Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Дети с общим недоразвитием речи с трудом овладевают умениями образовывать антонимы. В своей работе я много времени уделяю развитию этого умения. Одно из занятий мы решили целиком посветить антонимам. Для лучшего усвоения материала в работу были включены: сказочный персонаж, сюрпризный момент, интерактивная доска или проектор.
Представляю план-конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группе, имеющими общее недоразвитие речи «Заколдованный экран».
Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура»,
Цель: практическое овладение навыками подбора антонимов и использование их в речи.
Задачи:
1. Расширение представлений детей об антонимах («Познание»)
2. Уточнение и расширение атрибутивного словаря («Коммуникация»)
3. Развитие умения находить антонимы в стихотворениях («Коммуникация»)
4. Развитие умения составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом «А» («Коммуникация»)
5. Развитие слухового внимания, слухоречевой памяти («Познание»)
6. Развитие зрительного внимания («Познание»)
7. Развитие общей и мелкой моторики («Физическая культура»)
Методы и приемы:
1) практические: игра «Прятки», игра «Непохожие полоски», игра «Изобрази», подбор картинок с изображением антонимов;
2) наглядные: демонстрация презентации, демонстрация картинок;
3) словесные: объяснение, беседа.
Участники: дети подготовительной группы; логопед
Предварительная работа: знакомство с антонимами
Сюжетно-ролевая игра: «Зазеркалье».
Беседа: «Что такое слова-неприятели?»
Чтение художественной литературы: «Что такое хорошо, что такое плохо» В.В. Маяковский
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Физминутка «Делай все наоборот», игра «Изобрази»
|
Коммуникативная |
Беседы, речевые проблемные ситуации, ситуативные разговоры, вопросы |
Познавательно-исследовательская |
Решение проблемных ситуаций |
Игровая |
Игра «Прятки», игра «Непохожие полоски» |
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1
2
3 |
Организационный момент: Логопед приветствует детей. Логопед: - Здравствуйте, ребята. Сейчас мы пройдем в музыкальный зал, и, возможно, нас там ожидает сюрприз. Но нам надо поторопиться, потому что очень много желающих увидеть сюрприз! Чтобы попасть в музыкальный зал, нам нужны пригласительные билеты. Сейчас я вам раздам приглашения, а вы держите их и, не потеряйте! Логопед раздает приглашения детям. Дети отправляются в зал с логопедом. Заходят и видят бабу Ягу. Баба Яга: - У меня на вход запрет, Пригласительного нет, На немножко заходила, Тут немножко пошалила! Баба Яга убегает. Логопед: - Ой, дети! Посмотрите, какой бардак навела баба Яга! Все стулья пороняла. Ребята, давайте наведем порядок, поднимем стульчики, и заодно найдем каждый свой стульчик, на котором наклеена такая же как у вас картинка. - А вот и наш сюрприз (логопед показывает на телевизор), сейчас мы его включим. Смотрите, ребята, тут записка! Это нам оставила баба Яга. Я вам прочту, что тут написано: Я решила вас запутать, Все картинки перепутать,
- Баба яга приготовила для нас испытание, но перед тем, как нам начать их проходить, я вам хочу кое-что сказать. Баба Яга –это злодей? - Чтоб злодеев побеждать, Мало просто много знать, Надо быть активным, смелым, Умным, сильным и умелым, А еще желательно делать все внимательно! Ребята, постараемся слушать и смотреть внимательно.
