Регистрация

План-конспект НОД «Заколдованный экран»

  • 2 декабря 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Дети с общим недоразвитием речи с трудом овладевают умениями образовывать антонимы. В своей работе я много времени уделяю развитию этого умения. Одно из занятий мы решили целиком посветить антонимам. Для лучшего усвоения материала в работу были включены: сказочный персонаж, сюрпризный момент, интерактивная доска или проектор.

Представляю план-конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группе, имеющими общее недоразвитие речи «Заколдованный экран».

Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», 

Цель: практическое овладение навыками подбора антонимов и использование их в речи.

Задачи:

1. Расширение представлений детей об антонимах («Познание»)

2. Уточнение и расширение атрибутивного словаря («Коммуникация»)

3. Развитие умения находить антонимы в стихотворениях («Коммуникация»)

4. Развитие умения составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом «А» («Коммуникация») 

5. Развитие слухового внимания, слухоречевой памяти («Познание»)

6. Развитие зрительного внимания («Познание»)

7. Развитие общей и мелкой моторики («Физическая культура»)

Методы и приемы:

1) практические: игра «Прятки», игра «Непохожие полоски», игра «Изобрази», подбор картинок с изображением антонимов;

2) наглядные: демонстрация презентации, демонстрация картинок;

3) словесные: объяснение, беседа.

Участники: дети подготовительной  группы; логопед

Предварительная работа: знакомство с антонимами

Сюжетно-ролевая игра: «Зазеркалье».

 Беседа: «Что такое  слова-неприятели?»

Чтение художественной литературы: «Что такое хорошо, что такое плохо» В.В. Маяковский

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

 

Двигательная

 

Физминутка «Делай все наоборот», игра «Изобрази»

 

 

Коммуникативная

 

Беседы, речевые проблемные ситуации, ситуативные разговоры, вопросы

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций

Игровая

Игра «Прятки», игра «Непохожие полоски»

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Организационный момент:

Логопед приветствует детей.

Логопед: - Здравствуйте, ребята. Сейчас мы пройдем в музыкальный зал, и, возможно, нас там ожидает сюрприз. Но нам надо поторопиться, потому что очень много желающих увидеть сюрприз! Чтобы  попасть в музыкальный зал, нам нужны пригласительные билеты. Сейчас я вам раздам приглашения, а вы держите их и, не потеряйте!

Логопед раздает приглашения детям. Дети отправляются в зал с логопедом. Заходят и видят бабу Ягу.

Баба Яга: - У меня на вход запрет,

Пригласительного нет,

На немножко заходила,

Тут немножко пошалила!

Баба Яга убегает.

Логопед: - Ой, дети! Посмотрите, какой бардак навела баба Яга! Все стулья пороняла. Ребята, давайте наведем порядок, поднимем стульчики, и заодно найдем каждый свой стульчик, на котором наклеена такая же как у вас картинка.

- А вот и наш сюрприз (логопед показывает на телевизор), сейчас мы его включим. Смотрите, ребята, тут записка! Это нам оставила баба Яга. Я вам прочту, что тут написано:

Я решила вас запутать,

Все картинки перепутать,

 

- Баба яга приготовила для нас испытание, но перед тем, как нам начать их проходить, я вам хочу кое-что сказать. Баба Яга –это злодей?

- Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать,

Надо быть активным, смелым,

Умным, сильным и умелым,

А еще желательно делать все внимательно!

Ребята, постараемся слушать и смотреть внимательно.

 

Основная часть:

- Давайте включим телевизор. Посмотрим картинки. И сейчас на экране появится белый квадрат!

- Ой, а что это? Что появилось экране? Арина, а какой квадрат должен был появиться?

- Сейчас на экране появится пустая чашка! А, что это появилось на экране? Полная чашка и появилась! Не все картинки перепутала нам баба Яга!

- Попробуем еще раз! Сейчас на экране появится молодой человек! Ой, ребят, что-то опять не так. Саша, какой должен был появиться человек?

- Сейчас на экране появится веселая девочка! Ну вот, снова неполадки возникли! Какая девочка появилась, Лиза?

- Да, запутала, заколдовала нас баба Яга!

- А какие интересные слова мы услышали: белый-черный, пустая-полная, молодой-старый, веселая-грустная. Между прочим, с такими словами мы встречаемся каждый день, нам то холодно, то жарко, то весело, то грустно, каждый вечер мы засыпаем, а каждое утро просыпаемся. Видите, как часто мы встречаемся с этими словами? Это слова-«неприятели», а называются они так, потому что имеют противоположное значение и совершенно не дружат друг с другом. Еще называют эти слова антонимы.

