Регистрация

Конспект НОД по речевому развитию «Осеннее путешествие» для детей 6-7 лет

  • 13 декабря 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Автор: Осипова Любовь Ивановна, воспитатель МДОУ «Детский сад №22»,  города Саранск,  Республики Мордовия.

Занятие рекомендуется к проведению в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности, для детей с нарушениями зрения.

Тема. Осеннее приключение

Задачи.  Образовательные. Дать представление о предложении. Учить  правильно строить сложноподчиненные предложения, используя языковые средства для соединения их частей. Учить высказывать предположения и делать простые выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать закреплять знания о признаках осени,  расширять и активизировать словарный запас, учить использовать в речи грамматические конструкции. Продолжать знакомить детей с произведениями мордовских поэтов.

Развивающие. Развивать связную речь, а так же морфологическую сторону речи. Развивать познавательные способности и интересы, логическое мышление, внимание и память.

Воспитательные. Воспитывать чуткое отношение к природе, умение видеть красоту природы средствами музыки и поэзии мордовских авторов,  умение и навыки безопасного поведения в окружающем пространстве.

Коррекционные. Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, координации движений с речью.

Материалы. Демонстрационные. Макет «Лесная полянка», схема слогового состава слова.

Раздаточный материал. Схема слогового состава слова, фланелеграф, таблица «Собери грибы».

Оборудование: магнитофон, проектор, ноутбук, аудиозапись «Звуки леса», презентация «Грибы».

Словарная работа: грибник, грибница, лесник, хвойный, лиственный, смешанный, ядовитый, съедобный.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, слушание музыки.

Методы: игровые, практические, наглядные, словесные, поисково-исследовательские.

Приемы: игровая ситуация, вопросы, игровые упражнения, пальчиковая игра, дидактическая игра, физминутка, гимнастика для глаз,   художественное слово, поощряющая оценка.

Предварительная работа: демонстрация действий по конструктивной картинке с подвижными фигурами, наблюдение осенних признаков на прогулке, рассматривание картин об осени, чтение рассказов и беседы об осени,  лепка «Корзина с грибами», рисование картинок об осени на занятии по ИЗО и в  свободной деятельности, знакомство с народными приметами, слушание музыкальных произведений мордовских композиторов  и фольклора.

Методика проведения занятия.

Организационный момент.

- Ребята, сейчас сядет тот, кто ответит на вопросы.

- Какое время года наступило? Наступила осень.

- Придумайте слова-признаки к слову осень, какая она, например – осень дождливая. Выслушать ответы детей.

Работа над составлением сложноподчиненных предложений,  используя языковые средства для соединения их частей (потому что).

- А теперь поучимся составлять предложение объяснение, почему именно такая осень, используя слово- потому что, например -Осень дождливаяпотому, что часто идут дожди.

Чтение воспитателем стихотворения мордовского поэта Ф. Бобылева «Маленький грибник».

- Дети, мы живем в республике Мордовия, и сегодня я познакомлю вас с произведением мордовского автора Ф. Бобылева «Маленький грибник».

Под сосною, на полянке,

Увидал Сережа гриб.

Груздь? Опенок? Боровик?

Ну а если вдруг поганка?

Полчаса малыш стоял,

Полчаса малыш гадал:

Может всякое случиться -

Очень просто отравиться.

Вдруг откуда ни возьмись,

Белка с ветки прямо вниз-

Прыг!

И вмиг умчалась в лес

Вместе с белкой гриб исчез

И сказал,вздохнув, Сережа:

«А грибок-то был хороший».

Вопросы по содержанию стихотворения.

- Кого называют грибником?

- Что нашел Сережа?

- Над чем он думал целых полчаса?

- Кто помог мальчику сделать заключение, что грибок то был хороший?

- А как еще можно озаглавить это стихотворение?

Беседа «Безопасное поведение в лесу»

- Ребята, правда, осенью на прогулку неплохо бы и нам отправиться. Но прежде чем мы пойдем на лесную полянку, вспомните, а как надо вести себя во время похода в лес? Дети отвечают, что в лесу нельзя шуметь, ломать ветки, бросать мусор, отставать друг от друга, смотреть под ноги и т.д.

