Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»
Паспорт Программы развития
Наименование программы: программа развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 72» г.Березники, Пермский край на 2014-2017 уч.год
Назначение программы: Программа предназначена для определения факторов, тормозящих либо затрудняющих повышение социальной эффективности образовательной деятельности дошкольной организации, определения перспективных направлений развития образовательного учреждения.
Программа разработана по заказу: комитет по вопросам образования администрации г.Березники, коллектив муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 72».
Основания для разработки программы:
Разработчики программы:
Заведующий МАДОУ «Детский сад № 72» - Журавлева С.Г., 1 кв.категория
Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе – Козлова И.А. , 1 кв.категория
Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части – Жарикова Н.В.
Музыкальный руководитель – Гаптулхаева Л.С., высшая кв. категория
Учитель-логопед – Копылова Н.С. , высшая кв.категория
Воспитатель по изобразительной деятельности – Медведева Т.В., 1 кв. категория
Инструктор по физической культуре - Плотникова Н.В.,
Привлеченные специалисты:
Старшая медицинская сестра – Барбакова А.А., высшая кв.категория
Исполнители программы: коллектив муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 72»
Сроки реализации программы: программа реализуется в период 2014-2017 гг.
Основная стратегическая цель программы: создание эффективной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и качество дошкольного образования.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №72», далее по тексту «Учреждение», является гражданским светским некоммерческим образовательным Учреждением комбинированного вида, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования и общеразвивающую программу с осуществлением коррекции речи для детей старшего дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности.
Полное наименование Учреждения: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 72»; сокращенное наименование Учреждения: МАДОУ «Детский сад № 72».
Место нахождения Учреждения (юридический и фактический адрес): 618426, Пермский край, г. Березники, Юбилейная, 96 телефон/факс 26-18-70. Электронный адрес: mdou72-5959@yandex.ru
Учредитель Учреждения – муниципальное образование «Город Березники», в лице комитета по вопросам образования администрации города Березники (далее Учредитель).
Организационно-правовая форма: автономное учреждение.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 72» (далее МАДОУ) введён в действие в 1975 году, как ясли – сад, рассчитанный на 280 мест. В 1996 году согласно приказу Березниковского управления по вопросам образования и молодежи № 705 от 06.09.1996г в учреждении открыты две группы для детей старшего возраста с нарушениями речи, присвоен статус дошкольного учреждения комбинированного вида.
Устав образовательного учреждения зарегистрирован администрацией г. Березники приказ № 5П-555 от 13.05.1996 г.
Договор о закреплении имущества на праве оперативного управления за муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 72» комбинированного вида от 23.05.2003 г., реестровый № 9263 А.
Свидетельство о государственной регистрации права 59 АК 604751 от 04.06.2004 г.
В 2010 году МДОУ «Детский сад № 72» комбинированного вида прошло государственную аттестацию и аккредитацию. Приказом Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края от 17.06.2010 г. № СЭД-54-02-12-401 учреждение аккредитовано с подтверждением статуса дошкольного учреждения второй категории (свидетельство о государственной аккредитации ДД 003098 регистрационный номер 564 от 17.06.2010)
Дошкольная организация имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам РО № 025418 регистрационный № 1607 от 02.09.2011 г.
Режим работы организации: 12-ти часовое пребывание детей при пятидневной рабочей неделе. Выходные дни суббота, воскресенье, праздничные дни.
Срок освоения программы дошкольного образования: в группах общеразвивающей направленности 5 лет либо с момента поступления до выпуска в школу; в группах компенсирующей направленности – от одного до двух лет (согласно заключения психолого-медико-педагогической комиссии).
Социальное окружение. Дошкольное учреждение расположено в микрорайоне с жилой застройкой 5-ти - 12-ти этажными домами. Данный район города отличается развитой инфраструктурой: ГКУ «Центр занятости населения г.Березники», сеть магазинов «Караван» , магазин «Универсам – 1», образовательные организации МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3», МАОУ «СОШ № 5», МАДОУ «Детский сад № 78», МАДОУ «Детский сад № 35», библиотека № 9 (экологическая). У детского сада удобное расположение по отношению к транспортным коммуникациям: остановочные комплексы: «Рябиновый сквер», «ул. Мира», «Общежитие «Юность»; транспорт: автобусы, троллейбусы, маршрутные такси. К детскому саду имеются хорошие подходы со стороны всех остановок. На протяжении многих лет образовательная организация сотрудничает с:
- МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Березники;
- Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов»;
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа "Темп";
- Бассейн – оздоровительный центр «Дельфинчик»;
- Муниципальное автономное образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции».
Видовой состав групп. В настоящее время дошкольное учреждение посещает 190 воспитанников. Функционирует одиннадцать групп, из них 2 группы – ясельного возраста (от 1,5 до 3 лет), одна группа разновозрастная (от 4 до 6 лет), 2 группы – логопедические для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи. В группах общеразвивающей направленности дошкольное образование ведется в соответствии с основной общеобразовательной программой учреждения. В группах компенсирующей направленности выстроена система педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в рамках основной общеобразовательной программы раздел «Коррекционная работа».
