Рождение ребенка – такое счастье. Так и хочется завалить долгожданного карапуза подарками, накупить ему кучу игрушек, чтобы в них не было недостатка. И молодые родители во главе с бабушками и дедушками бегут в магазины и скупают там десятками погремушки, подвески, машинки и пупсов.
Но постойте, разве малышу нужны все эти игрушки одновременно? Подумайте, со сколькими игрушками сможет играть одновременно малыш? Сможет ли он удержать погремушку такого размера и не придавит ли его плюшевый медведь в кроватке?
Разнообразие игрушек – это замечательно, но чувство меры и соответствие игрушек возрасту ребенка должно соблюдаться непременно.
Новорожденный ребенок бодрствует около 18–20 часов в сутки. В первые недели он еще не умеет фокусировать взгляд на каких-то объектах и видит все расплывчатыми пятнами, но очень скоро его глазки будут искать знакомое мамино лицо, папину улыбку, яркую игрушку.
Он пока не умеет играть, он даже не умеет держать погремушку в своих крохотных пальчиках, но внимание его уже концентрируется на красивой погремушке и резиновом зайчике, он начинает прислушиваться к мелодии мобиля, вращающегося над кроваткой и к переливчатому колокольчику, который звенит внутри яркого мячика. И вот уже малыш тянется к интересующим его предметам, сначала робко, а потом все более и более уверенно.
Совсем маленький ребенок изучает мир взглядом, учится различать предметы и задерживать на них внимание. В первые месяц-два жизни малыш большую часть времени лежит в кроватке, но время бодрствования постепенно увеличивается.
В этом возрасте очень полезны мобили – яркие, увешанные игрушками карусели, которые размещаются над кроваткой и медленно вращаются, воспроизводя нежные мелодии. Ребенок следит глазками за игрушками, прислушивается к музыке, а потом начинает тянуться к особенно привлекательному для него предмету.
Подвешивать можно не только мобили, но и погремушки, кольца или другие предметы, которые будут заставлять ребенка учиться концентрировать внимание на объектах. Конечно, не стоит завешивать игрушками всю кроватку – достаточно трех-четырех штук.
Большое количество ярких предметов может вызвать негативную реакцию, особенно если все они начнут дружно качаться – ребенок может испугаться чрезмерной активности рядом с ним. Когда малыш начнет тянуться к игрушкам, нужно вкладывать их в его ладошку, предварительно убедившись, что он сможет обхватить ее, и что она не слишком тяжелая.
Получив забаву, ребенок поднесет ее к лицу, чтобы рассмотреть, а поскольку он лежит на спине, то может уронить ее на себя и испугаться, так что легкость и мягкость игрушки должны обязательно учитываться.
После двух-трех месяцев ребенок уже пытается не просто дотянуться до игрушки, но и найти способ приблизиться к ней. Ползать ему пока рановато – зато он может перекатиться до нее. Для этого надо постараться со спинки перевернуться на животик, а потом снова на спинку и еще раз на животик – малыш очень быстро поймет, как это делается.
Это идеальный возраст для выкладывания карапуза на развивающий коврик. При всей своей простоте эти коврики могут с честью считаться одной из лучших развивающих игрушек. Они представляют собой ровную мягкую площадку, на которой размещены разнообразные дополнительные элементы – столбики, кнопки, подвесы.
Коврики удобны настолько, что, наигравшись, малыш может и заснуть, а проснувшись, радостно продолжить игру, вместо того, чтобы хныкать, пробудившись в скучной кроватке.
Некоторые коврики оснащаются элементами, способными воспроизводить различные звуки – голоса животных, записанные мелодии и голоса или имитировать звучание музыкальных инструментов.
Например, развивающий коврик Fisher Price Пианино предлагает малышу поиграть на фортепианной клавиатуре. Конечно, нажимать на клавиши можно не пальчиками, а целой ладошкой или даже пяточкой, а потом веселиться, слушая музыку и даже попробовать исполнить собственную песню или просто покричать от восторга.
Кроме клавиш на коврике установлена дуга с интересными игрушками и даже зеркальцем. Подвески можно снимать с дуги и размещать непосредственно на коврике, стимулируя у ребенка желание доползти до забавной игрушки – к четырем месяцам карапуз уже вполне способен к таким перемещениям.
К полугоду ребенок уже становится достаточно самостоятельным, чтобы из предложенных игрушек выбрать наиболее интересную для него. Он уверенно держит в руках предметы и даже способен создавать «сложные» конструкции.
Самое время предложить ему кубики и пирамидки – что может быть увлекательнее, чем снимать колечки с подставки и разбрасывать их вокруг себя. А потом пытаться вернуть их на место? В первое время родителям придется помочь малышу, показать, как играть с новой игрушкой.
То же самое касается кубиков – маме или папе стоит уделить время малышу, показать, что кубик не только прекрасно кидается в сторону, но может очень красиво лежать рядом с другим кубиком или даже оказаться сверху.
В это время может оказаться полезным предложить ребенку мягкие книжки-раскладушки. Сейчас в продаже есть прекрасные варианты из специального материала, который не боится быть порванным или покусанным. Так что малыш сможет посмотреть картинки, погрызть страницы и делать с книжкой что угодно – и она сохранит свой вид и не причинит вреда ребенку, так как все края у таких книжек закруглены.
Взрослые должны не просто давать малышу такую книжку, но и заниматься с ребенком – рассмотреть с ним картинки, прочитать сказку, рассказать о предметах, изображенных на страницах.
После полугода, когда ребенок уже уверенно сидит, хорошо держит спинку и даже перемещается по дому на четвереньках, его можно понемногу ставить на ножки, приучая к вертикальному положению тела. Очень скоро малыш начнет пытаться и сам подняться на ножки, опираясь на различные предметы.
Пока ножки слабые, а чувство равновесия не развито, ребенок будет часто падать, и помощь родителей ему просто необходима. Поддерживая карапуза, можно поводить его по комнате, позволяя самому переставлять ножки, чтобы он познакомился с таким непривычным для него движением – хождением.
Очень помогут в укреплении этого навыка ходунки – предмет спорный, но при правильном использовании приносящий очевидную пользу. Каталка ходунки позволяет малышу не только сделать первые шаги, но и познакомит его с веселыми песенками и буквами алфавита, а расположенная на раме игровая панель даст возможность развлечься – покрутить и подергать фигурки, размещенные на ней.
На этом перечень развивающих игрушек не заканчивается. Для каждого возраста можно подобрать подходящие варианты в самом широком разнообразии. Но при участии взрослых развивающей может стать любая игрушка, надо просто показать ребенку, что с ней делать – толкнуть мячик, чтобы он покатился, постучать по барабану, чтобы он загремел, нажать на резинового мышонка, чтобы он запищал.
В первый год жизни малыша его развитие идет вперед семимильными шагами, и посредством игрушек родители должны в полной мере помочь ему познать мир и самого себя в этом мире.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.