Основная часть: - Давайте включим телевизор. Посмотрим картинки. И сейчас на экране появится белый квадрат! - Ой, а что это? Что появилось экране? Арина, а какой квадрат должен был появиться? - Сейчас на экране появится пустая чашка! А, что это появилось на экране? Полная чашка и появилась! Не все картинки перепутала нам баба Яга! - Попробуем еще раз! Сейчас на экране появится молодой человек! Ой, ребят, что-то опять не так. Саша, какой должен был появиться человек? - Сейчас на экране появится веселая девочка! Ну вот, снова неполадки возникли! Какая девочка появилась, Лиза? - Да, запутала, заколдовала нас баба Яга! - А какие интересные слова мы услышали: белый-черный, пустая-полная, молодой-старый, веселая-грустная. Между прочим, с такими словами мы встречаемся каждый день, нам то холодно, то жарко, то весело, то грустно, каждый вечер мы засыпаем, а каждое утро просыпаемся. Видите, как часто мы встречаемся с этими словами? Это слова-«неприятели», а называются они так, потому что имеют противоположное значение и совершенно не дружат друг с другом. Еще называют эти слова антонимы. - Следующее испытание – это загадки, мы отгадаем их! Мы с вами помним: а еще желательно делать все внимательно! Слушаем загадки: Я антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой, И в бутылке лимонада, А зовут меня (прохлада)
Я антоним слова лето, В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я (зима)
Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Называюсь (тишина)
- Молодцы, ребята! Какие слова-неприятели нам встретились? - Отлично! А теперь мы с вами разомнемся. Но перед этим мы прочтем сообщение, которое нам оставила баба Яга: «Крибли-крабли-поворот, делай все наоборот!». Что это? Это же заклинание! Теперь мы заколдованы, и будем делать все наоборот!!! А теперь мы разомнемся, улыбнемся, посмеемся, Потянитесь выше, выше, Головой к коленям ближе, ближе, Вы ребята не ленитесь, Потянитесь, потянитесь! Вы ребята не устали? Сели, встали, Сели, встали! И руками помахали, И на месте постояли! - Так, вот нас заколдовала баба Яга! Что же нам теперь делать? Придумаем свое заклинание! «Крибли-крабли тили тесто, верни все на свое место!» Ну что? Расколдовала я вас? Проверим! Сели, встали! Получается? Отлично! - Следующее испытание нас ждет за столами. Пройдите к столам. Баба Яга оставила полоски бумаги. Какие они? - А знаете ли вы что с помощью всего лишь одного слова-помощника можно сделать любые предметы совершенно не похожими друг на друга? Это слово наоборот! - Возьмите ножницы и измените полоски, чтобы баба Яга их не узнала. Помните, что с ножницами работаем аккуратно. - Полоски длинные. А мы их сделаем наоборот какими? Полоски широкие, а мы их сделаем наоборот какими? - Получилось у вас изменить полоски? Как вы думаете, баба Яга узнает их? - А теперь присядем. Можете присесть, куда вам удобно: на ковер, на стульчики. Присаживаемся в круг. - Нас ждет еще одно испытание, но перед этим мы вспомним, какие слова нам встретились? - Наше испытание пройдет за столами. На экране появится картинка, а вы должны поднять карточку с изображением слова-неприятеля. Кто быстрее будет поднимать, тот и выигрывает! -Пройдите к столам, я вам раздаю картинки, а мы с вами вспоминаем, что желательно делать все внимательно! - Смотрите, на экране появляется картинка, а вы ищите противоположную по значению. Появляются картинки: Мелкая тарелка Широкая юбка Толстый человек Взрослая девушка Здоровая девушка - Молодцы! Присядем! - Знаете, нас ждет последнее испытание! Баба Яга спрятала слова-неприятели в стихотворениях! Раз, два, три, четыре, пять – мы идем слова искать! - Помним, что желательно делать все внимательно! Грустный клоун громко плачет, А веселый клоун скачет, Хочет подвиг совершить, Хочет реву рассмешить. - Изобразим грустного клоуна, а теперь веселого. Молодцы! Разворчался старый дед: «-Доживешь вот до ста лет!» Внук ответил «-Никогда, Буду молодым всегда!» - Изобразим старого дедушку, а теперь молодого человека. Отлично! Вышел в поле храбрый рыцарь, Может он с любым сразиться, А трусливого зайчонка Напугает и девчонка. - А теперь изобразим храброго рыцаря, и трусливого зайчонка. Замечательно! Вася птичкам сыплет крошки, Жору все боятся кошки – Он гоняет их метлой. Вася – добрый, Жора – злой! - Покажите, каким был Вася? А Жора? Вот, какие злые лица у вас! За высоким за забором Можно спрятать даже гору, А за низеньким, увы, Виден каждый пук травы. - Каким был забор? А наоборот? - Ребята, все испытания мы прошли! Все слова нашли! А теперь проверим, все ли мы правильно сделали. Если правильно, то на экране появятся верные картинки. Проверяем! - Ой, какой клоун появился? Прямо как у нас в стихотворениях! Еще появляется веселый клоун. Значит, мы все правильно сделали и заклятие снято! - Смотрите, еще на картинке есть схема, с помощью которой мы с вами будем отвечать: говорим первое слово-неприятель, добавляем словечко А, слово-помощник наоборот, и второе слово-неприятель. Заключительная часть: Логопед: - Какие вы молодцы! Все испытания прошли! Победили! Давайте вспомним, какие слова звучали у нас сегодня? Как они называются? - А как вы думаете, баба Яга узнает свои полоски? А какими они были? Какими стали? Расстроится баба Яга, что мы ее победили? - Молодцы! А сейчас мы пойдем с вами отдыхать! |
Дети «Здравствуйте»
Дети берут картинки.