Педагогический состав организации. На 01.09.2013 года общее количество педагогов в организации составило 28 человек. Из них:
1 – заведующий;
1 – заместитель заведующего по ВМР;
2 – музыкальный руководитель (из них 1 совместитель);
1 – инструктор по физической культуре;
2 – учитель-логопед;
1 – воспитатель-педагог по изобразительной деятельности
20 – воспитатели (из них 4 – воспитатели логопедических групп)
Уровень квалификации:
Высшая категория – 4 (14%)
Первая категория – 9 человек (32%)
Соответствие занимаемой должности – 3 человека (11%)
Без категории – 12 человек (43%)
Образовательный уровень:
Высшее – 10 человек (35%)
Среднее специальное педагогическое – 12 человек (43%)
Среднее специальное (не педагогическое) – 3 человека (11%)
Среднее – 3 человека (11%)
Педагогический стаж:
0-3 года – 4 человек (14%)
3-5 лет – 5 человека (18%)
5-10 лет – 4 человека (14%)
10-15 лет – 1 человека (4%)
15-25 лет – 9 человек (32%)
Свыше 25 лет – 5 человек (18%)
Из общего числа педагогов 1 педагог имеет звание «Почетный работник общего образования», 2 педагога (1 – музыкальный руководитель, 1 – воспитатель) удостоены Почетных грамот Министерства образования и науки Пермского края.
Организация воспитательно-образовательного процесса.
Процесс организации воспитательно-образовательной деятельности в детском саду носит комплексный, плановый характер. В дошкольной организации разработана основная общеобразовательная программа, представляющая собой модель целостного процесса воспитания и обучения детей, направленного на разностороннее развитие ребенка от одного года до семи лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлениям: физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое, познавательно-речевое. Образовательная программа охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного возраста и учитывает основные и дополнительные образовательные нагрузки.
Федеральный компонент образовательной программы: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и др.). Федеральный компонент образовательной программы представлен программой экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» (автор С.Н. Николаева), программой развития детей в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» (автор В.П. Лыкова).
Региональный компонент: региональная программа физического развития детей «Система» (автор Л.Н. Пустынникова), региональная программа физического развития детей раннего возраста «Будь здоров, малыш!» (автор Т.Э. Токаева).
Коррекционное направление: «Программа коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР» (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (автор Г. А. Каше); «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР» (автор Н.В. Нищева).
Имущественное и финансовое обеспечение. За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом закреплены объекты права собственности (здания, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения).
Дошкольное образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, Уставом и законодательством Российской Федерации. Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность перед учредителем за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.
Педагогический блок:
В дошкольной организации 11 групповых помещений: групповая комната, буфетный сектор, туалетная и умывальная комнаты, раздевалка, Помещения групп оборудованы игровыми зонами, отражающими многообразие окружающего мира и развивающими сенсорные способности детей. В группах созданы условия для самостоятельной деятельности детей, обеспечивается баланс между дидактическим, игровым, спортивным и другим оборудованием; дидактический материал подбирается с учетом функциональности, качества, эстетичности, возможности активной и целенаправленной деятельности; в группах создаются музыкальные, театрализованные уголки, условия для творческого развития. Все групповые помещения соответствуют СанПиН
- кабинеты и залы: кабинет заведующего ДОУ; методический кабинет, зал для музыкальных занятий, физкультурный зал, кабинеты учителей – логопедов, кабинет воспитателя по изобразительной деятельности. Музыкальный зал, кабинет музыкального руководителя, кабинеты учителей-логопедов имеют звание «Образцовый». Все кабинеты специалистов, методический кабинет, кабинет заведующего в полном объеме оснащен компьютерной техникой (принтеры, МФУ, мультимедиа, выход в Интернет). В методическом кабинете оборудовано «рабочее место воспитателя» с возможностью выхода в Интернет, МФУ.
Медицинский блок: медицинский и процедурный кабинет, изолятор. Медицинский блок имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № ЛО-59-01-002218. В 2011 году медицинские услуги выведены на аутсорсинг, работа ведется на основании договора с МБУЗ «Детская городская больница» № 14 от 20.12.2011 г.
Хозяйственный блок: комната приема и сдачи белья, электрощитовая, вентиляционная камера, овощехранилище, пищеблок.
Территория организации обозначена металлическим ограждением, имеет центральные, хозяйственные ворота, калитки. На участках имеются теневые навесы, минимум игрового оборудования. Территория организации озеленена на 56%, имеется уголок леса, цветники, мини-стадион «Олимпик», площадка для изучения и закрепления правил дорожного движения.
В период с 2010 по 2013 годы в здании проведен частичный ремонт системы водоснабжения, частично произведена замена сантехнического оборудования, в соответствие с требованиями пожарной безопасности приведены пути эвакуации (установка противопожарных дверей, покраска стен, укладка напольной плитки). В феврале 2012 года открыта дополнительная группа для детей раннего возраста.
Характеристика достижений, основные результаты воспитательно-образовательной работы.
В учреждении созданы условия для самореализации каждым педагогом своих профессиональных возможностей. Высокий педагогический потенциал, активное вовлечение в работу детей и родителей позволяют учреждению добиваться результатов на конкурсах различного уровня, обобщать и транслировать свой опыт коллегам. Педагоги учреждения ежегодно принимают участие в конференциях, конкурсах профессионального мастерства. Воспитанники детского сада ежегодно занимают призовые места в конкурсах и турнирах детского творчества.
2010 год
Участие педагогов в конкурсах:
- городской конкурс учебных, методических и дидактических средств обучения (воспитатель Кучина А.Р., сертификат финалиста);
- Смотр-конкурс на лучшую постановку экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях (благодарственное письмо);
- Городской конкурс экологического плаката «Я здоровье сберегу. Сам себе я помогу» (МУ ДОД СЮН) (благодарность).
