Рождественские каникулы – прекрасный повод не только встретиться с близкими и друзьями, но и вместе сходить в театр. Мне не удалось побывать на премьере спектакля «Мертвые души» в Свердловском академическом театре музыкальной комедии, которая состоялась 30 октября прошлого года. Но новогодние праздники позволили мне прикоснуться к настоящему чуду – театрально-зрелищному: в компании друзей я – на спектакле по Гоголю, одному из самых мистических писателей!
Сначала некоторые мысли перед спектаклем.
Школьная программа по литературе часто характеризуется учащимися как скучная. Стереотип подкрепляется ее обязательностью. А если учесть современное клиповое сознание школьника, то еще и сложностью. Да что школьники, многие ли взрослые читают классику сейчас?! Редка классическая литература в активе современного читателя. Имена, прославившие русскую культуру, часто формально существуют в нашей жизни. Театр, отражая сложившуюся тенденцию, тоже не спешит ставить классику на сцене. Во-первых, это трудно сделать талантливо, во-вторых, нужно адаптировать ее для современного читателя, показав или вечные темы или наоборот – злободневность. А в–третьих, а что если это вообще не драматургия? Например, «Мертвые души» Н.В.Гоголя, названные автором вообще – «поэма»?
Премьерная постановка «Мертвых душ» в Свердловском академическом театре музыкальной комедии ценна тем, что отвечает всем трем вышеперечисленным факторам. Авторы музыки и либретто – Александр Пантыкин и Константин Рубинский – вышли из классических границ поэмы и создали новое произведение «по мотивам», обозначив жанр как «гоголь-моголь». Последнее, кстати, является долго и тщательно взбиваемым яйцом, вкусным и полезным.
Новый сюжет вобрал в себя не только коллизии авантюры Павла Иваныча Чичикова, но и реминисценции из «Ревизора» «Тараса Бульбы», «Вечеров на хуторе Диканьки». А сама история упитанного господина в сюртуке брусничного цвета с искрой сильно изменилась. Это молодой человек, как бы сейчас сказали – симпатичный, но не тот респектабельный гоголевский господин. Роль отдана молодому актеру Евгению Зайцеву, который создал сложный и неоднозначный образ.
Для чего нужна была такая интерпретация? Думается, для того, что донести до зрителей актуальность гоголевских произведений. Это и тема российской власти, которая живет сама по себе, отчужденность от нее народа, да и сам народ, безликий, безынициативный.
Вообще пара – народ и власть – даны ярко, сочно, запоминаются сценография, мелодии, танцы. Народ – это и «мертвые души», которых трагично танцуют в полотняных одеждах, и кучер Селифан (з.а.РФ Петр Дралов), который страстно хочет научиться читать и и столь же страстно верен своему хозяину, и корыстный Петрушка (актер Алексей Литвиненко).
Власть оказывается хитрее любого хитреца – обводит вокруг пальца оказавшегося в дураках Чичикова.
Неожиданна тема любви Чичикова к губернаторской дочке (ее роль играет ставшая знаменитостью после исполнения роли молодой Екатерины в спектакле «Екатерина Великая» - Мария Виненкова). В новой пьесе эта линия становится одной из главных, а развязка неожиданна.
Комедийных ситуаций, как у Гоголя, предостаточно. Удачны отдельные находки исполнителей: например, выход капитана-исправника Дормидонтова (актер Вадим Желонкин). Думается, что Николай Васильевич посмеялся бы, услышав интерпретацию знаменитого текста из «Тараса Бульбы» - «Редкая птица долетит до середины Днепра», вложенную в уста дебошира Ноздрева (актер Игорь Ладейщиков), но как «Редкий конь (дальше по тексту)». И здесь нет ничего кощунственного, это приемы создания комических и абсурдных ситуаций.
Гоголь фантастичен, но как донести его замысел до современного читателя?! И на сцене появляется Тень другого знаменитого героя – Хлестакова (танцор из эксцентрик-балета Сергея Смирнова), который как опытный игрок... в шашки ведет менее опытного П.И.Чичикова навстречу фортуне, судьбе.
Риск и обман ради вечной темы – «выйти в люди», «из грязи в князи», «нажить состояние». Увы, и сегодня те же мотивы живы в людях и любые средства хороши для достижения целей. Наверное, оттого у пары - Чичиков – губернаторская дочка Лиза – к концу спектакля наряды совершенно осовремениваются. А Чичиков вообще с начала спектакля ходит в темных джинсах! Любовь вливает новый оттенок в историю. Но Лизанька оказывается настоящим оборотнем. Из набожной девушки, сводящей с ума своей чистотой Чичикова, она превращается в разбитную современную девицу, наводнившую город собственно нарисованными фальшивыми деньгами.
Губернатор (его играет заслуженный артист РФ Александр Копылов) – тоже герой нового времени: только деньги стоят в его глазах. И аферу приезжего Чичикова он оборачивает против него же самого, конечно же, в свою пользу.
А еще вечная тема пошлости показана так, что можно смотреться, ну как в зеркало.
Спектакль смешон, страшен и трагичен. Трагичны образы мертвых, которых так небрежно побеспокоили, страшны помещики и чиновники, они же и смешны. Но как-то примеряет с этой грустной картиной возница Селифан. В его трагическом облике сосредоточен русский народ, но не тот, что туп и невежественен. Весь спектакль он пытается прочесть что-то из Гоголя и это ему удается к концу спектакля.
Вот с такой надеждой и вечным гоголевским вопросом «Куда несешься, Русь?» хочется закончить мои впечатления от спектакля «Мертвые души». За спектакль нужно поблагодарить его создателей: режиссера-постановщика Кирилла Стрежнева и дирижера-постановщика Бориса Нодельмана, команду художников, хореографов (важные партии танцевали артисты эксцентрик-балета Сергея Смирнова).
Спектакль имеет несколько пластов, о нем хочется думать, поэтому рекомендую его для просмотра и последующего обсуждения. Гоголь – вечен!
Автор: Татьяна Карпова
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Очень интересная рецензия - не знала, что наш театр музкомедии ставит Гоголя. Спасибо автору.
Спасибо. Хотелось бы услышать мнения зрителей. Театр музкомедии ставит такие разные спектакли: многие в восторге от "Екатерины Великой", на меня она не произвела такого уж сильного впечатления. Понравилась работа Марии Виненковой, костюмы и пожалуй все. А здесь идея интересная!
Очень интересная живая рецензия. Побольше бы таких, чтобы знать мнения специалистов куда стоит идти, а куда нет
Спасибо за добрые слова. Честно говоря, сначала я хотела описать некое впечатление от спектакля, но потом получилось так, что не назвать создателей спектакля и актеров вроде нехорошо. Поэтому получилась большая рецензия. Но если ее не поленились и прочитали больше ста человек, то всем большое спасибо.
А я собираюсь сходить на спектакль еще раз, взяв с собой мужа и сына-студента.