти всего оркестра!
Слушайте люди, любуйтесь чистотой звуков, свежестью и великим замыслом матушки природы во главе с творцом. Аплодируйте весне стоя! А на цветы она и сама не поскупится.
Автор: Синютина Наталия, учащаяся детской школы искусств, р.п. Мордово, Тамбовская область. Руководитель работы: Гончарова Светлана Владимировна, преподаватель МБОУДОД «Мордовская ДШИ», р.п. Мордово, Тамбовская область. Первая категория, стаж работы 23 года.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Наталия, твои сравнения весны и оркестра - очень оригинальны. Читая произведение, я невольно поймала себя на мысли, что в голове зазвучал "Вальс цветов" П.И.Чайковского, именно так твой рассказ развернулся у меня перед глазами. Хотелось бы дополнить его твоими любимыми фотографиями весны. Спасибо твоему руководителю, которая помимо музыкального таланта заметила в тебе и желание попробовать себя в другом направлении - литературном творчестве.
Спасибо за интересный комментарий. Наталия - девочка очень музыкальная, тонко чувствующая, наверное художественное мышление ей помогает самовыражаться и в музыке и в прозе. Я горжусь, что у меня есть такие ученики. Спасибо Вам, Людмила, за теплые слова.
Очень оригинальная работа. Красочная, выразительная, построенная на приеме сравнения весны и музыки. Читаешь - и слышишь музыку, точнее, симфонию. Чувствуется рука мастера, а вовсе не начинающего писать ребенка. Одно субъективное замечание: надо бы убрать специальные музыкальные термины, оставить общеизвестные, иначе работа до конца будет оценена по достоинству только специалистами в теории музыки.
Спасибо, Евгения Владимировна. Специалисты по теории музыки не оценили эту работу, так как она далека по стилю и содержанию от анализа музыкального произведения, художественного стиля для музыкантов недостаточно. А девочка пишет давно, участвовала во многих всероссийских олимпиадах, где последнее задание творческое и требует умений в смежных искусствах, например в живописи или литературе. Да и музыкой Наташа занимается уже 9 лет. Вероятно просто работа не для этого конкурса. Спасибо за замечания.
По-моему музыкальные термины придали работе особого колорита, насытили рассказ нотами профессионализма, вполне возможно использование рассказа в работе учителя-музыканта, подумаю как применить его в своей работе. Удачи!
Спасибо Вам, Светлана Александровна, за внимание к данной работе и за пожелание удачи. Будем стараться.
Красивое произведение! Взрослое, чувствуется рука педагога. Талантливы и девочка. и преподаватель. И все-таки я тоже считаю, что музыкальные термины превысили литературные эпитеты. Но получилось замечательно!
Спасибо Вам, Татьяна Викторовна, за комментарий, я прислушаюсь. Работа писалась за полгода до того, как узнала об интернет-портале, возможно, до конца не разобралась с требованиями к произведениям. Вспомнилось, что у Наташи лежит работа, которую никому не показывали, прочла, подправили, я старалась не сильно задеть авторский текст. Но я согласна, наверное общеупотребимые в среде специалистов музыкальные термины тяжелят язык, да простят нам эти погрешности читатели.
Наташа передает всем слова благодарности за внимание к её работе, для неё подобные конкурсы - новая форма высказаться. По поводу обилия музыкальных терминов объяснение такое: старалась использовать известные даже не музыканту, такие как "акцент", "полутона", "пиццикато" и другие для придания "эффекта звучания" своим литературным строчкам.
Неординарное видение у Наташи. Интереснейшая, серьёзная работа. Чувствуется содружество наставника и ученицы.Но соглашусь с Евгенией Владимировной, что всё же специальные музыкальные термины нарушают лиричность, лёгкость произведения ( не говоря уже о том, что не всем смысл этих слов понятен).