Участие воспитанников в конкурсах:
- Всероссийский конкурс детского прикладного и изобразительного искусства «Чипполино» (диплом за 1 место);
- Всероссийский конкурс детских рисунков «Моя родина - 2010» (диплом за 1 место);
- Всероссийский конкурс детских рисунков «Кузнечик» (диплом за 2 место);
- Всероссийский конкурс детских рисунков «Каникулы» (свидетельство участников);
- Городской конкурс детского творчества «Давай раскрасим вместе мир» (Корпорация ВСМПО-АВИСМА) (диплом участника);
- Городской экологический конкурс детского рисунка «Вода – источник жизни» (благодарственное письмо)
2011 год
Участие педагогов в конференциях, конкурсах:
- Мастер-класс «Биоуправление – современный метод коррекции когнитивных нарушений» (участник мастер-класса учитель-логопед Бирюкова Т.А., 5 марта 2011г. город Пермь)
- Семинар «Программное обеспечение логопедической работы с детьми с ОНР» «Инновационные технологии в коррекции интонационной стороны речи» (участник семинара учитель-логопед Бирюкова Т.А., 5 марта 2011г. город Пермь)
- Семинар «Организация коррекционной работы с детьми в условиях реализации ФГТ» (слушатель семинара учитель-логопед Бирюкова Т.А., 14 ноября 2011г. город Пермь)
- Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы педагогики и психологии детства» (заочное участие в конференции зам. зав по ВМР Ахметзяновой Л.В., апрель 2011г.)
- VII краевой фестиваль-конференция «Новый учитель – новая школа» (выступление воспитателей О.В. Дуки, А.Р. Кучиной,В.А. Овчинниковой в рамках краевого фестиваля-конференции, апрель 2011г.)
Всероссийский фестиваль «Открытый урок» (воспитатель Дука О.В. представила свой педагогический опыт)
Участие воспитанников в конкурсах:
- Городской детский литературный конкурс «Новогодняя сказка» (сертификат участника)
2012 год
Участие педагогов в конференциях, конкурсах:
- Всероссийская заочная НПК «Дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы развития» (воспитатель Овчинникова В.А. «Организация интегрированного подхода к реализации образовательной области «Познание»; воспитатель Кучина А.Р. «Организация совместной деятельности воспитателей и детей в рамках реализации образовательной области «Безопасность»)
- Всероссийская заочная НПК «Воспитательная деятельность и молодежная политика: опыт, проблемы и перспективы развития» (воспитатель Дука О.В. «Семейное воспитание в системе взаимодействия взрослого и ребенка»)
- II краевая НПК «Непрерывное образование: проблемы, поиски, перспективы» г.Александровск (ноябрь 2012г) (воспитатель Овчинникова В.А. «Организация интегрированного подхода к реализации образовательной области «Познание»;воспитатель Кучина А.Р. «Организация совместной деятельности воспитателей и детей в рамках реализации образовательной области «Безопасность»; воспитатель Дука О.В. «Семейное воспитание в системе взаимодействия взрослого и ребенка»; воспитатель Гаптулхаева Л.С. «Интеграция образовательных областей «Музыка « и «Социализация» в музыкальном образовании дошкольников»)
- Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология образования» (декабрь 2012г.)(воспитатель Овчинникова В.А. «Развитие личности ребёнка в процессе ознакомления с природой»;музыкальный руководитель Гаптулхаева Л.С. «Роль коммуникативных игр-танцев в системе психолого-педагогического сопровождения дошкольника»)
- Городской смотр-конкурс кабинетов на звание «Образцовый» (присвоено звание кабинету музыкального воспитания, музыкальный руководитель Гаптулхаева Л.С., присвоено звание кабинету учителя-логопеда Бирюковой Т.А.)
- IIвсероссийский конкурс «Я – педагог» (диплом лауреатов – учитель-логопед Бирюкова Т.А., воспитатель по изобразительной деятельности Медведева Т.В., воспитатель Овчинникова В.А.)
Участие и победы воспитанников в конкурсах:
- VI традиционный фестиваль детского творчества «На сцене будущие азотчики» (диплом за 1 место);
- 15 городской фестиваль детского творчества «Уральская звездочка» (диплом за 2 место в номинации «Хореография»;
- Городской конкурс детского творчества «Давай раскрасим вместе мир» (ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА») (благодарственное письмо);
- Городской конкурс рисунков «Я люблю свою маму» (сертификат участников);
- Городская выставка рисунков «День священной и славной Победы», проходившей в рамках акции «Спасибо за Победу!»;
- Городской конкурс «Новый год своими руками» (благодарственное письмо);
- Городская акция «Новогодний троллейбус» (благодарственное письмо)
- Городская акция «Кофточки и книжки для Мишки и Аришки» (сертификат участников)
Информация в СМИ:
- статья об участии в конкурсе «Жизнь без вредных привычек» (газета «Березниковская неделя» № 41 от 10.10.2012г.);
- «Будущие звезды» (газета «Азотчик» № 28 от 09.11.2012г.);
- «Желания исполняются. Леший гарантирует» («Березниковский рабочий» № 194 от 29.12.2012г.)
- «На сцене будущие Азотчики» (ежеквартальный корпоративный журнал «Уралхим» № 4 от 14.12.2012г.
2013 год
Участие педагогов в конференциях, конкурсах:
- Международная заочная научно-практическая конференция «Научное сообщество педагогов XXI столетия» г. Новосибирск, март 2013г.
