Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»
Автор: Осипова Любовь Ивановна, воспитатель МДОУ «Детский сад №22», города Саранск, Республики Мордовия.
Занятие рекомендуется к проведению в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности, для детей с нарушениями зрения.
Тема. Осеннее приключение
Задачи. Образовательные. Дать представление о предложении. Учить правильно строить сложноподчиненные предложения, используя языковые средства для соединения их частей. Учить высказывать предположения и делать простые выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать закреплять знания о признаках осени, расширять и активизировать словарный запас, учить использовать в речи грамматические конструкции. Продолжать знакомить детей с произведениями мордовских поэтов.
Развивающие. Развивать связную речь, а так же морфологическую сторону речи. Развивать познавательные способности и интересы, логическое мышление, внимание и память.
Воспитательные. Воспитывать чуткое отношение к природе, умение видеть красоту природы средствами музыки и поэзии мордовских авторов, умение и навыки безопасного поведения в окружающем пространстве.
Коррекционные. Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, координации движений с речью.
Материалы. Демонстрационные. Макет «Лесная полянка», схема слогового состава слова.
Раздаточный материал. Схема слогового состава слова, фланелеграф, таблица «Собери грибы».
Оборудование: магнитофон, проектор, ноутбук, аудиозапись «Звуки леса», презентация «Грибы».
Словарная работа: грибник, грибница, лесник, хвойный, лиственный, смешанный, ядовитый, съедобный.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, слушание музыки.
Методы: игровые, практические, наглядные, словесные, поисково-исследовательские.
Приемы: игровая ситуация, вопросы, игровые упражнения, пальчиковая игра, дидактическая игра, физминутка, гимнастика для глаз, художественное слово, поощряющая оценка.
Предварительная работа: демонстрация действий по конструктивной картинке с подвижными фигурами, наблюдение осенних признаков на прогулке, рассматривание картин об осени, чтение рассказов и беседы об осени, лепка «Корзина с грибами», рисование картинок об осени на занятии по ИЗО и в свободной деятельности, знакомство с народными приметами, слушание музыкальных произведений мордовских композиторов и фольклора.
Методика проведения занятия.
Организационный момент.
- Ребята, сейчас сядет тот, кто ответит на вопросы.
- Какое время года наступило? Наступила осень.
- Придумайте слова-признаки к слову осень, какая она, например – осень дождливая. Выслушать ответы детей.
Работа над составлением сложноподчиненных предложений, используя языковые средства для соединения их частей (потому что).
- А теперь поучимся составлять предложение объяснение, почему именно такая осень, используя слово- потому что, например -Осень дождливаяпотому, что часто идут дожди.
Чтение воспитателем стихотворения мордовского поэта Ф. Бобылева «Маленький грибник».
- Дети, мы живем в республике Мордовия, и сегодня я познакомлю вас с произведением мордовского автора Ф. Бобылева «Маленький грибник».
Под сосною, на полянке,
Увидал Сережа гриб.
Груздь? Опенок? Боровик?
Ну а если вдруг поганка?
Полчаса малыш стоял,
Полчаса малыш гадал:
Может всякое случиться -
Очень просто отравиться.
Вдруг откуда ни возьмись,
Белка с ветки прямо вниз-
Прыг!
И вмиг умчалась в лес
Вместе с белкой гриб исчез
И сказал,вздохнув, Сережа:
«А грибок-то был хороший».
Вопросы по содержанию стихотворения.
- Кого называют грибником?
- Что нашел Сережа?
- Над чем он думал целых полчаса?
- Кто помог мальчику сделать заключение, что грибок то был хороший?
- А как еще можно озаглавить это стихотворение?
Беседа «Безопасное поведение в лесу»
- Ребята, правда, осенью на прогулку неплохо бы и нам отправиться. Но прежде чем мы пойдем на лесную полянку, вспомните, а как надо вести себя во время похода в лес? Дети отвечают, что в лесу нельзя шуметь, ломать ветки, бросать мусор, отставать друг от друга, смотреть под ноги и т.д.
Физминутка - координация речи и движений.
Мы идем в осенний лес (шагаем ),
Полный сказок и чудес (показываем руками вокруг себя).
Муравейник (руки вниз) и осинка (руки на уровне глаз),
Там высокая рябинка (руки высоко вверх).
Мы пришли с тобой, дружок, и присядем на пенёк.(садятся).
Дети садятся на приготовленные заранее пенечки возле макета лесной полянки.
Словарная работа.
Вот мы ив лесу. Ребята, если в лесу растут только лиственные деревья, то лес какой- …лиственный.
Если лес состоит из елей, то лес- ..еловый или ельник.
Если в лесу сосны, то можно сказать это сосновый бор. А если и лиственные и хвойные деревья в лесу, то лес называют смешанным.
Слушание аудиозаписи «Лесной ручей».
Прислушайтесь к музыке леса и скажите мне полным ответом, что вы услышали? Пальчиковая игра «Этот пальчик в лес пошел». Начинается игра с показа мизинца, заканчивается большим пальцем.
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик гриб помыл.
Этот пальчик гриб сварил.
Этот пальчик гриб съел,
Оттого и потолстел.
Сюрпризный момент «Сказочный гриб».
- Дети, а я вижу под деревом гриб какой-то необыкновенный. Да тут конверт, а в нем что-то лежит. Посмотрим, диск и записка. Читаю «Дорогие ребята, вы очень хорошо вели себя в лесу, не нарушили жизнь леса. Я приготовил для вас загадки, отгадав которые, вы лучше подготовитесь к школе. Лесник дед Алексей».
- Кто такой лесник? Скорее пойдем в садик и посмотрим, что там за загадки.
Просмотр презентации «Грибы» и отгадывание загадок.
1.Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - ...
2.Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще.
3.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я - ...
4.Вдоль лесных дорожек,
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай! Это ...
5.Под листами на поляне
В прятки девочки играли. Притаились три сестрички,
Светло-желтые ...
6.Пни все лесные с макушек до пят
Осенью поздней в гроздьях …
Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок –
Гриб такой зовут ...
7.Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный
Дидактическая игра «Один – много»
Мухомор – мухоморы и т.д.
Гимнастика для глаз – пальминг. Дети снимают очки, кладут их на стол и растирают ладони до теплого состояния, затем приложив к закрыты глазам считают до 10. Повторить 2-3 раза.
Деление слов на слоги. Слова - гриб, грибник, грибница. Работа со схемой слова.
Упражнение на развитие зрительного восприятия и развитие бинокулярного зрения «Собери грибы»
Работа с таблицей индивидуально каждый ребенок, проводя указкой по дорожке, определяет, куда положить грибок, в корзинку – волнушку, в ведро – боровик, в кастрюлю белый гриб.
Итог занятия. Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Что вам показалось трудным? А что нового вы узнали сегодня? Мне с вами тоже было интересно, дед Алексей оставил для вас угощение в грибочке (угощает детей печеньем в форме грибочков или орешками по усмотрению воспитателя).
Автор: Осипова Любовь Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ "Детский сад №22" города Саранск Республика Мордовия
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважамая Любовь Ивановна! Интересное занятие по речевому развитию Вы представили на конкурс! Оно насыщенно разными формами работы с детьми — на таком занятии детям точно скучно не будет. Вы использовали разнообразные методы и приёмы, что позволяет воздействовать на развитие детей разносторонне. В НОД задействованы ИКТ, что соответствует современным требованиям к организованной образовательной деятельности с детьми. Удачи в конкурсе!
Хороший конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.