Регистрация

План-конспект НОД «Заколдованный экран»

  • 2 декабря 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Дети с общим недоразвитием речи с трудом овладевают умениями образовывать антонимы. В своей работе я много времени уделяю развитию этого умения. Одно из занятий мы решили целиком посветить антонимам. Для лучшего усвоения материала в работу были включены: сказочный персонаж, сюрпризный момент, интерактивная доска или проектор.

Представляю план-конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группе, имеющими общее недоразвитие речи «Заколдованный экран».

Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», 

Цель: практическое овладение навыками подбора антонимов и использование их в речи.

Задачи:

1. Расширение представлений детей об антонимах («Познание»)

2. Уточнение и расширение атрибутивного словаря («Коммуникация»)

3. Развитие умения находить антонимы в стихотворениях («Коммуникация»)

4. Развитие умения составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом «А» («Коммуникация») 

5. Развитие слухового внимания, слухоречевой памяти («Познание»)

6. Развитие зрительного внимания («Познание»)

7. Развитие общей и мелкой моторики («Физическая культура»)

Методы и приемы:

1) практические: игра «Прятки», игра «Непохожие полоски», игра «Изобрази», подбор картинок с изображением антонимов;

2) наглядные: демонстрация презентации, демонстрация картинок;

3) словесные: объяснение, беседа.

Участники: дети подготовительной  группы; логопед

Предварительная работа: знакомство с антонимами

Сюжетно-ролевая игра: «Зазеркалье».

 Беседа: «Что такое  слова-неприятели?»

Чтение художественной литературы: «Что такое хорошо, что такое плохо» В.В. Маяковский

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

 

Двигательная

 

Физминутка «Делай все наоборот», игра «Изобрази»

 

 

Коммуникативная

 

Беседы, речевые проблемные ситуации, ситуативные разговоры, вопросы

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций

Игровая

Игра «Прятки», игра «Непохожие полоски»

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Организационный момент:

Логопед приветствует детей.

Логопед: - Здравствуйте, ребята. Сейчас мы пройдем в музыкальный зал, и, возможно, нас там ожидает сюрприз. Но нам надо поторопиться, потому что очень много желающих увидеть сюрприз! Чтобы  попасть в музыкальный зал, нам нужны пригласительные билеты. Сейчас я вам раздам приглашения, а вы держите их и, не потеряйте!

Логопед раздает приглашения детям. Дети отправляются в зал с логопедом. Заходят и видят бабу Ягу.

Баба Яга: - У меня на вход запрет,

Пригласительного нет,

На немножко заходила,

Тут немножко пошалила!

Баба Яга убегает.

Логопед: - Ой, дети! Посмотрите, какой бардак навела баба Яга! Все стулья пороняла. Ребята, давайте наведем порядок, поднимем стульчики, и заодно найдем каждый свой стульчик, на котором наклеена такая же как у вас картинка.

- А вот и наш сюрприз (логопед показывает на телевизор), сейчас мы его включим. Смотрите, ребята, тут записка! Это нам оставила баба Яга. Я вам прочту, что тут написано:

Я решила вас запутать,

Все картинки перепутать,

 

- Баба яга приготовила для нас испытание, но перед тем, как нам начать их проходить, я вам хочу кое-что сказать. Баба Яга –это злодей?

- Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать,

Надо быть активным, смелым,

Умным, сильным и умелым,

А еще желательно делать все внимательно!

Ребята, постараемся слушать и смотреть внимательно.

 

Основная часть:

- Давайте включим телевизор. Посмотрим картинки. И сейчас на экране появится белый квадрат!

- Ой, а что это? Что появилось экране? Арина, а какой квадрат должен был появиться?

- Сейчас на экране появится пустая чашка! А, что это появилось на экране? Полная чашка и появилась! Не все картинки перепутала нам баба Яга!

- Попробуем еще раз! Сейчас на экране появится молодой человек! Ой, ребят, что-то опять не так. Саша, какой должен был появиться человек?

- Сейчас на экране появится веселая девочка! Ну вот, снова неполадки возникли! Какая девочка появилась, Лиза?

- Да, запутала, заколдовала нас баба Яга!

- А какие интересные слова мы услышали: белый-черный, пустая-полная, молодой-старый, веселая-грустная. Между прочим, с такими словами мы встречаемся каждый день, нам то холодно, то жарко, то весело, то грустно, каждый вечер мы засыпаем, а каждое утро просыпаемся. Видите, как часто мы встречаемся с этими словами? Это слова-«неприятели», а называются они так, потому что имеют противоположное значение и совершенно не дружат друг с другом. Еще называют эти слова антонимы.