(Ахметзянова Л.В. «Использование новых ИКТ в интерактивном взаимодействии воспитателя с родителями»)
- Международная заочная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы дошкольного образования» г.Иркутск (март 2013г)(музыкальный руководитель Гаптулхаева Л.С. «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе музыкального воспитания дошкольников»; воспитатель Дука О.В. «Игра – как средство гармонизации взаимоотношений детей и взрослых»; воспитатель Илишева М.В. «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста»;воспитатель Кучина А.Р. «Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста»)
- III Международная заочная научно-практическая конференция «Воспитание дошкольников» г.Чебоксары, май 2013г.(воспитатель Илишева М.В. «Закаливание как средство оздоровления детей раннего возраста»)
- Международный сборник педагогических работ «Дошкольное и начальное образование»(воспитатель Овчинникова В.А. «Организация интегрированного подхода к реализации образовательной области «Познание»;воспитатель Кучина А.Р. «Организация совместной деятельности воспитателей и детей в рамках реализации образовательной области «Безопасность»; воспитатель Дука О.В. «Семейное воспитание в системе взаимодействия взрослого и ребенка»;музыкальный руководитель Гаптулхаева Л.С. «Интеграция образовательных областей «Музыка « и «Социализация» в музыкальном образовании дошкольников»; воспитатель Голева Г.А. методическая разработка «Удивительный желудь»).
- Воспитатель по изобразительной деятельности первой квалификационной категории Медведева Т.В. и воспитатель первой категории Пекарская Н.П. приняли участие во V Всероссийской научно-практической конференции «актуальные проблемы образования: теория и практика».
- II международный интеренет-конкурс для педагогов «Здравствуйте, дети!» в номинации «Конкурс методических разработок в области воспитательной работы» (воспитатель Голева Г.А. представила работу «Волшебница вода»); в номинации «Литературный конкурс (поэзия и проза для детей, имеющая воспитательную направленность)» (воспитатель Пекарская Н.П. представила работу «Части суток»);
- международный интернет-конкурс «Мой край родной» в номинации «Литературный конкурс» (воспитатель Дука О.В. представила работу «Город мой Березники»;
- Всероссийский журнал для работников образования «Метод-Сборник» (музыкальный руководитель Гаптулхаева Л.С. опубликовала методическую работу «Сценарий гала-концерта к юбилею города «Родному городу в подарок»);
- Воспитатель первой квалификационной категории Петухова И.Н. приняла участие в городском конкурсе «Сто идей» в номинации «Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе» с проектом «Должен быть ребенок здоровым с пеленок» и заняла 3 место.
- Городской смотр-конкурс на лучшее предоставление новогодних услуг (сертификат участника);
- Городской смотр-конкурс «Искорка» на лучшую организацию работы по обучению детей правилам пожарной безопасности (благодарственное письмо);
Участие и победы воспитанников в конкурсах:
- I Международный Турнир Дошкольников (грамоты лауреатов, сертификаты участников);
- 16 городской фестиваль детского творчества «Уральская звездочка» (диплом участников);
- Городской конкурс детского творчества «Давай раскрасим вместе мир» (ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА») (благодарственное письмо);
- Городской конкурс социальной рекламы «Жизнь без вредных привычек» (сертификаты участников).
- Городская акция «Кофточки и книжки для Мишки и Аришки» (сертификат участников)
- Акция «Желания исполняются. Леший гарантирует» («Березниковский рабочий»;
- Акция «Дни защиты от экологической опасности».
Информация в СМИ:
- «Город-авангард» (газета «Березниковский рабочий» № 61 от 26.04.2013г.)
Всесторонний анализ состояния дошкольной образовательной организации позволит сформулировать миссию образовательного учреждения, определить оптимальную модель выпускника, сделать выбор основных направлений развития.
Анализ качества реализации воспитательно-образовательного процесса.
Формирование здоровья ребенка в ДОУ зависит от соблюдения режима дня, закаливания, двигательного режима, от рационального питания и положительных эмоций.
Благополучие общества во многом зависит от состояния здоровья подрастающего поколения.
При поступлении ребенка в детский сад большую часть дня ему приходится находиться в этом учреждении и все жизненно важные процессы (прогулки, кормление, образование и т.д.) осуществляются в ДОУ. Поэтому вся основная ответственность ложится на плечи специалистов и мед. работников детского сада.
Организация учебного образовательного процесса ведется согласно учебному плану детей.
При поступлении ребенка в детский сад он проходит адаптацию. Задача работников детского сада состоит в том, чтобы смягчить или предупредить вредные последствия тех стрессовых состояний, которые наблюдаются у ребенка при поступлении. Актуальна в настоящее время и проблема заболеваемости детей в период адаптации.
За период с 2011 г. по 2013 г. поступило 90 детей ясельного возраста.
Таблица адаптации детей
|
|
легкая степень адаптации |
средняя степень адаптации |
тяжелая степень адаптации |
2011 |
31 |
28 |
2 |
1 |
2012 |
29 |
26 |
3 |
- |
2013 |
30 |
28 |
2 |
- |
Всего |
90 |
82 |
7 |
1 |
За детьми ясельного возраста в течение 1 месяца велось наблюдение, заполнялись адаптационные листы, проводилась работа с родителями: беседы, папки – передвижки. Для снижения стрессовых ситуаций детям было предложено посещать детский сад на неполный день.
Большинство детей вновь прибывающих в детский сад уже имеют функциональные отклонения в здоровье группу Д2, мало приходит абсолютно здоровых детей.
Мед. работники работают по определенному плану, который включает в себя разделы по лечебно профилактической работе, контроль за физическим и нервно-психическим развитием ребенка, контроль за питанием, за санитарно эпидемиологическим режимом и проведением санитарно-просветительской работы. Два раза в год проводится антропометрия детей, по росту детей подбирается мебель.
