Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Представляю конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости» в подготовительной группе ДОУ. Занятие построено с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих дидактических пособий. По содержанию занятие является интегрированным. Интеграция различных видов деятельности позволяет расширить и обогатить структуру занятия.
Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности используется проблемная ситуация, видеоролики. В каждом этапе занятия подобраны наглядные пособия, ИКТ, которые стимулируют и активизируют детей. Используются здоровьесберегающие технологии: смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера, упражнения на развитие мелкой моторики рук.Занятие построено с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих дидактических пособий.
Цель: совершенствовать устную речь детей.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Физическре развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методические приёмы:
Оборудование: Декорации леса, видеоролики, 2 журнальных столика, мольберт, сундук, клубок ниток, сугроб, снежинки, указка, «Дерево Мудрости», гирлянда, ширма, фонограммы, видеопроектор, м/м доска, интерактивная игра «Гусеница», обручи, подарочная коробка, игра в подарок детям «Азбука + арифметика».
Раздаточный материал: мнемосхемы, Су-Джок шары и кольца, игрушки, подушки, медальоны.
Предварительная работа: Знакомство с символами, составление предложений о зиме и зарисовывание их с помощью символов, словесная игра «Цепочка слов», упражнение «Назови словечко» (придумывание слов, начинающихся на твердый (мягкий) согласный, упражнение на подбор родственных слов к словам «лед», «лес», знакомство с массажными шарами и кольцами Су-Джок, разучивание слов к массажу.
– Ребята, сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в волшебную страну. Там нас будет ждать сказочный герой и много интересных сюрпризов. Но туда можно отправиться только тогда, когда вы будете уверены в своих знаниях и будете готовы преодолеть трудности, которые встретятся нам на пути. Ведь там, куда мы отправимся, полно тайн и чудес! Вы готовы? (Да!)
– А как вы думаете, на чём можно отправиться в наше путешествие? (Ответы детей)
– Давайте отправимся на волшебном транспорте – ковре-самолёте.
Стелю ковер.
– Присядем и возьмёмся все крепко за руки и произнесём волшебные слова: «Крибле–крабле–бум!» (звучит музыка, имитирующая полёт)
– Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес,
1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать
– Вот мы с вами и волшебной стране!
«Здесь дерево Мудрости растёт.
Должны вы многое узнать,
вам будет в этом помогать
герой из русской сказки!
Ребята, дружно все шагайте,
да знания свои не растеряйте!
Когда вы справитесь с заданиями,
дерево Мудрости отблагодарит вас за старания!»
– Давайте скажем наш девиз, чтобы всё у нас получилось: «Наш девиз: – Не унывать! Всё пройти и всё узнать!»
на экране Баба–Яга
Находим сундук под елкой, достаем клубок.
Интересно, куда же нас поведет волшебный клубочек.
Клубок катится к интерактивной доске.
Включить игру.
Клубочек нас привел к первому заданию: Надо выложить Гусеницу из слов по цепочке. Для этого надо определить последний звук в заданном слове и на него выбрать следующую картинку.
Интерактивная игра «Гусеница».
Видеоролик.
Б-Я: Это же надо! Какие мудреные дети нынче пошли! Из слов гусеницу сложили!
–Клубочек опять закрутился и дальше покатился
Покатился наш клубок,
Накатился на сугроб!
Стоп! Преграда!
Хода – нет.
Здесь игра, ты дай ответ!
Ребята, клубок привел нас к снежной куче. Эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”
– Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием!
Ты катись, катись клубок,
На пути шары Су-Джок!
Вы шары в руках катайте,
И за мною повторяйте!
Дети берут в руки по 1 шарику.
Массаж Су-Джок шарами. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом). Дети кладут шары на место и берут по1 массажному кольцу. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).
На экране Б-Я.
Б-Я: я отродясь не видывала цветных ежиков! Мне только лесные попадались! Следуйте за клубочком дальше!
– И покатился наш клубок дальше. Ребята, а здесь нас снова ждет игра. Игра называется «Найди свой домик». Давайте с вами вспомним, какой цвет обозначает твердый согласный? А мягкий согласный? Сейчас под музыку вы будете красиво бегать с игрушками на носочках, по окончании музыки вы должны найти домик для своей игрушки.
П/и «Найди свой домик»
Музыкальное сопровождение. Видеоролик.
Ты катись, катись клубочек,
Помоги еще разочек.
Схему надо разгадать –
Предложение прочитать!
