Конкурс «Волшебное перышко – 2013»
Дарья учится в 10 классе, отличница.
Увлекается литературой, историей, любит путешествовать. Любит читать, вязать крючком, слушать музыку. Является членом краеведческого кружка, созданного на базе школьного музея. Ведёт активный образ жизни, участвует в школьном волонтёрском движении «Мы за здоровый образ жизни».
Неоднократно участвовала в литературных и краеведческих конкурсах разного уровня, есть успехи. Под её руководством выходит школьная газета «Зеркало». Хочет в дальнейшем связать свою жизнь с историей или филологией. Сейчас учится в заочной школе для старшеклассников при МГУ.
Работа написана в форме интервью.
В жизни каждого человека, наверняка, бывают встречи, забыть о которых просто невозможно. Они врезаются в память, будоражат мысли, не дают уснуть! В них вдруг находишь ответы на вопросы, которые давно не давали тебе покоя. Такой памятной встречей стала для меня беседа с ветераном Великой Отечественной войны, бывшим учителем Константином Яковлевичем Колмаковым.
Разговор с этим человеком очень увлёк меня. Передо мной постепенно разворачивалась грандиозная панорама событий «сороковых-роковых», открывалась биография человека, чья судьба совпала с историей своей страны.
По-военному чётко начинает нашу беседу фронтовик:
– Я, Колмаков Константин Яковлевич, родился в селе Новый Курлак на улице Речная, 11 июня 1922 года.
Невольно ловлю себя на мысли: «Ему уже за 90… Не верится… Сохранилась военная стать, ясность мысли».
– Наша усадьба находилась недалеко от современного моста, где сейчас дача Карелина Н.Т. С 7 лет я пошёл в школу, в 1 класс. Это здание сохранилось и сейчас, здание бывшей церковно-приходской школы. После 1 класса наша семья переселилась в посёлок Красный Хлебородненского сельского совета. Там учился во 2-4 классе. В 1935 году пошёл в 5 класс в Новокурлакскую неполную среднюю школу. В том же году она была преобразована в среднюю. Учился там до 9 класса.
– А о чём Вы мечтали, Константин Яковлевич?
– Хотел стать лётчиком. Тогда многие мальчишки об этом мечтали. Я даже прошёл комиссию, оформил документы и отправил в Серпуховское военное училище. Но в августе 1939 года получил извещение, что в связи с тем, что мне не исполнилось 18 лет, зачислен быть не могу.
– Вы, наверное, очень расстроились из-за отказа?
– Конечно, поначалу огорчился. Но в стране началась советско-финская война. Многих учителей призвали на фронт, школы оказались без преподавателей. Я прочитал, что Усманское педучилище проводит подготовку учителей начальных классов. Решил стать учителем.
– А Вы помните, как началась война?
– Конечно. Помню…
После этих слов я взглянула вновь на лицо ветерана и … О Боже! Вот они – глаза шолоховского героя, «словно присыпанные пеплом». Тоска, боль, тревога – всё было в них.
– Я помню это лето. Июнь 1941 застал меня в Воронеже. Я отправился туда на заочную сессию в педучилище. 22 июня я решил пойти отдохнуть в кинотеатр «Пролетарий». Шёл фильм «Песнь о любви». Трамвайная остановка была на площади перед громкоговорителем. Вдруг в громкоговорителе щелчок: «Внимание! Говорят все радиостанции Советского Союза. Через несколько минут слушайте сообщение … Молотова».
– 15 октября1941 года я получил повестку явиться в военкомат в Садовое. И пошёл…
И пошёл русский солдат отсчитывать свои фронтовые вёрсты.
Теперь, когда я слышу из уст простого солдата названия тех городов, посёлков, деревень, через которые он шёл, я совсем иначе начинаю понимать слова из известной песни: «Пол-Европы прошагали, полземли…»
Не знаю, в какой момент рассказ солдата перерастает в исповедь. Открыто, без утайки, как на духу… Я вижу, как важно для него поделиться пережитым и сокровенным. Он не пытается приукрасить себя, он говорит, как было.
– Константин Яковлевич, – спрашиваю я, – а Вы видели немцев? Вы участвовали в настоящих сражениях?
– Да, видел… И в бою быть довелось. Я служил в пехоте. А пехота, в отличии от других родов войск, непосредственно соприкасается с противником. Поэтому долгое время пробыть в бою пехотинцу не приходится. В течении 1-3 дней пехотинец или получает ранение или погибает.
Вот и я был ранен на третий день. 23 августа 1942 года нашему 74 полку приказали вступить в бой. Паньшино – стратегически важный объект. Если попадёт в руки врага, Сталинград лишится связи с другими городами. Утром приказали нам атаковать. Зарядил пулемёт. Глянул немцы метрах в двухсот. Идут во весь рост, засучив рукава. Это была психическая атака. Нас было мало, увидев немецкую цепь солдат, мы открыли огонь. Вдруг взрыв, пулемёт перевернулся вверх, а из правой кисти руки – кровь. Указательный палец повис, и второй палец сильно повреждён. Я хотел подняться, но неимоверная боль в руке не дала.