В каждой группе имеются листы здоровья, где указывается диагноз и группа здоровья ребенка, группа по физкультуре и рекомендации воспитателю.
1 раз в год проводится углубленные мед. осмотры детей всеми узкими специалистами, при выявлении отклонений в здоровье, дети направляются в поликлинику и ставятся на диспансерный учет.
выявлено |
в 2011 г. |
в 2012 г. |
в 2013 г. |
с нарушением зрения с нарушением слуха
МАРС
с нарушением осанки плоскостопие |
12
-
13
40
10 |
7
1
13
30
12 |
5
-
12
32
10 |
группы по физкультуре |
|||
основная
подготовительная специальная |
43
5
- |
27
10
1 |
39
8
- |
Ежегодно проводится обследование детей на энтеробиоз и гельминты. В 2014 г. – выявлены 8 случаев, в 2012 г. – 18 человек, в 2011 г. – 10 человек. Было проведено лечение всех заболевших.
Контроль за физкультурными занятиями проводится 2 раза в год, осенью и весной. Определяется плотность занятия, температурный режим, соблюдение частей занятия. Моторная плотность составляет 70-80 % осенью и 80-85% весной. Основными направлениями в деятельности ДДУ по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата является совершенствование процесса физического воспитания дошкольников. Для этого необходимо создавать:
В детском саду питание организуется согласно основных принципов рационального питания: строгое соблюдение времени и интервалов между кормлениями, соблюдение условий приема пищи правил кормления, контроль за организацией питания и качеством приготовляемых блюд, подсчитывается анализ натуральных норм питания, соотношение белков, жиров и углеводов, калорий.
Грипп и ОРЗ по степени распространения является наиболее массовыми инфекциями. Данные инфекции существенно влияют на уровень заболеваемости органов дыхания, а также формируют группу длительно и часто болеющих детей. Наиболее поражаемой группой являются дети, посещающие ДДУ. Поэтому возрастает необходимость проведения комплекса профилактических и противоэпидемических мер, направленных на профилактику данной патологии. Опыт показывает, что наибольший эффект дает сочетание вакцинации и неспецифической проводимой в группе риска. Вакцинация проводилась отечественной вакциной «Гриппол +». В 2013 году было привито 60 детей, что составляет 32%.
Для снижения простудной заболеваемости проводятся профилактические мероприятия: аромотерапия, чеснокотерапия, кварцевание групп и проветривание групп, дыхательная гимнастика и закаливания. Для повышения резистентности организма проводилась витаминизация 3 блюда, дети получали элеутерококк, витамин «С», ревит, арбидол, пиковит, сироп шиповника. Дети подготовительных и старших групп посещают 2 раза в неделю бассейн, 2 раза в год дети прыгают на батуте для увеличения двигательной активности. В группах проводятся спортивные мероприятия, закаливающие мероприятия проводятся регулярно: во всех группах воздушные ванны и дыхательная гимнастика, в старших и подготовительных – контрастное обливание ног и полоскание горла, в младших – мокрая дорожка, босохождение по массажным коврикам, умывание прохладной водой, «гимнастика пробуждения» в кровати. Регулярно проводятся беседы с родителями, сотрудниками и детьми, консультации о профилактике гриппа и ОРВИ, о закаливании детей, о значении свежего воздуха. В результате всех мероприятий идет снижение простудных заболеваний, но из за вспышек ветряной оспы в 2011 г. и 2013 г. инфекционная заболеваемость повысилась.
Таблица прилагается
Предложено: продолжить активное внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательный процесс детского сада, продолжать вести сан.просвет. работу с родителями и детьми о заболеваниях и их профилактике, систематически проводить закаливающие мероприятия в детском саду.
Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться. Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей.
В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующий, зам. зав по ВМР, медсестра и, конечно же воспитатели группы раннего возраста.
Воспитатели ведут листы адаптации детей к условиям ДОУ, составляют карты развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.
Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста исходит из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризисные сроки).
2010-2011 учебный год
40% - соответствуют развитию
20% - задержка на один эпикризный срок
27% - задержка на два эпикризных срока
13% - задержка на три эпикризных срока
2011-2012 учебный год
53% - соответствуют развитию
20% - задержка на один эпикризный срок
20% - задержка на два эпикризных срока
7% - задержка на три эпикризных срока
2012-2013 учебный год
67% - соответствуют развитию
20% - задержка на один эпикризный срок
13% - задержка на два эпикризных срока
0% - задержка на три эпикризных срока
Уровень освоения программы детьми дошкольного возраста
Анализ результатов коррекционной работы
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в учреждении осуществляет 26 педагогов, из них 21 воспитатель и специалисты – 2 учителя-логопеда, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель по изобразительной деятельности.
Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста:
совместная деятельность взрослого с детьми;
самостоятельная деятельность детей.
Ведущая деятельность детей – игровая деятельность.
Сохранение психического здоровья воспитанников, мониторинг их развития, организация развивающих занятий с детьми, направленных на коррекцию определенных недостатков в их психическом развитии.
В штатном расписании детского сада отсутствует ставка педагога-психолога. Детский сад ежегодно заключает договор о сотрудничестве с городским «Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции».
Психологи МАОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» обследуют детей дошкольного возраста, не усваивающих основную
общеобразовательную программу ДОУ и детей с речевыми дефектами.
Обеспечивается единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса.
При построении среды, в особенности в старших группах, педагоги учреждения старается учитывать гендерные различия детей и предоставлять возможности как мальчикам так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.