– Проходите за столы, садитесь парами.
Раздаю таблицы.
– Внимательно рассмотрите таблицу, составьте предложение о зиме, договоритесь, кто из вас будет отвечать, кто готов, поднимайте руку.
Работа с мнемотаблицами в парах.
На слайде Б
Я: А вы и вправду храбрецы! Не испугались трудностей, со всеми заданиями справились! Вы находитесь в одном шаге от Дерева Мудрости! Будьте внимательны! Смелей вперед!
Клубочек катится к Дереву Мудрости. Воспитатель открывает ширму, на дереве зажигается гирлянда.
Вот мы с вами и отыскали Дерево Мудрости!
– За ваши знания и старания Дерево Мудрости награждает вас медалями. Снимите с Дерева по одной медальке возьмите себе за старания.
А еще Дерево дарит каждому из вас частичку своей мудрости – игру «Стану отличником». Эта игра поможет вам подготовиться к школе и стать мудрее.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад, проходите все на ковер–самолет.
«Скажем вместе, скажем дружно,
В детский сад попасть нам нужно!»
Звучит музыка.
– Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Какие задания вам понравилось выполнять больше всего? А кому было сложно в этом путешествии? Какие задания вам показались наиболее затруднительными?
Автор: Гудошникова Ольга Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ д/с №11 «Лучик», г. Петровск Саратовской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте,Ольга Александровна. Очень интригующее название у предложенного Вами занятия!Но,к сожалению,название совсем не нашло отражения в работе.Цели и задачи - слишком уж объёмные,в основном неконкретные. Вообще,задачи должны вести к достижению конкретной поставленной цели,у Вас это получилось как - то гротескно.Индивидуально-дифференциро ванного обучения и проблемной ситуации не видно.Предложены разнообразные задания,и очень жаль,что они неудачно обыграны.Если Вы ведёте разговор о зиме,может быть,пусть бы пришла Снежная Королева,а Вы с детьми спасали бы Кая,или какой-то другой целостный сюжет.Из предложенных Вами заданий не совсем выигрышным выглядит "снежная куча" - подбор родственных слов, - почему,например,снегопад - длинное слово?(а снегозадержание,или та же Снегурочка - слова ведь гораздо длиннее);слово красивое, слово признак - снежный- почему оно именно красивое?слово – человек, сказочный персонаж- вернее было сказать - сказочный персонаж в образе человека,ведь ЦЕЛЬ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ - совершенствовать устную речь детей. Кстати,а как была озвучена Баба-яга?Жаль,что Вы не представили интерактивные и дидактические пособия,ролик,презентацию- это добавило бы веса Вашей работе.Сказочный сюжет,по сути,достаточно выигрышный приём,но в данном случае (это только моё мнение) - сказки не получилось,и Дерево Мудрости ждёт Вас!Обязательно доберитесь до него!
Здравствуйте, уважаемая Любовь Владимировна! большое спасибо за отзыв. Это занятие я разрабатывала и показывала на конкурсе "Воспитатель года" и вышла на 3 место. Все задания отражают техники, которые я презентовала на 1 этапе конкурса: мнемотехника, Су-Джок терапия, ИКТ. У нас было огромное Дерево Мудрости с медалями, под ним лежал подарок-игра по развитию речи, которая была вручена детям, когда они справились со всеми заданиями и дошли до Дерева Мудрости. К огромному сожалению!!! фотографии с этого занятия не сохранились (это же техника, а ей свойственно ломаться, сама чуть не плакала). Все видеоролики с бабой Ягой и ИКТ игра у меня есть, но я не смогла загрузить сюда, т. к. я новичок на этом сайте-буду осваивать! Если бы можно было редактировать сейчас- я бы попробовала загрузить. Игру "Снежная куча" я брала в готовом виде от автора-разработчика из книги по развитию речи.
Ольга Александровна,я не оспариваю Ваше 3 место на конкурсе,тем более что общий результат конкурса "Воспитатель года" складывается не только от занятия.Я бы не дала много баллов за данное занятие(ИЗВИНИТЕ!)И ни фото.ни само огромное дерево с подарком не меняют ситуацию.Вы,наверное,несколько лет назад его проводили?Ведь ни документально,ни практически не отражены требования ФГОС.Коли "Снежная куча" - не Ваше авторское упр-ие- приношу Вам извинения!В таком случае,не соглашусь с авторами данного пособия.Кстати,как их фамилии?