- Следующее испытание – это загадки, мы отгадаем их! Мы с вами помним: а еще желательно делать все внимательно! Слушаем загадки:

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня (прохлада)

 

Я антоним слова лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я (зима)

 

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь (тишина)

 

- Молодцы, ребята! Какие слова-неприятели нам встретились?

- Отлично! А теперь мы с вами разомнемся. Но перед этим мы прочтем сообщение, которое нам оставила баба Яга: «Крибли-крабли-поворот, делай все наоборот!». Что это? Это же заклинание! Теперь мы заколдованы, и будем делать все наоборот!!!

А теперь мы разомнемся, улыбнемся, посмеемся,

Потянитесь выше, выше,

Головой к коленям ближе, ближе,

Вы ребята не ленитесь,

Потянитесь, потянитесь!

Вы ребята не устали?

Сели, встали,

Сели, встали!

И руками помахали,

И на месте постояли!

- Так, вот нас заколдовала баба Яга! Что же нам теперь делать? Придумаем свое заклинание! «Крибли-крабли тили тесто, верни все на свое место!»

Ну что? Расколдовала я вас? Проверим! Сели, встали! Получается? Отлично!

- Следующее испытание нас ждет за столами. Пройдите к столам. Баба Яга оставила полоски бумаги. Какие они?

- А знаете ли вы что с помощью всего лишь одного слова-помощника можно сделать любые предметы совершенно не похожими друг на друга? Это слово наоборот!

- Возьмите ножницы и измените полоски, чтобы баба Яга их не узнала. Помните, что с ножницами работаем аккуратно.

- Полоски длинные. А мы их сделаем наоборот какими? Полоски широкие, а мы их сделаем наоборот какими?

- Получилось у вас изменить полоски? Как вы думаете, баба Яга узнает их?

- А теперь присядем. Можете присесть, куда вам удобно: на ковер, на стульчики. Присаживаемся в круг.

- Нас ждет еще одно испытание, но перед этим мы вспомним, какие слова нам встретились?

- Наше испытание пройдет за столами. На экране появится картинка, а вы должны поднять карточку с изображением слова-неприятеля. Кто быстрее будет поднимать, тот и выигрывает!

-Пройдите к столам, я вам раздаю картинки, а мы с вами вспоминаем, что желательно делать все внимательно!

- Смотрите, на экране появляется картинка, а вы ищите противоположную по значению.

Появляются картинки:

Мелкая тарелка

Широкая юбка

Толстый человек

Взрослая девушка

Здоровая девушка

- Молодцы! Присядем!

- Знаете, нас ждет последнее испытание! Баба Яга спрятала слова-неприятели в стихотворениях! Раз, два, три, четыре, пять –  мы идем слова искать!

- Помним, что желательно делать все внимательно!

Грустный клоун громко плачет,

А веселый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить,

Хочет реву рассмешить.

- Изобразим грустного клоуна, а теперь веселого. Молодцы!

Разворчался старый дед:

«-Доживешь вот до ста лет!»

Внук ответил «-Никогда,

Буду молодым всегда!»

- Изобразим старого дедушку, а  теперь молодого человека. Отлично!

Вышел в поле храбрый рыцарь,

Может он с любым сразиться,

А трусливого зайчонка

Напугает и девчонка.

- А теперь изобразим храброго рыцаря, и трусливого зайчонка. Замечательно!

Вася птичкам сыплет крошки,

Жору все боятся кошки –

Он гоняет их метлой.

Вася – добрый, Жора – злой!

- Покажите, каким был Вася? А Жора? Вот, какие злые лица у вас!

За высоким за забором

Можно спрятать даже гору,

А за низеньким, увы,

Виден каждый пук травы.

- Каким был забор? А наоборот?

- Ребята, все испытания мы прошли! Все слова нашли! А теперь проверим, все ли мы правильно сделали. Если правильно, то на экране появятся верные картинки. Проверяем!

- Ой, какой клоун появился? Прямо как у нас в стихотворениях! Еще появляется веселый клоун. Значит, мы все правильно сделали и заклятие снято!

- Смотрите, еще на картинке есть схема, с помощью которой  мы с вами будем отвечать: говорим первое слово-неприятель, добавляем словечко А, слово-помощник наоборот, и второе слово-неприятель.

Заключительная часть:

Логопед: - Какие вы молодцы! Все испытания прошли! Победили! Давайте вспомним, какие слова звучали у нас сегодня? Как они называются?

- А как вы думаете, баба Яга узнает свои полоски? А какими они были? Какими стали? Расстроится баба Яга, что мы ее победили?

