Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание в коррекционной работе с детьми с ОНР отводится разработке и внедрению технологии «Texstilе–конструирование», которая имеет ярко выраженный моделирующий характер и даёт возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Техника «Texstilе–конструирование» позволяет детям строить предметные, сюжетные, декоративные или пейзажные композиции любого содержания и выражать свое отношение к изображаемому моменту. Поэтому применение техники «Texstilе–конструирование» является одним из важных средств в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми, особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.
Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Все это говорит о том, что стимулируя мелкую моторику, мы развиваем речь.
Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный. Поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка. Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Занятия конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Конструирование имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности.
Учитывая актуальность проблемы и пожелания родителей, было принято решение о создание условий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание в коррекционной работе с детьми с ОНР отводится разработке и внедрению технологии «Texstilе–конструирование», которая имеет ярко выраженный моделирующий характер и даёт возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, когда постепенно, в течение всего периода работы, находятся в условиях самостоятельного, посильного выполнения поручений воспитателя, как до занятий, так и после них. Дети как бы играют с материалом, производя с ним различные действия.
Техника «Texstilе–конструирование» является одним из средств в развитии мелкой моторики. Тренировка пальцев оказывает мощное воздействие на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, на её работоспособность, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Техника «Texstilе–конструирование» позволяет детям строить предметные, сюжетные, декоративные или пейзажные композиции любого содержания и выражать свое отношение к изображаемому моменту. Поэтому применение техники «Texstilе–конструирование» является одним из важных средств в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР.
Нормативно-правовые документы:
1.2. Цель реализации рабочей программы: создание условий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами «Texstilе–конструирования».
1.3.Задачи реализации рабочей программы:
Способствовать:
1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
Наблюдения показывают, что, дети с ОНР затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» – сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» – поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики; многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, засучить рукава правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также шнурование ботинок. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц.
Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно.
Движения детей с ОНР отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, и пачкая стол и свою одежду.
Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они, расплескивают воду или льют ее в слишком больших количествах.
Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с ОНР. Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.
Дети обычно не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата
Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту
1.6. Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)
Ребенок способен:
2. Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)
Для достижения желаемого результата необходимо проводить работу с использованием Техники «Texstilе–конструирование» по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярно, используя формы работы:
- в совместной деятельности воспитателя с детьми;
- в свободной самостоятельной деятельности самих детей.
Сроки реализации рабочей программы:
Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год, включая 18 занятий.Занятия проводятся два раза в месяц по одному часу (один академический час равен 20-25 минутам, согласно требованиям СанПин). Образовательный процесс проводится во вторую половину дня.
Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение рабочей программы
Техника «Texstilе–конструирование»
Техника «Texstilе–конструирование» несложна. Детали такого конструктора представляют заготовки из шифоновой (или фетровой) ткани разных геометрических форм, цвета и размера: (разнообразные по цвету, форме, величине - сенсорные эталоны) и холста.
При конструировании из этих деталей используются такие приемы, как наложение и их пространственное объединение на разноцветных фонах. Этот достаточно простой способ соединения деталей между собой и с фоновой поверхностью дает возможность быстро собирать и разбирать конструкцию, исправлять неудачное решение и опробовать другие его варианты.
Для каждого возраста необходим определенный комплект фоновых стендов и деталей. Чем старше ребенок, тем больше по составу, разнообразнее по цвету и величине геометрические фигуры и их сегменты, которые входят в комплект конструктора. На начальном этапе обучения (первые два-три занятия) дети самостоятельно знакомятся с элементами конструктора, которые сгруппированы по цвету, форме, величине (способ хранения всех деталей конструктора – прозрачные контейнеры, чтобы ребенок мог видеть детали конструктора).