Я быстро кинула взгляд на его руку… Вот она живая история, открывается прямо передо мной. Мне видно, как волнуется рассказчик, как трудно ему вспоминать, но он продолжает:
– В начале ноября 1942 года я был комиссован и признан негодным к строевой службе.
Но если вы подумали, что это конец военной эпопеи, то ошибаетесь.
– 11 июня 1944 года вторично мобилизован. Но по прибытии в область, врачебная комиссия определила – на фронт я не годен. Меня направили в запасной полк около Воронежа, в селе Масловка.
– А как Вы узнали о победе?
– С 11 июня 1944 по 8 мая 1945 я служил в том полку. 8 мая улеглись в казарме, чтобы отдыхать. Примерно в 4 утра, когда мы спали, вдруг щелчок и включилось радио (лопух). Голос Левитана сообщил, что в пригороде Берлина подписано соглашение о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии.
– Константин Яковлевич, а хотели бы Вы прожить свою жизнь по-другому? Можете ли назвать себя счастливым?
– Счастливым? Наверное, да. Ведь я выжил в такой страшной войне, прожил достойную жизнь, длиною в 92 года. Учительствовал. От простого учителя истории и географии дошёл до директора школы.
– А кем бы Вы, кроме учителя, хотели стать?
– Спрашиваю себя, и дети спрашивают меня: кем бы ты, кроме учителя хотел стать? Думаю, что если б заново начал жить, ни за что бы не променял свою учительскую профессию.
После этого интервью я долго не могла успокоиться, вспоминая слова Константина Яковлевича. Поймала даже себя на мысли, что я пытаюсь представить себя в тех ситуациях, которые ему пришлось пережить. А смогла бы я так? И если быть совсем честной, то не всегда я себе отвечала «да». Но «три хорошо», которыми закончил свой рассказ ветеран, я точно возьму в жизнь:
«Хорошо учиться, хорошо трудиться, хорошо жить».
Автор: Гальцова Дарья, 15 лет, 10 класс, МКОУ Новокурлакская СОШ, Воронежская область, Аннинский район, село Старый Курлак. Руководитель: Сысовская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории, МКОУ Новокурлакская СОШ, стаж - 25 лет, Воронежская область Аннинский район, село Новый Курлак.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуй, Даша! С удовольствием прочитала твою работу. Ты очень интересно поделилась в ней своими впечатлениями от встречи с ветераном. Тебе удалось передать не только линию жизни Константина Яковлевича, ситуации, с которыми он сталкивался, как он справлялся с трудностями на своем жизненном пути, но и представить характер, показать силу духа, желание жить, любовь Константина Яковлевича к жизни. Интервью - оригинальная форма подачи материала, и тебе удалось её представить! А совет ветерана, безусловно, пригодится всем читателям твоего произведения!
Желаю тебе успехов!
С уважением, Анастасия Швед.
Даша, работа очень хорошая, читала с большим интересом.Так же ,как и ты, представляла себя на месте Константина Яковлевича. Военные воспоминания никого и никогда не отпустят, пока с нами наши дорогие ветераны. Спасибо тебе за это интервью! Все построено грамотно: стиль, речь, орфография, пунктуационное оформление. Низкий поклон Константину Яковлевичу!
Как мало осталось в живых людей, завоевавших для нас ту Победу... Спасибо тебе, Даша, что ты в своей работе затронула именно эту тему. В самом конце интервью Константин Яковлевич говорит о Птом самом долгожданном дне. Я читала и думала: вот сейчас он расскажет, как все вместе бойцы радовались сообщению о капитуляции. Но нет, ты об этом не написала. Или не спросила?
А еще, Даш, повтори правописание производных предлогов, склонение числительных. Эти темы ждут тебя на ЕГЭ.
Спасибо за отзыв о моей работе. Спросила и про тот долгожданный день и ещё много про что. Но в конкурсе условие - определённое количество знаков. Вся работа намного больше.
Здравствуй, Дарья.
Познакомилась с твоей работой «Это наша с тобой биография», которая написана в форме интервью.
" В жизни каждого человека, наверняка, бывают встречи, забыть о которых просто невозможно. Они врезаются в память, будоражат мысли, не дают уснуть! В них вдруг находишь ответы на вопросы, которые давно не давали тебе покоя" - начало интервью и сразу передо нами предстает человек «сороковых-роковых», чья судьба совпала с историей страны. Сколько мудрости и уважения черпаешь из данного разговора! И мы узнаем о простом человеческом счастье - о возможности работать учителем! Очень емкая, научная и кропотливая работа! А каков творческий потенциал автора - это видно между строк! Творческих успехов и новых произведений!
С уважением Сауле Карекешевна
Читал, и ком стоял в горле.Эта тема одна из самых важных для меня.Спасибо за живую память.Успехов тебе,Дарья!