В детском саду проводятся родительские собрания с приглашением учителя начальных классов МОУСОШ «Школа № 3», организуются экскурсии в школу, в теплицу, которая расположена на территории школы. В течение учебного года воспитанники подготовительных и старших групп посещали кружок «Юннатик», который был организован сотрудниками СЮН.
Построение взаимодействия с семьями воспитанников.
В детском саду ведется работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (1 ребенок-инвалид, дети-логопаты), с семьями «группы риска», с семьями детей, не посещающих детский сад.
Создана система организационно-методического сопровождения основной образовательной программы дошкольного образования.
Разделение воспитанников на возрастные группы: ранний возраст (от 1 года до 3 лет), младший (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший дошкольный (от 5 до 7 лет). Учитывается зона ближайшего развития ребенка и организация самостоятельной деятельности детей.
Соблюдаются требования к взаимодействию образовательного учреждения с родителями.
Педагоги, специалисты и медицинские работник консультируют родителей по вопросам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ
Предметно-развивающая среда детского сада - важный аспект, характеризующий качество дошкольного образования. Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство предметно - развивающей среды и содержательного общения, взрослых с детьми. Наличие подвижных и стационарных средств и объектов деятельности в условиях нашего образовательного учреждения создают каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности и условий ее реализации.
Наш детский сад оснащен оборудованием для детской деятельности в помещении и на участке. В группах имеется игровой материал для познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, художественно-эстетического, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Все оборудование размещено по тематическому принципу для того, чтобы каждый ребенок мог найти себе занятие по душе: центр ручного труда, центр искусства, центр науки, экспериментальный центр, центр интеллектуальных игр. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. Для охраны и укрепления здоровья детей в детском саду имеется: процедурный кабинет, кабинет для медицинского осмотра, изолятор, спортивный зал, закрытые прогулочные веранды, спортивная площадка на территории детского сада. В детском саду имеется музыкальный зал и изостудия.
В детском саду функционируют три образцовых кабинета – 2 кабинета учителей-логопедов (учитель-логопед Бирюкова Т.А. и Копылова Н.С.), кабинет музыкального руководителя (музыкальный руководитель Гаптулхаева Л.С.).
Анализ состояния учебно-методической базы
В дошкольном учреждении реализуется «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой).
Программа дополняется парциальными программами и технологиями:
- «Юный эколог» программа экологического воспитания (авт. Николаева С.Н.);
- «Система» - программа физического воспитания (авт. Пустынникова Л.М.);
- технология «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специализированного детского сада» (авт. Каше Г.А.)
- программа физического развития детей раннего возраста «Будь здоров, малыш!» (автор Т.Э. Токаева);
- программа музыкального воспитания детей «Ладушки» (автор И.М. Каплунова);
– программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор И.А. Лыкова);
- «Программа коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР» (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР» (автор Н.В. Нищева).
Учреждение на 90% обеспеченно методическими пособиями, книгами для чтения, рабочими тетрадями, наглядно-дидактическими пособиями.
SWOT-анализа состояния материально-технических
и финансовых ресурсов
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- наличие квалифицированных педагогов; - высокая педагогическая активность; - функционирование на базе доу городских педагогических сообществ; - 100% охват педагогов и специалистов в работе городских пед.сообществ; - 92% педагогов и специалистов прошли курсы повышения квалификации; - заинтересованность педагогов в профессиональном росте; - коэффициент профессиональной компетентности педагогов учреждения выше среднего уровня. - компетентность методической службы |
- старение кадров; - большой процент педагогов с маленьким педагогическим стажем; - образовательный уровень педагогов;
|
Возможности |
Риски |
- обучение педагогов в педагогических ВУЗах и ССУЗах; - использование дистанционных форм обучения; - самообразование педагогов, повышение уровня квалификации; - участие родителей в оценке качества воспитательно-образовательного процесса |
- нестабильность в политике, проводимо министерством образования и науки |
Анализ материально-технических и финансовых ресурсов
В дошкольной организации создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей. Здание детского сада 2-х этажное, имеется центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. В группах раннего возраста групповые ячейки имеют спальные комнаты, в остальных группах спальные комнаты отсутствуют.
В дошкольном учреждении работают специалисты: инструктор по физической культуре, два учителя-логопеда, воспитатель по изобразительной деятельности, два музыкальных руководителя. Все специалисты обеспечены кабинетами, три из которых аттестованы на звание «Образцовый». Музыкальный зал оснащен мультимедийным экраном, домашним кинотеатром, фортепиано, плазменным телевизором, имеется дискошар, набор других музыкальных инструментов (русские народные инструменты, аккордеон, тромбон), музыкальные центры, электронный музыкальный инструмент Ионика. При подготовке кабинета на звание «Образцовый» в 2012 году в кабинет музыкального руководителя был отремонтирован, оборудован необходимой мебелью, оргтехникой (ноутбук, принтер, доступ в Интернет). Физкультурный зал, кабинет инструктора по физической культуре до 2011 года также имел звание «Образцовый». В связи с отсутствием долгое время специалиста кабинет в настоящее время не аттестован. Однако оснащение зала позволяет в полном объеме решать задачи физического развития и укреплении здоровья воспитанников. Кабинет инструктора оснащен компьютером, подключен с сети Интернет.
Специфика детского сада и особенности контингента детей предусматривает организацию особых условий для проведения коррекционной работы. Логопедические кабинеты оснащены оборудованием для проведения индивидуальных и фронтальных занятий с детьми. Необходимый инструментарий и дидактический материал, компьютерная техника с возможностью доступа в сеть Интернет позволяют учителям-логопедам оказывать качественные услуги по коррекции нарушений речи.