Детали данного конструктора - геометрические фигуры подсказывают детям нужный способ действия, помогают обнаружить ошибки, ориентироваться в рамках своей деятельности, конструировать разнообразные композиции разной тематики
|
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Примечание |
|
|
Технические средства |
||
|
|
|
|
|
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
||
|
http://internetenok.narod.ru/) Библиотека сказок. Галерея рисунков. (http://igraem.pro/) Играем и учимся ( http://iqsha.ru)клуб гармоничного развития ребёнка"IQша (http://lel.khv.ru/)детские стихи и песни, (http://detsad.kittysite.net)Развивающие игры, логопедия, творческие задания ( http://adalin.mospsy.ru)Копилка развивающих методик для детей (http://www.solnet.ee) Детский портал "Солнышко"
http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей» |
|
|
|
Учебно-наглядные пособия |
||
|
|
||
|
Книгопечатная продукция |
||
|
|||
Экранно-звуковые пособия |
|||
Мультимедийные образовательные ресурсы. Темы презентаций совпадают с тематикой недель:«Осень золотая», «Животный мир осенью»,«Праздники на Руси», «Животный мир зимой», «Зима», «Защита Отечества», « «Весна», «Масленица», «Мой край», «Растительный мир весной». «Здравствуй, лето!». Подборка аудиозаписей: «Звуки леса», «Голоса птиц», «Шум моря», Музыка дождяhttp://viki.rdf.ru/item/1858 Осеньhttp://www.youtube.com/watch?v=rnreBgkGzTk
|
|
Календарно-тематическое планирование
Месяц |
Лексическая тема |
Образовательная деятельность в режиме дня |
Непосредственно образовательная деятельность |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная деятельность с семьей |
сентябрь |
Фрукты. Овощи
|
|
Тема: «Наливное яблочко».
|
|
|
октябрь |
Ягоды. Грибы
|
|
Тема: «Ягоды и грибы в лесу»
|
|
|
Ноябрь |
Осень
|
|
Тема: «Осенний парк»
Тема: «Осенний ковёр»
|
|
|
декабрь |
Зима
|
назовет зимних слов»
«Заюшкина избушка».
|
Тема: «Зимой в лесу»
Тема: «Новогодний хоровод в лесу»
|
Альбомы:
снега»
театр «Заюшкина избушка» |
|
январь |
Животные
|
|
Тема «Кто в лесу живет»
|
|
|
февраль |
Рыбы
Российская Армия
|
|
Тема «Аквариумные рыбки»
Тема «Парусники в море»
|
|
С. Баруздин «Шёл солдат по улице»,
|
март |
Весна. 8 Марта
|
А. Плещеев «Уж тает снег…», «Ясна-красна, приди, Весна». Е.Серова «Гости», Г.Дымнина «Мама», С.Михалков «А что у вас?», В.Драгунский «Сестра моя Ксения»
С.Маршака.
|
Тема «Цветы в подарок маме»
Тема «Мой город»
|
С. Маршака.
игра «Дочки матери»;
помощники»; «Мамы и дети»; «Мамин
|
|
апрель |
Цветы |
|
Тема «Цветик-семицветик»
Тема «Тюльпаны в горах»
|
|
|
май |
Насекомые.
Лето |
гимнастика
|
Тема «Бабочки над лугом»
Тема «Летняя радуга»
|
|
|
Автор: Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ЦРР детского сада №7 «Ромашка» г. Новоалтайска Алтайского края Яшина Галина Николаевна.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Галина Николаевна! Спасибо за предоставленный материал, который заслуживает особого внимания. Во - первых работа с детьми с ОНР требует индивидуального подхода, терпения и знания особенностей таких детей, во - вторых «Texstilе–конструирование» , в буквальном смысле, мягко помогает детям справиться с поставленными задачами, в - третьих это интересное занятие привлекает многократным использованием конструктора. Рабочая программа насыщенная, но обратила внимание, что в сентябре и октябре отсутствуют пальчиковые игры, начинать разработку мелкой мускулатуры пальцев, желательно, именно с пальчиковых игр. Вы использовали предоставленную программу в своей работе? Если да, хотелось узнать результаты проделанной работы и увидеть изображение образов, составленных детьми из «Texstilе–конструкта».