Физминутка - координация речи и движений.

Мы идем в осенний лес (шагаем ),

Полный сказок и чудес (показываем руками вокруг себя).

Муравейник (руки вниз) и осинка (руки на уровне глаз),

Там высокая рябинка (руки высоко вверх).

Мы пришли с тобой, дружок, и присядем на пенёк.(садятся).

Дети садятся на приготовленные заранее пенечки возле макета лесной полянки.

Словарная работа.

Вот мы ив лесу. Ребята, если в лесу растут только лиственные деревья, то лес какой- …лиственный.

Если лес состоит из елей, то лес- ..еловый или ельник.

Если в лесу сосны, то можно сказать это сосновый бор. А если и лиственные и хвойные деревья в лесу, то лес называют смешанным.

Слушание аудиозаписи «Лесной ручей».

             Прислушайтесь к музыке леса и скажите мне полным ответом, что вы услышали? Пальчиковая игра «Этот пальчик в лес пошел». Начинается игра с показа мизинца, заканчивается большим пальцем.

Этот пальчик в лес пошел.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик гриб помыл.

Этот пальчик гриб сварил.

Этот пальчик гриб съел,

Оттого и потолстел.

 

Сюрпризный момент «Сказочный гриб».

           - Дети, а я вижу под деревом гриб какой-то необыкновенный. Да тут конверт, а в нем что-то         лежит. Посмотрим,  диск и записка. Читаю «Дорогие ребята, вы очень хорошо вели себя в лесу, не нарушили жизнь леса. Я приготовил для вас загадки, отгадав которые,  вы лучше подготовитесь к школе. Лесник дед Алексей».

             - Кто такой лесник? Скорее пойдем в садик и посмотрим, что там за загадки.

Просмотр презентации «Грибы» и отгадывание загадок.

 

1.Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - ...

2.Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще.

3.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я - ...

4.Вдоль лесных дорожек,
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай! Это ...

5.Под листами на поляне
В прятки девочки играли. Притаились три сестрички,
Светло-желтые ...

6.Пни все лесные с макушек до пят
Осенью поздней в гроздьях …

Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.

Воротник ажурный тонок –
Гриб такой зовут ...

7.Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный

Дидактическая игра «Один – много»

                 Мухомор – мухоморы и т.д.

Гимнастика для глаз – пальминг. Дети снимают очки, кладут их на стол и растирают ладони до теплого состояния, затем приложив к закрыты глазам считают до 10. Повторить 2-3 раза.

Деление слов на слоги. Слова  - гриб, грибник, грибница. Работа со схемой слова.

 

Упражнение на развитие зрительного восприятия и развитие бинокулярного зрения «Собери грибы»

Работа с таблицей индивидуально каждый ребенок, проводя указкой по дорожке, определяет, куда положить грибок, в корзинку – волнушку, в ведро – боровик, в кастрюлю белый гриб.

Итог занятия. Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Что вам показалось трудным? А что нового вы узнали сегодня? Мне с вами тоже было интересно, дед Алексей оставил для вас угощение в грибочке (угощает детей печеньем в форме грибочков или орешками по усмотрению воспитателя).

 

Автор: Осипова Любовь Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ "Детский сад №22" города Саранск Республика Мордовия

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Нагорная Мария

Нагорная Мария 24.12.2016 в 13:14

Уважамая Любовь Ивановна! Интересное занятие по речевому развитию Вы представили на конкурс! Оно насыщенно разными формами работы с детьми — на таком занятии детям точно скучно не будет. Вы использовали разнообразные методы и приёмы, что позволяет воздействовать на развитие детей разносторонне. В НОД задействованы ИКТ, что соответствует современным требованиям к организованной образовательной деятельности с детьми. Удачи в конкурсе!

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 16.09.2020 в 06:28

Хороший конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 11:27

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!