Медицинский блок дошкольного учреждения приведен в нормативное состояние и имеет лицензию на ведение медицинской деятельности № ЛО-59-01-002218. Обслуживание воспитанников в образовательной организации обеспечивают органы здравоохранения на основании договора с МБУЗ «Детская городская больница» № 14 от 20.12.2011 г.
За период с 2010 по 2013 годы в целях соблюдения санитарных норм и требований пожарной безопасности проведены:
- ремонты путей эвакуации: покраска стен противопожарной краской, установка противопожарных дверей, напольная плитка на 2 этаже здания;
- частичная замена сантехнического оборудования, ремонт системы водоснабжения и канализации;
- косметический ремонт пищеблока и овощехранилища.
Для бесперебойного функционирования учреждением заключены договора на обслуживание по стирке белья, охранных услуг, услуг по организации горячим питанием, коммунальные услуги. Все услуги оплачиваются из средств местного бюджета, согласно плану финансово-хозяйственной деятельности.
Пополнение материально-технической базы осуществляется из средств местного бюджета и средств учреждения, полученных им от оказания дополнительных платных образовательных услуг.
Рис.1 Объем внебюджетных поступлений
За счет средств платных образовательных услуг в 2012-2013 годах в детском саду приобретены ноутбук DNS Mini, утюг Philips, пылесосы (3 шт), стулья детские для музыкального зала (40шт), стенка детская «Городок», домашний кинотеатр, дискошар, телевизор Samsung, стенды «Безопасность», «Платные услуги», «Дорожная азбука», канцелярские товары, мебель в изостудию, посуда.
На средства безвозмездных поступлений приобретены бактерицидные лампы в группы ясельного возраста, закуплены препараты для витаминизации третьего блюда, напольная плитка, посуда. Вышеприведенная диаграмма показывает незначительный рост от безвозмездных поступлений, нестабильность в привлечении внебюджетных средств от оказания дополнительных платных образовательных услуг. Значительный рост наблюдался в 2012 гг. за счет увеличения числа кружков и их разнообразия: дополнительная услуга по коррекции осанки и профилактики плоскостопия, услуга по ТРИЗ. Результатом значительного роста послужило и качественное и детальное изучение спроса на дополнительные образовательные услуги, а также увеличение числа воспитанников в учреждении за счет вновь открытой группы.
Из средств краевого бюджета в 2012 году на приобретение мебели было выделено 70,2 тыс. руб., из средств местного бюджета на строительство теневого навеса для вновь открытой группы выделено 208,64 тыс.руб., на выполнение предписаний надзорных органов выделено 305,47 тыс.руб.
Стоит отметить за последние годы внимание местной администрации к проблемам дошкольного образования, их ресурсообеспечения. Значительно выросли в объемах средства, выделяемые на увеличение материальных затрат.
Рис. 2 Распределение бюджетных средств
SWOT-анализа состояния материально-технических
и финансовых ресурсов
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- наличие кабинетов специалистов, музыкального и физкультурного залов; - наличие спортивной площадки; - обеспеченность педагогов и специалистов компьютерной техникой, Интернет; - пополнение материально-технической базы за счет дополнительных образовательных услуг, безвозмездных поступлений; - наличие высококвалифицированных специалистов, занятых в системе доп.услуг. |
- пищеблок, овощехранилище, ограждение учреждения требует капитального ремонта; - оборудование прогулочных участков современным игровым оборудованием; - в групповых помещениях требуется полная замена линолеума; - предметно-развивающая среда в группах требует значительного пополнения - детская мебель (столы, стулья) требуют полной замены; - требуется замена окон на пластиковые; - в музыкальном зале необходимо провести ремонт с утеплением наружной стены |
Возможности |
Риски |
- наличие дополнительных источников финансирования за счет платных образовательных услуг; - увеличение средств от безвозмездных поступлений; - участие в социально-культурных проектах; - экономия средств по коммунальным услугам |
- изменение финансовой политики государства |
Анализ кадрового состава
Укомплектованность кадрами в дошкольной организации составляет 100%.
Распределение педагогического состава по стажу работы
0 – 3 года |
3 – 5 лет |
5 – 10 лет |
10 – 15 лет
|
15 – 20 лет |
более 25 л |
4 (14%) |
5 (18%) |
4 (14%) |
1 (4%) |
9 (32%) |
5 (18%) |
Распределение педагогического состава по уровню квалификации
высшая категория |
1 категория |
соответствие должности |
без категории |
4 (14%) |
10 (36%) |
3 (11%) |
11 (39%) |
Педагогов, имеющих стаж работы более 15 лет 32% (9 чел), более 25 лет 18% (5 чел). Из числа педагогов, имеющих стаж работы от 15 до 25 лет и более на 1 квалификационную категорию аттестовано 8 чел., на высшую – 4 чел., на соответствие – 1 чел., не аттестован – 1 чел. Данная группа педагогического состава дошкольной организации составляет основу и опору всей образовательной деятельности, У отдельных педагогов данной группы (86%) педагогическая активность на достаточно высоком уровне, они готовы принимать происходящие перемены, участвовать в них, оказывать помощь молодым коллегам, повышать свой профессиональный уровень.