Уважаемая Галина Николаевна! Актуальная, инновационная разработка, по крайней мере, я о такой технике, к сожалению, не слышала. Ознакомилась с огромным интересом (взяла в свою методическую копилку для логопеда). Программа составлена грамотно в соответствии с требованиями ФГОС к структуре программ. Ваша программа заслуживает высокой оценки! Мне тоже интересны результатах работы (но как я полагаю, они будут в конце года) по программе и фото с занятий. Удачи в конкурсе!
Галина Николаевна, вы предоставили очень интересную работу! Я отметила интересное, насыщенное, с учетом сезонного времени тематическое планирование. Но больше всего меня интересовала работа с родителями. Было бы неплохо, если бы вы предоставили материал консультаций, или фото с вернисажа. Спасибо, за участие в конкурсе!
Уважаемая Татьяна Николаевна! Спасибо за рекомендации! Программа в работе, планирую показать фото в конце года. Успехов!
Уважаемая Галина Николаевна! Интересная работа, инновационная методика, не избитая тема. Спасибо за работу! Она пригодится в работе ваших коллег. Удачи!
Уважаемая Галина Николаевна! УРА!!! Наконец то, появилась в данной номинации действительно методическая работа!!! ЗДОРОВО! Ваша программа точно будет востребована! Пояснительная записка, цель, задачи, технические средства, хорошо расписано комплексно-тематическое планирование! Спасибо большое за хорошую научную разработку и желаю Вам победы!
Здравствуйте, Галина Николаевна. Интересная методика,хорошо представлена документально,выгодно отличается от других работ.Но раздел "Самостоятельная деятельность детей" немного сумбурен - например,прописано - "Картотека стихов, загадок, иллюстраций","Макет города, микрорайона" или "Ткань и холст для моделирования", "Картотека пальчиковых гимнастик" - это дети делают самостоятельно??? Понятно,что Вы неправильно это прописали,и, может это не так уж и важно,но методика идёт в "минус". Работа с родителями -не всегда оправданна,как.например,чтение сказки Пушкина по теме "Аквариумные рыбки", или папка-передвижка "ПДД" ко Дню 8 Марта.
Уважаемая Любовь Владимировна! Спасибо за оценку моей работы! Согласна, есть в программе и минусы, но я думаю, что это всё поправимо. Творческих успехов!
Уважаемая Галина Николаевна! От всей души поздравляю со званием лауреата. Ваша работа - одна из немногих, которая заслуживает высокой оценки. Спасибо , и дальнейших творческих успехов!
Уважаемая Олеся Викторовна! Благодарю за поддержку и поздравление! Удачи!
Уважаемая Галина Николаевна! Поздравляю Вас со званием лауреата на 1 этапе конкурса! Дерзайте, удивляйте, развивайтесь и совершенствуйтесь дальше!
Уважаемая Любовь Николаевна!Спасибо за рекомендации, оценку программы, за поздравление! Результаты работы планирую показать в конце года. Всего Вам доброго!
Уважаемая Галина Николаевна! От души поздравляю со званием лауреата. Заслуженная победа на 1 этапе конкурса!
Уважаемая Ирина Викторовна! Благодарю за поздравление! Желаю Вам благополучия, творческих успехов!
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо всем за отзывы и предложения по использованию техники «Texstilе–конструирование». Данная программа получила положительную оценку на педагогическом совете и была допущена к реализации. На родительском собрании презентовала работу. Родители поддержали меня. В процессе работы с детьми, внесены небольшие изменения (сразу всё не предусмотришь). О результатах проделанной работы говорить ещё рано, но хочется отметить , что дети занимаются с большим удовольствием. Буду рада дальнейшему общению. Всем творческих успехов! / Извините, что долго не выходила в сеть - техника иногда подводит/.
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!