Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»
В чем же, на наш взгляд, задача изучения литературного чтения в современной начальной школе? Согласитесь, что мы должны раскрыть перед учащимся не только содержание художественного произведения, но и помочь точно определить состояние героя произведения и своё, усвоить необходимый словарный запас, помочь ребятам научиться выражать со-держание и идею произведения своими словами устно или письменно.
С первых уроков «Литературного чтения» мы стараемся реализовать следующую цель – постижение объективного смысла произведения, выявление замысла автора. Уже в начале работы возникли проблемы:
В условиях реализации новых стандартов идёт коренная перестройка литературного образования в начальных классах. Отсюда необходимо обратить внимание на следующие первые понятия, которые вводятся постепенно, а затем упоминаются на каждом уроке:
Форма – предметный мир произведения, в котором действуют и куда вовлекаются путем разных событий люди, где представлены предметы окружения, животные, многообразие природы. Все – как в жизни, но это не реальная жизнь, а ее иллюзия, художественная реальность.
Персонаж – действующее в произведении лицо: человек, фантастическое существо, животное, в басне – любой оживший предмет.
Характер – персонаж, обладающий отличительными чертами в выражении мыслей, чувств, в поведении и отношении к другим персонажам. От этого зависят последствия его действий, его судьба.
Эпитет – определение предмета в виде прилагательного или иной части речи — существительного, наречия. Эпитет – главное средство выражения отношения автора к характеру персонажа.
Сюжет – краткое изложение произведения с выделением основных событий, действующих в них персонажей и их характерных черт. Содержание, идея – «намёк», урок жизни. Суждение писателя об окружающем мире или человеке.
Герой-персонаж, чьи характерные особенности и судьба определяют содержание произведения. Читают все, но далеко не все умеют читать. Проблема вооружения людей хорошей техникой чтения приобретает все большее общественное значение, и поэтому решать ее следует с первых шагов ребенка в школе. Детский писатель С. Я. Маршак заметил, что «талантливый читатель рождается только в начальной школе».
Особое внимание на уроках мы уделяем:
Детям предлагались следующие виды работ:
1. Чтение или прослушивание произведения. Задание:
2. Написание отзыва. Задание:
3. Объяснение главного события (почему оно произошло, стало возможным, кто в нем участвовал; по ходу, естественно, начинают выявляться герои – участники главного события).
4. Подготовка вывода: идея, мораль, смысл – уже в отрыве от героев и событий сюжета, как абстрактный, полезный для жизни опыт. Наиболее явным на сегодняшний день является требование к возможности человека мобильно переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро и успешно овладевать новыми знаниями, умениями, способами действий.
Человеку ищущему, любознательному легко справиться с противоречиями в жизни и в обществе. Читательская деятельность как личностное свойство ученика обеспечивает надежность в дальнейшем обучении, позволяет ребенку делать выбор, что и как читать, является показателем действенной любви к книге.
Нами используются групповые формы организации учебного общения на уроках литературного чтения:
Данные формы взаимодействия способствуют тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса.
Структуру уроков литературного чтения мы пересмотрели так, что дети стали очень активными, полюбили чтение, увлеклись им. Помогла и та атмосфера на уроках, в которой они чувствуют себя хозяевами и творцами, т. е. они не боятся высказать свое мнение, дать совет, проанализировать свои недочеты или успехи в чтении.
Самыми плодотворными для решения этой задачи мы считаем уроки литературного чтения с использованием разнообразных форм:
На уроках литературного чтения используются такие виды творческой деятельности, как изложение с творческим заданием, письменный отзыв на эпизод, письменная характеристика героя.
В школе каждая из нас работает более 30 лет, и считает урок литературного чтения самым интересным, но очень трудным и ответственным. Приступая к работе по данной теме нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты. На первом этапе учащихся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:
На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:
Развитие коммуникативных компетенций обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.
Литература:
1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.:Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с. : ил.
2. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 2011/ Цукерман Г.А., Поливанова К.Н.
3. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [Текст].- М.: Сентябрь, 2000.-162с.
Автор: Т. В. Фёдорова, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 27 с УИОП, город Старый Оскол Белгородской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Татьяна Владимировна. Тот опыт, который Вы описали, конечно очень значимый . Только в чем инициатива? Все методы , которые вы испоьзуете, используются на всех уроках литературного чтения. Все описано в общих фразах, нет конкретных приемов. Почему именно шести понятиям вы уделяте внимание? А другие , не менне выжные: олицетворение,метафора, цитата и т.д. и т.п . Вы говорите, что пересмотрели структуру урока. А как? Хотелось бы конкретнее. Нет результатов именно вашей деятельности. Спасибо за работу. Удачи!
Странно,Татьяна Владимировна,- статья подписана вашей фамилией,а в ней - МЫ,НАМИ.КАЖДАЯ ИЗ НАС и т.д.