- Следующее испытание – это загадки, мы отгадаем их! Мы с вами помним: а еще желательно делать все внимательно! Слушаем загадки:

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня (прохлада)

 

Я антоним слова лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я (зима)

 

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь (тишина)

 

- Молодцы, ребята! Какие слова-неприятели нам встретились?

- Отлично! А теперь мы с вами разомнемся. Но перед этим мы прочтем сообщение, которое нам оставила баба Яга: «Крибли-крабли-поворот, делай все наоборот!». Что это? Это же заклинание! Теперь мы заколдованы, и будем делать все наоборот!!!

А теперь мы разомнемся, улыбнемся, посмеемся,

Потянитесь выше, выше,

Головой к коленям ближе, ближе,

Вы ребята не ленитесь,

Потянитесь, потянитесь!

Вы ребята не устали?

Сели, встали,

Сели, встали!

И руками помахали,

И на месте постояли!

- Так, вот нас заколдовала баба Яга! Что же нам теперь делать? Придумаем свое заклинание! «Крибли-крабли тили тесто, верни все на свое место!»

Ну что? Расколдовала я вас? Проверим! Сели, встали! Получается? Отлично!

- Следующее испытание нас ждет за столами. Пройдите к столам. Баба Яга оставила полоски бумаги. Какие они?

- А знаете ли вы что с помощью всего лишь одного слова-помощника можно сделать любые предметы совершенно не похожими друг на друга? Это слово наоборот!

- Возьмите ножницы и измените полоски, чтобы баба Яга их не узнала. Помните, что с ножницами работаем аккуратно.

- Полоски длинные. А мы их сделаем наоборот какими? Полоски широкие, а мы их сделаем наоборот какими?

- Получилось у вас изменить полоски? Как вы думаете, баба Яга узнает их?

- А теперь присядем. Можете присесть, куда вам удобно: на ковер, на стульчики. Присаживаемся в круг.

- Нас ждет еще одно испытание, но перед этим мы вспомним, какие слова нам встретились?

- Наше испытание пройдет за столами. На экране появится картинка, а вы должны поднять карточку с изображением слова-неприятеля. Кто быстрее будет поднимать, тот и выигрывает!

-Пройдите к столам, я вам раздаю картинки, а мы с вами вспоминаем, что желательно делать все внимательно!

- Смотрите, на экране появляется картинка, а вы ищите противоположную по значению.

Появляются картинки:

Мелкая тарелка

Широкая юбка

Толстый человек

Взрослая девушка

Здоровая девушка

- Молодцы! Присядем!

- Знаете, нас ждет последнее испытание! Баба Яга спрятала слова-неприятели в стихотворениях! Раз, два, три, четыре, пять –  мы идем слова искать!

- Помним, что желательно делать все внимательно!

Грустный клоун громко плачет,

А веселый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить,

Хочет реву рассмешить.

- Изобразим грустного клоуна, а теперь веселого. Молодцы!

Разворчался старый дед:

«-Доживешь вот до ста лет!»

Внук ответил «-Никогда,

Буду молодым всегда!»

- Изобразим старого дедушку, а  теперь молодого человека. Отлично!

Вышел в поле храбрый рыцарь,

Может он с любым сразиться,

А трусливого зайчонка

Напугает и девчонка.

- А теперь изобразим храброго рыцаря, и трусливого зайчонка. Замечательно!

Вася птичкам сыплет крошки,

Жору все боятся кошки –

Он гоняет их метлой.

Вася – добрый, Жора – злой!

- Покажите, каким был Вася? А Жора? Вот, какие злые лица у вас!

За высоким за забором

Можно спрятать даже гору,

А за низеньким, увы,

Виден каждый пук травы.

- Каким был забор? А наоборот?

- Ребята, все испытания мы прошли! Все слова нашли! А теперь проверим, все ли мы правильно сделали. Если правильно, то на экране появятся верные картинки. Проверяем!

- Ой, какой клоун появился? Прямо как у нас в стихотворениях! Еще появляется веселый клоун. Значит, мы все правильно сделали и заклятие снято!

- Смотрите, еще на картинке есть схема, с помощью которой  мы с вами будем отвечать: говорим первое слово-неприятель, добавляем словечко А, слово-помощник наоборот, и второе слово-неприятель.

Заключительная часть:

Логопед: - Какие вы молодцы! Все испытания прошли! Победили! Давайте вспомним, какие слова звучали у нас сегодня? Как они называются?

- А как вы думаете, баба Яга узнает свои полоски? А какими они были? Какими стали? Расстроится баба Яга, что мы ее победили?

