Регистрация

«Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения»

  • 27 ноября 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

В чем же, на наш взгляд, задача изучения литературного чтения в современной начальной школе? Согласитесь, что мы должны раскрыть перед учащимся не только содержание художественного произведения, но и помочь точно определить состояние героя произведения и своё, усвоить необходимый словарный запас, помочь ребятам научиться выражать со-держание и идею произведения своими словами устно или письменно.

С первых уроков «Литературного чтения» мы стараемся реализовать следующую цель – постижение объективного смысла произведения, выявление замысла автора. Уже в начале работы возникли проблемы:

  • во-первых, в отборе подходящего для младшего школьника литературного материала, особенно стихотворного;
  • во-вторых, в построении учебного материала с учетом поэтапного нарастания его сложности.

В условиях реализации новых стандартов идёт коренная перестройка литературного образования в начальных классах. Отсюда необходимо обратить внимание на следующие первые понятия, которые вводятся постепенно, а затем упоминаются на каждом уроке:

Форма – предметный мир произведения, в котором действуют и куда вовлекаются путем разных событий люди, где представлены предметы окружения, животные, многообразие природы. Все – как в жизни, но это не реальная жизнь, а ее иллюзия, художественная реальность.

Персонаж – действующее в произведении лицо: человек, фантастическое существо, животное, в басне – любой оживший предмет. 

Характер – персонаж, обладающий отличительными чертами в выражении мыслей, чувств, в поведении и отношении к другим персонажам. От этого зависят последствия его действий, его судьба. 

Эпитет – определение предмета в виде прилагательного или иной части речи — существительного, наречия. Эпитет – главное средство выражения отношения автора к характеру персонажа. 

Сюжет – краткое изложение произведения с выделением основных событий, действующих в них персонажей и их характерных черт.  Содержание, идея – «намёк», урок жизни. Суждение писателя об окружающем мире или человеке.

Герой-персонаж, чьи характерные особенности и судьба определяют содержание произведения. Читают все, но далеко не все умеют читать. Проблема вооружения людей хорошей техникой чтения приобретает все большее общественное значение, и поэтому решать ее следует с первых шагов ребенка в школе. Детский писатель С. Я. Маршак заметил, что «талантливый читатель рождается только в начальной школе».

Особое внимание на уроках мы уделяем:

  • пониманию слова, особенно в стихах, тонкости, богатству и разнообразию характеров персонажей; особенностям чувств;
  • пониманию текста, поиску и формулированию содержания или идеи (вывода) в письменном отзыве.

Детям предлагались следующие виды работ:

1. Чтение или прослушивание произведения. Задание:

  • отметить последовательность эпизодов;
  • важный эпизод становится событием;
  • выстроить про себя или в тетради последовательность событий; выделить главное событие.

2. Написание отзыва. Задание:

  • раскрыть в письменном виде сюжет как последовательность событий;
  • сделать упор на главном событии.

3. Объяснение главного события (почему оно произошло, стало возможным, кто в нем участвовал; по ходу, естественно, начинают выявляться герои – участники главного события).

4. Подготовка вывода: идея, мораль, смысл – уже в отрыве от героев и событий сюжета, как абстрактный, полезный для жизни опыт. Наиболее явным на сегодняшний день является требование к возможности человека мобильно переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро и успешно овладевать новыми знаниями, умениями, способами действий.

Человеку ищущему, любознательному легко справиться с противоречиями в жизни и в обществе. Читательская деятельность как личностное свойство ученика обеспечивает надежность в дальнейшем обучении, позволяет ребенку делать выбор, что и как читать, является показателем действенной любви к книге.

Нами используются групповые формы организации учебного общения на уроках литературного чтения:

  • групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах); 
  • коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); 
  • групповая работа с использованием современного дидактического оборудования («ЛЕГО», «Спектра»); 
  • взаимопроверка заданий; 
  • игровые технологии; 
  • коллективные рисунки.

Данные формы взаимодействия способствуют тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса.

Структуру уроков литературного чтения мы пересмотрели так, что дети стали очень активными, полюбили чтение, увлеклись им. Помогла и та атмосфера на уроках, в которой они чувствуют себя хозяевами и творцами, т. е. они не боятся высказать свое мнение, дать совет, проанализировать свои недочеты или успехи в чтении.

Самыми плодотворными для решения этой задачи мы считаем уроки литературного чтения с использованием разнообразных форм:

  • слушаем, говорим, обсуждаем, выражаем собственные мысли и приёмов:
  • прослушивание чтения учителя, чтение в паре, пересказ с опорой на текст, многократное чтение, убыстрение темпа чтения, переход на незнакомый текст, чтение с отрывом взгляда от текста, ролевое чтение, театрализация прочитанного.

На уроках литературного чтения используются такие виды творческой деятельности, как изложение с творческим заданием, письменный отзыв на эпизод, письменная характеристика героя.

В школе каждая из нас работает более 30 лет, и считает урок литературного чтения самым интересным, но очень трудным и ответственным. Приступая к работе по данной теме нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты. На первом этапе учащихся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения: 

  • готовность учащихся участвовать в урочном общении; 
  • отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ; 
  • задавать вопросы, следя за темой;
  • делать сообщения.

На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения: 

  • простота и четкость речевого высказывания; 
  • отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому; 
  • умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание; 
  • вступать в контакт с другими. На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества: 
  • умение вести беседу в паре, группе; 
  • умение вести конструктивный диалог, дебаты; 
  • умение участвовать в дискуссии; 
  • участвовать в конференциях, играх.

Развитие коммуникативных компетенций обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.

Литература:

1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.:Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с. : ил.

2. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 2011/ Цукерман Г.А., Поливанова К.Н.

3. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [Текст].- М.: Сентябрь, 2000.-162с.

Автор: Т. В. Фёдорова, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 27 с УИОП, город Старый Оскол Белгородской области.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Олеся Викторовна 18.12.2014 в 21:03

Уважаемая Татьяна Владимировна. Тот опыт, который Вы описали, конечно очень значимый . Только в чем инициатива? Все методы , которые вы испоьзуете, используются на всех уроках литературного чтения. Все описано в общих фразах, нет конкретных приемов. Почему именно шести понятиям вы уделяте внимание? А другие , не менне выжные: олицетворение,метафора, цитата и т.д. и т.п . Вы говорите, что пересмотрели структуру урока. А как? Хотелось бы конкретнее. Нет результатов именно вашей деятельности. Спасибо за работу. Удачи!

Любовь Владимировна 21.12.2014 в 04:44

Странно,Татьяна Владимировна,- статья подписана вашей фамилией,а в ней - МЫ,НАМИ.КАЖДАЯ ИЗ НАС и т.д.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!