Любовь Владимировна, конечно же каждый человек имеет свое мнение. Я уважаю ваше мнение по поводу того, что Вы не дали мне много баллов за это занятие-Ваше право, и я не в коем случае с Вами не спорю. Но, Вы пишите, что сказки не получилось, чтобы мы добрались таки до Дерева. Я Вам отвечаю: У занятия была цель: преодолеть все препятствия и задания Бабы Яги и дойти в волшебной стране до Дерева. Мы до него дошли и Оно вознаграждает детей медалями и подарком-дети были очень довольны! Автора сейчас не назову, но обязательно посмотрю на работе
Любовь Владимировна, что касается целей и задач: цель у занятия одна- совершенствовать устную речь детей-взята из программы. Что касается задач- они конкретные по каждому заданию: Совершенствовать фонематический слух детей: определять первый и последний звук в слове, подбирать слово на последний звук предыдущего - интерактивная игра "Гусеница";
Упражнять в умении образовывать однокоренные слова - игра "Снежная куча";
Помогать правильно строить предложение, опираясь на мнемосхемы, закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима» - работа с мнемосхемами.
Может быть,я действительно плохо знаю программы ДОУ,но что мне кажется неправильным прописанная Вами цель.По задачам у меня больше вопросов о развивающих и воспитательных:как Вы развивали воображение,внимание?как воспитывали доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно;самостоятельность?Опять же - Вы не пояснили.где индивидуально-дифференцированное обучение и проблемная ситуация?Да и рефлексию в подготовительной группе можно было преподнести посерьёзней.И ещё раз вернусь к "Снежной куче" - Вы сами считаете его удачным?
Я тоже думаю, что воспитателям и методисту ДОУ мне не пришлось объяснять, как в течении занятия я решала воспитательные и развивающие задачи. Воображение развивается при работе с мнемотаблицами, т. к. там даны лишь символы, внимание развивается в любой игре, например в игре "Найди свой домик" - дети бегают под музыку, а с окончанием ее должны быстро определить с какого звука начинается название игрушки-с мягкого или твердого согласного, да еще подумать каким цветом обозначается тот или иной звук и определить игрушку в синий или зеленый домик. А затем развиваем доброжелательное отношение друг к другу- исправляем ошибки, если допущены. А в работе с мнемотаблицами- дети работают в парах, затем должны договориться, кто будет отвечать-также доброжелательные отношения и конечно же самостоятельность. А когда составляли предложения-желание говорить правильно.Снежная куча меня вполне устраивает- в игровой форме дети учатся подбирать родственные слова- ведь у нас еще не школа, только лишь игра.Мы только развиваем предпосылки к учебной деятельности. Проблемная ситуация - найти Дерево, преодолев препятствия .Индивидуально-дифферецированное обучение - участие каждого ребенка, обеспечение развития, достижения роста каждого, возможность совершенствования навыков и способностей. А как бы Вы предложили провести рефлексию? Занятие я проводила в прошлом году-январь 2014. По поводу цели не согласна - в программе по которой я работаю, цель по развитию речи одна-она у меня прописана
Я работала в ДОУ,воспиталем и заведующей, правда это было давно,20 лет назад. И тогда мы тоже писали вот такие задачи.А в последнее время,насколько я знаю,делают акцент на более конкретные понятия,ведь вы сами пишете - внимание развивается в каждой игре.Индивидуально-дифферецированное обучение -это не участие каждого ребенка,это подбор спец-ых упр-ий для каждого с учётом ЕГО способностей - уж в этом я точно уверена,могу предложить источники.Проблемная ситуация преподносится НЕ воспитателем,это дети сами должны её "обнаружить" и предложить свои пути выхода из неё(тоже с опорой на источники),а в Вашем занятии дети просто шли по указанному маршруту и выполняли предложенные им задания.О рефлексии - с таким ходом занятия не сразу сообразишь,я бы его "перекроила" немного,чтобы было от чего плясать. Если Вам это действительно интересно - чуть позже я сформулирую и напишу.И если не затруднит Вас - напишите авторов пособия - "самого длинного" слова из 8 букв и красивого снежного кома.Больше мне нечего добавить.За данное занятие я ставлю 3 балла (объяснила,из-за чего).Спасибо за диалог!Всего доброго!