- Молодцы! А сейчас мы пойдем с вами отдыхать!

Дети «Здравствуйте»

 

 

 

 

 

Дети берут картинки.

 

 

 

Дети видят бабу Ягу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети поднимают стулья, находят свой и садятся.

 

 

 

 

 

Дети прослушивают стихотворение.

 

 

Дети отвечают

 

 

Дети называют изображения на картинках.

 

 

Дети слушают

 

 

 

Дети смотрят на экран.

- Черный квадрат, а должен был появится белый.

- Полная чашка.

 

 

 

 

- Молодой человек, а должен был появится старый.

 

- Грустная девочка, а должна была появится веселая.

 

 

 

Дети слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают загадки и отгадывают их.

 

 

 

 

 

 

Дети встают со стульев, выполняют движения по словесной инструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют движения.

 

Дети подходят к столам, рассматривают полоски.

- Широкие, длинные.

 

 

 

 

 

 

- Короткими.

 

- Узкими.

Дети вырезают полоски.

Дети отвечают.

Дети присаживаются.

 

 

Дети отвечают.

 

 

 

 

 

Дети слушают инструкцию, поднимают карточки.

 

 

 

Дети отвечают:

- Глубокая

- Узкая

- Худой

- Маленькая

- Больная

Дети отвечают

 

 

 

 

Дети слушают

 

Дети слушают стихотворения, отвечают и изображают.

 

 

 

Дети слушают, смотрят на экран.

 

 

- Грустный.

Дети смотрят на экран, появляются картинки с изображением пары антонимов. Дети отвечают.

Дети вспоминают и отвечают

Дети отвечают.

У детей появился интерес к занятию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие трудовых навыков и зрительного внимания

 

 

 

 

 

 

 

 

Получена установка на дальнейшую работу

 

 

 

 

 

 

Практическое овладение навыками употребления антонимов

 

Активизировали  словарный запаса, уточнили смысл слова.

Развитие слухоречевой памяти.

 

 

 

 

Расширение представлений об антонимах, введено понятие «слова-неприятели», уточнено значение данного понятия.

Развитие словесно-логического мышления, слухового внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие слухоречевой памяти.

 

 

 

Развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве листа.

 

 

 

 

Закрепление понятия «слова-неприятели»

 

 

Развитие умения подбирать самостоятельно антонимы

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие умения находить антонимы в стихотворениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие умения составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а

 

 

 

Список литературы:

1. Олеся Емельянова Стихи для детей "Противоположности"

2.yandex.ru картинки

Автор: Денисова Анастасия Викторовна, учитель-логопед первой квалификационной категории детского сада "Тополек", п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель, стаж работы 6 лет.

4.5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 9)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Олеся Викторовна

Олеся Викторовна 18.12.2014 в 20:46

Уважаемая Анастасия Викторовна!.Неплохой конспект, дети все время работают, есть интеграция раздичных областей. Только немного непонятно обозначение антонимов понятием "слова -неприятели". Получается холод-жара или тостый и тонкий "воюют" между собой? Мне, как учителю не понятно такое объяснение антонимов. Спасибо за работу. Удачи!

Ануфриева Ирина Викторовна

Ануфриева Ирина Викторовна 21.12.2014 в 09:40

Уважаемая Анастасия Викторовна! Мне понравилась ваша конкурсная работа. Думаю, и детям интересно было на занятии: мотивация с перемещением в музыкальный зал, разнообразные задания и т.д. За ваш дебют я поставила 5.
Но - небольшие замечания.
1. Вы как никто другой в силу своей профессии призваны формировать у детей связную речь, научить их анализировать, а рефлексия отсутствует.
2. Если конспект НОД поместить в таблицу из четырёх столбцов – это ещё не значит создать технологическую карту, тем более по горизонтали у вас сдвинулся текст.
3. Вы указываете в интеграции областей О.О. «Познание», а в видах детской деятельности – «Познавательно-исследовательскую». Я у вас не нашла данную интеграцию. В образовательную область «Познание» входят следующие направления: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. То, что дети УЗНАЮТ об антонимах - это не О.О. «Познание», а «Коммуникация» («Речевое развитие» (ФГОС)).
Как новичку, хочу посоветовать вам: в Приложениях можно было разместить все задания, повысилась бы практическая значимость вашей разработки, в Презентации можно было поместить фото с занятия, это бы удовлетворило ещё один показатель оценки вашей работы (и потом, визуальность всегда способствует эмоциональному восприятию материала). Удачи вам, ждём новых публикаций!

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 16.09.2020 в 05:25

Хороший конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 17.03.2021 в 07:11

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!