Дети видят бабу Ягу.
Дети поднимают стулья, находят свой и садятся.
Дети прослушивают стихотворение.
Дети отвечают
Дети называют изображения на картинках.
Дети слушают
Дети смотрят на экран. - Черный квадрат, а должен был появится белый. - Полная чашка.
- Молодой человек, а должен был появится старый.
- Грустная девочка, а должна была появится веселая.
Дети слушают.
Дети слушают.
Дети слушают загадки и отгадывают их.
Дети встают со стульев, выполняют движения по словесной инструкции.
Дети выполняют движения.
Дети подходят к столам, рассматривают полоски. - Широкие, длинные.
- Короткими.
- Узкими. Дети вырезают полоски. Дети отвечают. Дети присаживаются.
Дети отвечают.
Дети слушают инструкцию, поднимают карточки.
Дети отвечают: - Глубокая - Узкая - Худой - Маленькая - Больная Дети отвечают
Дети слушают
Дети слушают стихотворения, отвечают и изображают.
Дети слушают, смотрят на экран.
- Грустный. Дети смотрят на экран, появляются картинки с изображением пары антонимов. Дети отвечают. Дети вспоминают и отвечают Дети отвечают. |
У детей появился интерес к занятию
Развитие трудовых навыков и зрительного внимания
Получена установка на дальнейшую работу
Практическое овладение навыками употребления антонимов
Активизировали словарный запаса, уточнили смысл слова. Развитие слухоречевой памяти.
Расширение представлений об антонимах, введено понятие «слова-неприятели», уточнено значение данного понятия. Развитие словесно-логического мышления, слухового внимания.
Развитие общей моторики.
Развитие слухоречевой памяти.
Развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве листа.
Закрепление понятия «слова-неприятели»
Развитие умения подбирать самостоятельно антонимы
Развитие умения находить антонимы в стихотворениях
Развитие умения составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а
|
Список литературы:
1. Олеся Емельянова Стихи для детей "Противоположности"
2.yandex.ru картинки
Автор: Денисова Анастасия Викторовна, учитель-логопед первой квалификационной категории детского сада "Тополек", п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель, стаж работы 6 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Анастасия Викторовна!.Неплохой конспект, дети все время работают, есть интеграция раздичных областей. Только немного непонятно обозначение антонимов понятием "слова -неприятели". Получается холод-жара или тостый и тонкий "воюют" между собой? Мне, как учителю не понятно такое объяснение антонимов. Спасибо за работу. Удачи!
Уважаемая Анастасия Викторовна! Мне понравилась ваша конкурсная работа. Думаю, и детям интересно было на занятии: мотивация с перемещением в музыкальный зал, разнообразные задания и т.д. За ваш дебют я поставила 5.
Но - небольшие замечания.
1. Вы как никто другой в силу своей профессии призваны формировать у детей связную речь, научить их анализировать, а рефлексия отсутствует.
2. Если конспект НОД поместить в таблицу из четырёх столбцов – это ещё не значит создать технологическую карту, тем более по горизонтали у вас сдвинулся текст.
3. Вы указываете в интеграции областей О.О. «Познание», а в видах детской деятельности – «Познавательно-исследовательскую». Я у вас не нашла данную интеграцию. В образовательную область «Познание» входят следующие направления: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. То, что дети УЗНАЮТ об антонимах - это не О.О. «Познание», а «Коммуникация» («Речевое развитие» (ФГОС)).
Как новичку, хочу посоветовать вам: в Приложениях можно было разместить все задания, повысилась бы практическая значимость вашей разработки, в Презентации можно было поместить фото с занятия, это бы удовлетворило ещё один показатель оценки вашей работы (и потом, визуальность всегда способствует эмоциональному восприятию материала). Удачи вам, ждём новых публикаций!
Хороший конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.