Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»
Конспект урока в 4 классе по предмету математика. Тема урока: «Составление сметы для проведения выпускного». Урок составлен на основе УМК «Перспективная начальная школа». А.Л Чекин, Е.П. Юдина, Н.К. Булычева, Л.Г.Кудрова, О.А. Захарова. «Математика» учебник для 4 класса. Москва: Издательство Академкнига/Учебник, 2013 г.
Замысел проектной деятельности.
Описание проектной задачи. Скоро мы закончим учебный год. Перед нами стоит задача: рассчитать, в какую сумму обойдется выпускной в нашем классе. Необходимо продумать оформление зала, организацию торжества , подарки для детей, сладкий стол. Нам необходимо рассчитать стоимость и количество разных материалов, общую сумму затрат и подобрать самый выгодный вариант. Для решения этой задачи каждой группе будут предложены серии заданий. Результат выполнения каждого задания нужно будет занести в таблицу. По результатам ваших вычислений мы составим общую таблицу, выберем наиболее оптимальный вариант и вычислим сумму, необходимую для выпускного.
Название проектной задачи |
Составление сметы для проведения выпускного |
Предмет |
Математика |
Вид задачи |
Предметная одновозрастная проектная |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) |
1. Проверка умения учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах, и на её основе осуществлять выбор оптимального решения из множества возможных. 2. Оценить сформированность основных ключевых компетенций у младших школьников при работе в группе, паре. 3. Создать условия для видения учащимися дальнейшие перспективы, необходимости в поиске других способов действий. |
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача |
1. Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах (например, таблица, словесное описание). 2. Перевод описания квазиреальной (модельной) ситуации на математический язык (построение математической модели). 3. Владение способом умножения, деления многозначных чисел. 4. Умение выбирать оптимальный вариант решения. 5. Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль. 6. Работа с текстом, таблицами умение выделять существенную информацию, зашумленную несущественной. |
Планируемый педагогический результат |
Демонстрация учащимися:
|
Способ и формат оценивания результатов работы |
1. Публичная презентация результатов. 2. Анкетирование после презентации. |
Оборудование и материалы |
Набор заданий в нескольких вариантах, ноутбуки,оценочные листы, калькуляторы |
II. Распределение объектов.
Этап задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД и оборудование |
1. Организационный момент.
2. Погружение в проект. Выбор темы проекта. Постановка проблемы.
Анализ предстоящей деятельности. Выделение подтем в теме проекта
Формирование творческих групп
Разработка проекта и планирование и организации деятельности. Подготовка материалов Целеполагание
Определение формы, критерии ожидаемых результатов
Моделирование Презентация и оценка результатов. Оформление результатов Защита результатов
Оценка результатов Рефлексия
|
Приготовились к уроку. Сегодня у нас необычный урок. Скоро мы закончим учебный год. В классах пройдут выпускные. Нам родители выделили на выпускной 45000рублей. Посмотрите на выписку из протокола собрания. На что спланировали родители деньги?
Какова стоимость праздника?
Последняя строчка пустая. А что если нам запланировать ещё экскурсию в план проведения выпускного?... (обратить внимание на общую сумму) Как быть? Как можно сэкономить? Условие: все пункты сохранить. Давайте решим, как можно сэкономить (уменьшить расходы на все эти позиции)? Из чего складывается стоимость? Как найти стоимость? Можем мы уменьшить количество? Каким образом?
Почему сели в группы?
Как организовать работу в группах?
Организатор (распределяет роли в группе) Сметчик (записывает данные ) Хранитель времени (следит за временем) Консультант (помогает сомневающимся) У каждой группы будет свою задача. Командиры подойдите и выберете задание. Озвучьте задачи. Что перед вами? Ребята, это документ, в котором вычисляется сумма затрат на проект расписанная по статьям расходов. С указанием единиц измерения количества, цены и стоимости. Это называется сметой. Впишите в таблицу.
Значит, тема урока? Цель урока? Какие задачи?
С чего начнём?
Если возникнут трудности, можно воспользоваться столом помощником. Ознакомьтесь с материалами. Задайте вопросы. Приступили к работе.
Вставить в таблицу экономию по каждой позиции. Весь класс подсчитывает общую экономию.
Выберем экскурсию, на которую сможем поехать. 1. К Бабе Яге на пироги. (с.Кукобой) 25 чел. – 15450 руб. 2. «Семёнково» 28 чел. – 16000 руб. 3. Музей занимательных наук А.Эйнштейна 20 чел. – 13000 руб. 4. Прогулка на теплоходе 29 чел.+ 2 чел. – 17000 руб. Вернёмся к задачам. Выполнили задачи? Какая была цель проекта? Достигли цель? Сейчас каждый член группы даст оценку работы себе и всей группы. Для этого я вам предлагаю следующие критерии оценки, которые вы зафиксируете на оценочных линеечках. |
Дети садятся.
Дети читают. 1.Оформление зала 2. Подарки детям 3. Сладкий стол 4. Организация праздника
45000 рублей
Надо сэкономить. Ответы детей.
Истратить меньше на каждый пункт.
