Регистрация

Дидактическая игра «Обучайка» для детей старшего дошкольного возраста

  • 6 декабря 2018

С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные свойства будущего школьника, человеческие личностные качества. Если мы хотим, чтобы ребёнок хорошо учился, да ещё при этом был бодр, весел и здоров, — нужно ему помочь.

Дидактическая игра «Обучайка» предназначена для совместной работы взрослого (педагога, родителей) и ребенка старшего дошкольного возраста. Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольно-образовательных учреждениях, в монтессори детский сад, гувернерам, родителям для подготовки детей к школе.

Дидактическая игра «Обучайка»

Прогнозируемый результат:

  • закрепление представлений об обобщающих видовых понятиях, о звуках и буквах;
  • развитие фонематического восприятия, внимания, мышления формирование у ребенка качеств, необходимых для дальнейшего обучения в школе: самостоятельности, уме­ния довести начатое дело до конца, понять учебно-игровую задачу и выполнить ее самостоятельно.
  • формирование умения проявлять инициативу, слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения и доказывать свою правоту, признавать ошибку и поражение, радоваться успехам товарищей и помогать им при неудачах.

Варианты игры

1. Вариант игры на закрепление знаний обобщающих понятий. 

Тема «Домашние птицы» (для данного варианта потребуются предметные изображения домашних птиц).

1. Назови 3 членов (мама, папа, дети) семьи домашних птиц. 

Например,

  • курица – петух – цыплята,
  • утка – селезень – утята, 
  • гусыня – гусь – гусята, 
  • индюшка – индюк – индюшата.

2. Отгадай загадку (одному ребёнку предлагается одна загадка).

  • Квохчет, квохчет, детей созывает,
  • Всех под крыло собирает. (Курица).
  • Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
  • Всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух).
  • Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки. (Цыплёнок).
  • Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь).
  • Катится бочка, нет на ней ни сучочка. (Яйцо)

3. «Кто как разговаривает» (упражнение в словообразовании – одному ребёнку предлагается картинка с изображением одной домашней птицы):

  • утка (кря-кря) – крякает;
  • гусь(га-га) – гогочет;
  • петух (…) – … ;
  • курица (…) – … .

4. «Один – много»

  • Цыпленок – цыплята,
  • курица – курицы,
  • индюк – …, 
  • гусь – …,
  • утка – ….

5. «У кого кто» (упражнение в словообразовании ) – задание ребёнку выбирает взрослый.

Единственное число имён существительных:

  • у утки – утёнок, у гусыни – …, у индюшки – … .

Множественное число имён существительных:

  • у утки – утята, у гусыни – …, у индюшки – ….

6. «Кто как передвигается» (каждому игроку предлагается 1 картинка с изображением домашней птицы):

  • утка (что делает?) – ходит, плавает, летает; 
  • индюшка (что делает) – … ,
  • курочка (…) – … .

7. «Исправь ошибку» (на логическое мышление):

  • у утки – гусята; 
  • у индюшки – цыплята;
  • у курицы – утята; 
  • у гусыни – индюшата. 

Тема «Наша пища. Посуда»

Задание 1. Назови 5 предметов посуды.

Задание 2. Составить предложения с предлогом в, упражнять в словообразовании (одному игроку предлагается 1 картинка с изображением продукта питания)

В какую посуду кладут … (хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, селедку, масло)?

Задание 3. Составить предложения с предлогом с (употребление творительного падежа существительных) – по усмотрению педагога одному игроку можно предложить составить одно предложение или несколько.

С чем ведро, если в нём … (вода, молоко, бельё, бумага, снег…)?

 С чем кастрюля, если в ней … (суп, борщ, картошка…)?

 С чем чашка, если в ней … (чай, кисель, кофе, молоко…)?

С чем банка, если в ней … (капуста, варенье, мёд, мука …)?

Задание 4. «Какое это блюдо (образование относительных прилагательных).

  • Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свёклы, грибов, овощей)?
  • Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки …)?
  • Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?
  • Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?

Задание 5. Объясни значение слов (одному игроку – одно слово): «картофелечистка», «овощерезка», «кофеварка», «соковыжималка», «мясорубка», «кофемолка», «соковарка».

Задание 6. «Сосчитай посуду до пяти» (согласование существительных с числительными) – ребёнок выбирает одну предметную картинку с изображением посуды):

  • один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей.

Задание 7. «Четвёртый лишний» (по картинкам – 4 картинки выбирает педагог для каждого игрока)

  • Чашка, блюдце, кастрюля, чайник.
  • Поварёшка, тарелка, супница, сахарница.

Дидактическая игра «Обучайка»

2. Вариант игры на закрепление фонетико-фонематического восприятия.

Тема «Звук П»

Задание 1. Хлопни в ладоши, если услышишь звук П (каждому игроку предлагается одно из предложенных заданий):

  • п, м, т, м, п…
  • па, ма, мы, то…
  • ам, от, ип, ок, …

Задание 2. Прохлопай ритмический рисунок (каждому игроку предлагается прохлопать один из предложенных ритмических рисунков):

  • /// //; / ///; // // и т.д.

Задание 3. Вспомни 3 имени девочек и мальчиков со звуком П, назови их ласково.

Задание 4. Повтори, что я скажу – повторение серии слогов со стечением согласных

  • Пта-пта-пта;
  • пта-пто-пту;
  • пто-пту-пты и т.д. 

Задание 5. Добавь с слову первый звук П – что получилось?

Ушки – пушки, Оля - …, Уля - …

Задание 6. Подбери картинку со звуком П в начале слова.

Задание 7. Подбери картинку со звуком П в конце слова.

3. Вариант игры на совершенствование артикуляционной моторики.

Тема «Весёлый зоопарк» (упражнения выполняются всеми игроками одинаковые по 6 раз) 

Задание 1.«В зоопарке обед» - имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

Задание2.«Обезьяна».Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

Задание 3. «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Задание 4.«Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

Задание 5. «Рыбки разговаривают».
 - Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

Задание 6. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.

Задание 7. «Слоник». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 

4. Вариант игры на совершенствование пальчиковой моторики.

Тема «Ловкие пальчики» (упражнения выполняются всеми игроками одинаковые по 6 раз).

Задание 1. «Утюжок».

Прокатывание карандаша по поверхности стола:

  • одной ладонью
  • другой
  • двумя одновременно.

Задание 2. «Добывание огня». 

Прокатыание карандаша между ладонями.

  • один карандаш
  • два карандаша.

Задание 3. «Пианино».
Нажимать на карандаш кончиками пальцев

Задание 4. «Волчок».

Вращение карандаша на столе большим и указательным пальцем.

Задание 5. «Горка».

Скатывание карандаша с тыльной поверхности руки.

Задание 6. «Вертолет».

Вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцем.

Задание 7. «Скольжение».

Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, упором конца карандаша в стол.

Автор: Лесина Наталья Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ 33, г. Ковров Владимирской области.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Скирневский Иннокентий Павлович

Скирневский Иннокентий Павлович 07.12.2018 в 11:17

Поставил 5-рку Вам, Наталья Анатольевна. Понимаю, насколько важно в дошкольном возрасте ребенку научиться понимать то, что он видит, уметь правильно трактовать увиденное и делать выводы. Кроме того, тренировка употребления верных языковых форм с ранних лет - прекрасный навык. И если детсадовцы освоят его в младших группах, эффект получат уже к 6 годам. Говорю не понаслышке. Я сам являюсь автором образовательного проекта для дошкольников Сказбука. Это мобильное приложение. В нем мы отдельное место уделяем аудио-озвучке всех понятий, названий, которые ребенок видит в игре. Было бы неплохо использовать и Ваши наработки.Думаю, это отдельная тема для обсуждения. Готов обсуждать. Спасибо за материал)

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 22.09.2020 в 11:55

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!