Уважаемая Ольга Александровна! Спасибо за участие в конкурсе и предоставленный материал. Занятие интересное, много видов деятельности. Я бы, пожалуй, если занятие проходило в зимний период, назвала МУДРЫМ не дерево, а, конкретно, ель. Очень жаль, что отсутствует видеоматериал к занятию, не помешали бы и изображения мнемотаблиц. Рефлексию - самоанализ выгодно было бы сделать при награждении Деревом Мудрости детей медалями. Удачи Вам и самосовершенствования!
Любовь Николаевна! Огромное Вам спасибо за слова поддержки! Очень жалею, что поторопилась и не выложила видеоматериал, на других сайтах можно и потом редактировать, а здесь все очень строго, уже не добавишь. Но ничего, я первый раз участвую в конкурсе на этом сайте, в следующий раз обязательно исправлюсь, думаю получиться! Провести рефлексию при награждении было бы действительно лучше. Спасибо за комментарий!
Уважаемая Ольга Александровна, с интересом ознакомилась с занятием после такого интересного вашего диалога с Любовью Владимировной.
Цель и задачи меня вполне устраивают. У вас нет проблемной ситуации (лишь мотивация) и рефлексии, в подготовительной группе они должны быть обязательно, тем более занятие по развитию речи (но мне понятно, если это «январь 2014 года»). Если бы была проблемная ситуация, у вас бы не возник вопрос «как провести рефлексию?»… Скажите, что бы вы делали, если бы ваши дети не согласились путешествовать на ковре-самолёте (у нас недавно была такая ситуация на открытом занятии)?
И последнее, как пожелание… Когда участвуете в конкурсе, делайте максимум приложений: мнемотаблицы, наглядность, фото, видеоролики и т.д. и т.п. Всё это помогает определить, увидеть колорит занятия (своеобразие, ярко выраженную особенность). Удачи Вам!
Здравствуйте, уважаемая Ирина Викторовна! Очень приятно получить комментарий от землячки!Если бы дети не согласились путешествовать на ковре-самолете, предложила бы отправиться на чудо - паровозике, который тут же бы и построили, взявшись друг за друга или на ракете - тогда бы каждый ребенок надел на себя обруч сверху и вылез из него, передавая по цепочке. Другое дело, если совсем отказались путешествовать, но обычно дети любят подобного рода занятия, ведь их всегда там ждут сюрпризы и много интересного. Тем более, что в моем случае им был обещан сказочный герой в Волшебной стране. Вообще глаза горели- выполняли с интересом. Обязательно учту все Ваши пожелания!Спасибо!
Спасибо за ответ! Очень радует, что вы просчитываете все моменты и готовы к любым поворотам на занятии... Ведь дети-дошкольники такие непредсказуемые! Удачи Вам в последующих конкурсах!
Уважаемая Ирина Викторовна! Спасибо за работу. Интересно, динамично. Вы владеете здоровьесберегающтми технологиями. Однако, соглашусь с Ириной Викторовной, что проблемной ситуации нет, есть мотивация. Хотелось бы увидеть приложения, тогда некоторые вопросы отпали бы сами собой. В целом- спасибо за работу. Удачи в конкурсе!
Олеся Викторовна! Спасибо за отзыв! Решила попросить администраторов отредактировать работу и добавить приложения! Думаю, что у меня получиться!
https://plus.google.com/u/0/113844230431058456485/posts/dbWU1PZL4BA?pi d=6136196969976268194&oid=113844230431058456485
Ольга Александровна! Очень обидно, что к своей работе Вы добавили часть чужой работы, причем размещенной на этом же портале: Интерактивная презентация «Звукарик» (игры со звучащим словом), которая стала лауреатом конкурса «Мастер мультимедийных технологий - 2013», ее автор Рогова Ирина Валерьевна, ссылка на работу: http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/presentation/12831.ht ml!!!!!!!!!!!!!! Да уж педагогическая инициатива!
А разве я не могу использовать авторские разработки? Это малая часть в моем занятии. А педагогическая инициатива заключается не в этой игре, ведь игру Снежная куча я тоже не сама разрабатывала, брала от автора
Извините, но Вы даже на автора не ссылаетесь, просто "выдрали" часть чужого пособия... а это плагиат!
Извините, что не учла все эти тонкости, я вообще сталкиваюсь с этим впервые. Раньше, где публиковались все наши коллеги, таких требований не было.
Авторское право никто не отменял... Поэтому и в своей работе, и тем более участвуя во всероссийском конкурсе нужно это учитывать указывая в конспекте и других материалах список использованной литературы и интернет ресурсов. Для такого конкурса все-таки нужны авторские материалы.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Интересное занятие! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!