Конкурс «Педагогическое вдохновение - 2014»
«Как только человек научится
воспринимать окружающее,
он откроет великое множество даров,
окружающих его повсюду»
И. Ильин
Как сформировать у детей веру в себя, в свои возможности и силы?
Как раскрыть творческий потенциал ребёнка?
Как научить чувствовать Слово и открывать его истинное значение?
Как научить ребёнка размышлять и письменно выражать свои мысли?
Как развивать творческое мышление?
Как развивать воображение, восприятие, наблюдательность?
В наше время эти вопросы и проблемы, связанные с ними, особенно актуальны. Ведь, в конечном счёте, от их правильного разрешения зависит, какую личность мы воспитаем. Поиск ответов на эти важные вопросы и побудил по-иному посмотреть на развитие творческого потенциала ребёнка.
Творческая деятельность в начальной школе отвечает условиям нового времени, так как она позволяет быть не только созерцателем прекрасного, но и учит владеть собственными мыслями, управлять ими и творить красоту собственным сердцем.
И все мы взрослые знаем, как это непросто капля за каплей, день за днём наполнять душу ребёнка добрым отношением к окружающему миру. Только тогда он научится понимать и ценить красоту родной природы. И именно в эти моменты важно правильно учить владеть словом, используя всю красоту мыслей.
С помощью различных творческих заданий, личных и коллективных, у школьников появляется возможность получить реальный зримый результат. Например, создание рукописных книг, в которые вошли их работы: сказки, стихи, рассказы, зарисовки. И кропотливая, глубоко продуманная работа над рукописной книгой даёт возможность каждому ребёнку для самовыражения своего внутреннего мира. Это одна из наиболее результативных форм работы с детьми в начальной школе. Такая деятельность способствует становлению и формированию детского мироосознания и нравственного отношения к окружающей действительности.
Таким образом, мыслетворчество даёт замечательную основу для рукотворчества. Принявший в детстве красоту, добро, ребёнок и дальше будет стремиться созидать всё это, вносить в собственную жизнь и в жизнь своего окружения.
Очень важно воспитать в ребёнке смелого творца, для которого мыслетворчество будет являться большой радостью.
Творчество – понятие многогранное. И как определить ту грань, которая станет основополагающей в работе с детьми? Этот вопрос каждый учитель для себя решает сам. Вместе с тем решает ещё одну важную задачу: как найти интересную, яркую форму работы с детьми для развития их творческих способностей. Ведь только яркие, незабываемые образы и впечатления оставят в памяти ребёнка прочный след и дадут ростки формирования творческой личности.
Пять лет назад я познакомилась с новой образовательной программой «Служу Отечеству пером», которая стала не только основой моей воспитательной системы класса, но и развитием творческих способностей детей через красоту мысли. Авторы программы – творческий коллектив педагогов дополнительного образования из города Томска (Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелёва).
Данная программа привлекла моё внимание своей оригинальностью, новизной. В ней соединились различные аспекты работы с детьми: духовно-нравственное воспитание, развитие творческих способностей младших школьников и изучение журналистики, как части современного процесса информатизации.
В одной древней притче раскрывается ценность самых важных начал в человеке.
Какой «свет» имеет человек?
Один мудрец беседует с царём:
– Какой свет имеет человек?
– Свет солнца, о, царь!
– Когда солнце зашло, какой свет имеет человек?
– Луна служит ему светом.
– А когда зашли солнце и луна?
– Огонь служит светом.
– А когда зашло солнце, зашла луна, и погас огонь, что служит ему светом?
– Речь служит ему светом… Поистине, государь, человек идёт туда, где произносится речь.
– А когда солнце зашло, зашла луна, погас огонь, и замолкла речь, какой свет имеет человек? Что остаётся человеку в полном молчании, без мелькающих образов вещей, без слов даже, наедине с собой? Есть ли внутри него творческий источник жизни, или он зависит целиком от окружающего и не имеет опоры в самом себе?
Проблема как научить детей свободно владеть словом, языком, речью волнует каждого педагога начальной школы. А как направить эти знания на совершенствование внутреннего мира ребёнка, как научить творчески мыслить?