- Молодцы! А сейчас мы пойдем с вами отдыхать!

Дети «Здравствуйте»

 

 

 

 

 

Дети берут картинки.

 

 

 

Дети видят бабу Ягу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети поднимают стулья, находят свой и садятся.

 

 

 

 

 

Дети прослушивают стихотворение.

 

 

Дети отвечают

 

 

Дети называют изображения на картинках.

 

 

Дети слушают

 

 

 

Дети смотрят на экран.

- Черный квадрат, а должен был появится белый.

- Полная чашка.

 

 

 

 

- Молодой человек, а должен был появится старый.

 

- Грустная девочка, а должна была появится веселая.

 

 

 

Дети слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают загадки и отгадывают их.

 

 

 

 

 

 

Дети встают со стульев, выполняют движения по словесной инструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют движения.

 

Дети подходят к столам, рассматривают полоски.

- Широкие, длинные.

 

 

 

 

 

 

- Короткими.

 

- Узкими.

Дети вырезают полоски.

Дети отвечают.

Дети присаживаются.

 

 

Дети отвечают.

 

 

 

 

 

Дети слушают инструкцию, поднимают карточки.

 

 

 

Дети отвечают:

- Глубокая

- Узкая

- Худой

- Маленькая

- Больная

Дети отвечают

 

 

 

 

Дети слушают

 

Дети слушают стихотворения, отвечают и изображают.

 

 

 

Дети слушают, смотрят на экран.

 

 

- Грустный.

Дети смотрят на экран, появляются картинки с изображением пары антонимов. Дети отвечают.

Дети вспоминают и отвечают

Дети отвечают.

У детей появился интерес к занятию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие трудовых навыков и зрительного внимания

 

 

 

 

 

 

 

 

Получена установка на дальнейшую работу

 

 

 

 

 

 

Практическое овладение навыками употребления антонимов

 

Активизировали  словарный запаса, уточнили смысл слова.

Развитие слухоречевой памяти.

 

 

 

 

Расширение представлений об антонимах, введено понятие «слова-неприятели», уточнено значение данного понятия.

Развитие словесно-логического мышления, слухового внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие слухоречевой памяти.

 

 

 

Развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве листа.

 

 

 

 

Закрепление понятия «слова-неприятели»

 

 

Развитие умения подбирать самостоятельно антонимы

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие умения находить антонимы в стихотворениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие умения составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а

 

 

 

Список литературы:

1. Олеся Емельянова Стихи для детей "Противоположности"

2.yandex.ru картинки

Автор: Денисова Анастасия Викторовна, учитель-логопед первой квалификационной категории детского сада "Тополек", п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель, стаж работы 6 лет.

4.5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 9)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Олеся Викторовна 18.12.2014 в 20:46

Уважаемая Анастасия Викторовна!.Неплохой конспект, дети все время работают, есть интеграция раздичных областей. Только немного непонятно обозначение антонимов понятием "слова -неприятели". Получается холод-жара или тостый и тонкий "воюют" между собой? Мне, как учителю не понятно такое объяснение антонимов. Спасибо за работу. Удачи!

Ануфриева Ирина Викторовна 21.12.2014 в 09:40

Уважаемая Анастасия Викторовна! Мне понравилась ваша конкурсная работа. Думаю, и детям интересно было на занятии: мотивация с перемещением в музыкальный зал, разнообразные задания и т.д. За ваш дебют я поставила 5.
Но - небольшие замечания.
1. Вы как никто другой в силу своей профессии призваны формировать у детей связную речь, научить их анализировать, а рефлексия отсутствует.
2. Если конспект НОД поместить в таблицу из четырёх столбцов – это ещё не значит создать технологическую карту, тем более по горизонтали у вас сдвинулся текст.
3. Вы указываете в интеграции областей О.О. «Познание», а в видах детской деятельности – «Познавательно-исследовательскую». Я у вас не нашла данную интеграцию. В образовательную область «Познание» входят следующие направления: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. То, что дети УЗНАЮТ об антонимах - это не О.О. «Познание», а «Коммуникация» («Речевое развитие» (ФГОС)).
Как новичку, хочу посоветовать вам: в Приложениях можно было разместить все задания, повысилась бы практическая значимость вашей разработки, в Презентации можно было поместить фото с занятия, это бы удовлетворило ещё один показатель оценки вашей работы (и потом, визуальность всегда способствует эмоциональному восприятию материала). Удачи вам, ждём новых публикаций!

Елена Елена Елена 16.09.2020 в 05:25

Хороший конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 17.03.2021 в 07:11

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!