Из цены и количества. v= p* nv- стоимость p- цена n-количество Надо уменьшить количество или цену.( т.е. купить меньше или дешевле) Нет. Рассчитано на весь класс. Значит, будем уменьшать цену. Найти место, где дешевле. Учащиеся предлагают свои варианты.
Быстрее можно решить, оказать помощь друг другу. Комплектуются в малые группы Выбирают руководителя группы
Таблица. Дети вписывают. __________ затрат на подарок ученику Обсуждают и принимают решение по теме. Называют тему урока Учащиеся, обсуждая в группах, вырабатывают план действий Составление сметы выпускного.
1. Познакомиться с прейскурантами. 2. Используя таблицы, составить и решить задачи на взаимосвязь величин( цена, количество, стоимость) 3. Проанализировать прейскуранты различных магазинов, т.е выбрать тот магазин, в котором эти затраты окажутся наименьшими. 4. Занести в таблицу результаты расходов. 5. Найти разницу( экономию) между заложенной стоимостью и полученной. Дети работают в группах. Выбирают фирму, которая предлагает наиболее выгодные условия.
Подсчитывают экономию на свою позицию в таблице. Демонстрация учащимися умения применять предметные знания для решения практических задач
Отчёт по группам.
Демонстрация результатов(показ сметы)
Выполнили. Составить смету выпускного.
Самооценка результатов по принятым общим критериям |
Личностные УУД – понимание значения математики в собственной жизни
Таблица 1 ( слайд 1)
В последней строчке появляется запись.
Познавательные УУД– самостоятельно осуществлять поиск информации
На слайде –формула
Регулятивные УУД– принимать участие в групповой работе
Слайд.
Слайд Регулятивные УУД– принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя; – выполнять действия, опираясь на заданный учителем ориентир Коммуникативные УУД– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики Регулятивные УУД – осуществление пошагового контроля под руководством учителя и самостоятельно Коммуникативные УУД – понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных задач Оформляют результаты в соответствии с принятыми формами(заносят все данные и расчеты в смету расходов) Коммуникативные УУД– на основе результатов решения практических задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делать несложные теоретические выводы Слайд. Регулятивные УУД –самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий |
Приложение 1. Таблица затрат на проведение выпускного
Наименование |
Заложили |
Истратили |
Остаток ( экономия) |
Оформление зала |
15000руб. |
11703руб. |
3297 руб. |
Подарки детям |
11000руб. |
6801руб.95к. |
4198 руб.05 коп. |
Сладкий стол |
4000руб. |
1885руб. |
2115 руб. |
Организация праздника |
15000 руб. |
7584 руб. |
7416 руб. |
|
|
|
|
Всего |
45000руб. |
27973руб. 95 к. |
17026руб.05 коп. |
Поставь отметки на оценочных шкалах:
1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3. Оцени свой вклад в решении задач (насколько ты оказался полезен своей группе).
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5) Хотел бы ты работать еще раз в той же группе?
Обведи: Да Нет ?
Автор: Чупчикова Татьяна Анатольевна, педагог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33», г. Вологда.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Подкупает практическая направленность проекта. В занятиям для дошкольников требуют формулировать воспитательную цель, думаю, что и в любой урок должна быть заложена определённая воспитательная нагрузка. Что-то мне подсказывает, что некоторые взрослые могут быть возмущены тем, что детям предлагают считать деньги на их праздник, но я за то, чтобы школьники учились планировать расходы и ценить родительские деньги.
Уважаемая Татьяна Анатольевна! В соответствии с ФГОС проектные задачи, одно из средств, с помощью которых могут быть решены разнообразные педагогические проекты. Вам удалось это сделать. В Вашей проектной задаче основной акцент делается на формирование у учащихся таких универсальных учебных действий, как учебное сотрудничество, планирование собственных действий, умение представлять результаты своей работы и оценивать результат. Работа хорошая, но слово "выпускной" не звучит. Я бы порекомендовала назвать "выпускной вечер" или "выпускной бал". Явно на уроке была презентация, раз упоминаются слайды, её не хватает для полного восприятия.
Желаю удачи! Хороших учеников и родителей Вам! Спасибо за участие в конкурсе!
Мне понравилось, Татьяна Анатольевна! Пусть дети учатся считать деньги с детства.
Татьяна Анатольевна, добрый вечер. Как интересно!!! Сколько нового для себя взяла! Весь урок - практика, итог урока - реальный результат. Спасибо. Успехов в конкурсе.
Здравствуйте!Замечательная проектная задача.Нестандартный урок.Мне кажется,объединение понятий УУД и "оборудование" вовсе не к месту.В столбце "Деятельность учащихся" просматривается сумбурность фраз.При рефлексии Вы говорите "я вам предлагаю следующие критерии" и тут же пишите- -"Самооценка результатов по принятым общим критериям". А может,дети сами предложили бы их (критерии),ведь уже 4 класс.Да и сами эти "линеечки" следовало как-то "подытожить". И распределение "ролей" - Вы уверены, что "организатор" сможет верно назначить "консультанта"? А вдруг такого ребёнка вовсе не окажется в данной группе?Я бы сказала так:Вы не полностью продумали некоторые моменты урока.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.