Рабочие тетради по программе «Служу Отечеству пером» помогают вести грамотную и целенаправленную работу над словом, предложением, текстом, мудрыми мыслями. Многие задания носят творческий характер.
Не так-то легко было начинать работу со слабыми детьми, которые составляют половину класса. А учить нужно всех!
Для таких ребят на первых творческих занятиях придумала «лучики мыслей», которые выскальзывали из весёлого солнышка, помещённого в верхнем правом углу листа. На «лучиках мыслей» детишки записывали самые красивые мысли по данной теме. Потом из этих мыслей получался красивый текст, исправляли ошибки, придумывали заголовок, который помещали в «солнышко» и без труда записывали своё эссе в чистовик.
Заметила, что с каждой творческой работой дети начинали справляться лучше и лучше. В их работах не было скучных фраз, меньше проскакивало речевых и грамматических ошибок.
А самое главное, мои ученики полюбили работать творчески. Ведь, действительно, программа «Служу Отечеству пером» даёт большие дополнительные возможности развития детей. Наряду с формированием основ нравственности, идёт активное развитие учащихся в области филологии. Наблюдения показали, что у ребят развивается речь, орфографическое чутьё, закладываются основы понимания русского языка, бережного отношения к нему, и развиваются творческие способности. Это ли не ценно сейчас, когда безграмотность становится обычным явлением нашей жизни, уже давно никого не шокирующим.
Благодаря данной программе мне удалось создать добрый, светлый и трогательный мир существования детей в самой обычной школе. А вся работа помогает организовать жизнь детей с верой в обязательную победу их мыслетворчества. Порой в их работах осмысливаются важные нравственные вопросы, что можно уже смело назвать «Пробой пера…»
И вот уже целых пять лет мы строим свой дом Творчества. Наш дом сложен из особого материала: Доброты, Красоты, Любви и Души. Каждый из детей в строительство этого дома положил свой кирпичик. А особым законом была Красота Мысли.
Особое место занимает создание учениками рукописных книг. Каждый стремится стать автором новой книги. За эти годы было создано более 30 книг, которые с большим успехом были представлены на Международном конкурсе рукописных книг.
Автор: Лукашова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1», г. Кандалакша, Мурманская область. Я работаю учителем начальных классов более 30 лет. За эти годы поняла, как важно воспитывать в каждом ребёнке творческую личность.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Ольга Анатольевна, очень понравился Ваш опыт работы по развитию творческих способностей у Ваших учеников, особенно ссылки на практическую деятельность. Очень к месту, удачно Вы поведали притчу - кратко, точно выражает профессиональные поиски учителя - исследователя. учителя - новатора. Конечно, невозможно в таком кротком произведении раскрыть все вопросы, которые Вы поставили перед собой. Правильно заданный вопрос побуждает к поиску ответа, а правильный ответ отзывается успешностью ребенка. Желаю Вам и Вашим детям успешности и успехов.
Дорогая Галина Михайловна! Огромное Вам спасибо за добрые слова! Они очень меня вдохновили! Конечно, это маленькая частичка нашей работы. Зайдите на наш школьный сайт Кандалакша МБОУ СОШ №1. Там есть моё портфолио с разными статьями. Вам посылаю самые добрые мысли!
Уважаемая Ольга Анатольевна!
Мне очень интересны Ваши размышления о речи, творчестве, о создании особой среды для развития детских способностей. Вы из породы думающих, ищущих, настоящих учителей. Спасибо Вам за эти открытия!
Ваши рукописные книги - важное звено воспитания и развития!
Удачи!
Уважаемая Наталья Николаевна! Спасибо за замечательные слова! Правда, я поделилась лишь маленькой крупицей. А Ваши слова вдохновят меня на новые творческие дела! Вам посылаю самые добрые мысли! До новых встреч!
Уважаемая Наталья Николаевна! Познакомилась с вашим эссе и статьями на сайте, восхищена! Спасибо за возможность соприкоснуться с профессионализмом в широком смысле этого слова.