Группа педагогов, имеющих стаж работы от 00 до 15 лет также состоит из 14 чел., из них только два педагога имеют 1 квалификационную категорию, двое аттестованы на соответствие занимаемой должности, не аттестовано 10 педагогов. Из числа не аттестованных: 3 педагога в 2013 году вышли из декретного отпуска; 5 педагогов имеют стаж работы менее 2 лет; у 1 педагога вторая квалификационная категория закончилась в 2013 году.
Образовательный уровень педагогического состава
высшее |
среднее специальное педагогическое |
среднее специальное (не педагогическое) |
среднее |
10 (35%) |
12 (43%) |
3 (11%) |
3 (11%) |
В связи с вступлением в силу закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012, на основании Единого квалификационного справочника раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» перед дошкольным учреждением встает кадровая проблема. Из общего числа педагогов не имеют профильного педагогического образования 6 человек.
SWOT-анализа кадрового состава
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- направленность государственной политики в сторону дошкольного образования; - полная укомплектованность штата - наличие квалифицированных специалистов (музыкальный руководитель, учителя-логопеды, воспитатель по изодеятельности, инструктор по физической культуре) |
- отсутствие или частая смена заместителя по воспитательной работе; - старение педагогических кадров; - профессиональное выгорание; - низкий уровень квалификации педагогов, связанный с отсутствием специального образования; - наличие у педагогов детей в возрасте до 7 лет, частые больничные листы |
Возможности |
Риски |
- повышение квалификации педагогических кадров за счет увеличения объема внебюджетного финансирования; - поступление в ВУЗ, ССУЗ; - взаимодействие образовательной организации с МАОУ ДПО «Центр аналитики и методологии образования», педагогическим ВУЗом или ССУЗом. |
- наличие молодых педагогов, не имеющих собственных детей либо имеющих одного ребенка;
|
Анализ организационной среды ДОУ
Непосредственное руководство дошкольной организацией осуществляет заведующий МАДОУ «Детский сад № 72», имеющий 1 квалификационную категорию, высшее педагогическое образование, стаж педагогической работы более 20 лет, управленческий стаж составляет 3 года.
Методическую работу в дошкольной образовательной организации координирует заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, имеющий 1 квалификационную категорию, высшее педагогическое образование, стаж работы в должности 8 лет.
Административно-хозяйственной частью заведует специалист, имеющий среднее профессиональное техническое образование, стаж работы более 30 лет, в должности 7 лет, квалификационной категории не имеет.
Таким образом, руководство дошкольной организацией осуществляется достаточно молодым, компетентным административным персоналом, нацеленным на реализацию задач по совершенствованию и развитию учреждения.
Формами самоуправления в организации являются педагогический совет, общее собрание трудового коллектива. Внутри учреждения действуют постоянные и временные педагогические сообщества, творческие группы, объединения. Помимо профессиональных в учреждении образуются и неформальные сообщества сотрудников. Стоит отметить, что стойкими и строго ограниченными являются неформальные объединения сотрудников, работающих со дня основания учреждения. Отношения в таких ячейках помимо профессионального общения носят и личностных характер. Наблюдаются и объединения педагогов по специфике: педагоги логопедических групп в большинстве случаев общаются только между собой, встречаясь с коллегами других групп только в ходе педагогических заседаний. Для сплочения коллектива организуются выезды на природу, экскурсионные туры, корпоративные встерчи, действует клуб «Песня – душа моя», активно вовлекаются в образовательный процесс обслуживающий персонал. Широко практикуется материальная и моральная поддержка инициативных работников. В коллективе поддерживается доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность. Благодаря проводимым за последний год мероприятиям, поддержанию стабильной спокойной, но деловой обстановки удалось ликвидировать текучесть кадров.
SWOT-анализа организационной среды дошкольной организации
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- укомплектованность кадрами, стабильность коллектива; - наличие проектных и творческих групп, со строго разграниченной сферой ответственности; - умение коллектива сплачиваться для выполнения конкретной близлежащей общей цели; - доброжелательная обстановка в коллективе; - предоставление равных возможностей всем сотрудникам для самореализации и развития; - материальная и нематериальная мотивация сотрудников |
- частая смена заместителей по ВМР; -неумение заместителей самост-оятельно принимать управленческие решения, делегировать полномочия;
|
Возможности |
Риски |
- привлечение неформальных лидеров для реализации общих целей; - расширение мероприятий для сплочения коллектива |
- отток молодых сотрудников (декретный отпуск, работа по специальности) |
2.2 Анализ внешней среды
Анализ социокультурной и образовательной сферы микрорайона.
Социальная среда является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она предполагает организацию работы с разными категориями семей воспитанников и населением микрорайона, участие в разработке социальных и культурных проектов, налаживание межведомственных связей с учреждениями культуры, образования, здравоохранения и спорта.
Дошкольная образовательная организация расположена в центре густонаселенного микрорайона с развитой инфраструктурой. В районе расположения детского сада функционируют образовательные организации МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3», МАДОУ «Детский сад № 78», МАДОУ «Детский сад № 35», библиотека № 9 (экологическая). В шаговой доступности располагается дворец культуры «Металлург» ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» с кинотеатром и бассейном. Детский сад на договорной основе взаимодействует с МАОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов», МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Березники, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа "Темп", Бассейн – оздоровительный центр «Дельфинчик».
Дошкольное учреждение тесно сотрудничает с депутатом Березниковской городской Думы V созыва по округу № 24 Шамсиной Галиной Зиряковной, депутатом Законодательного Собрания Пермского края первого созыва Папковым Игорем Валентиновичем. Совместно с депутатом в период с 2011 по 2013 год году были проведены массовые мероприятия для жителей округа:
- конкурс чтецов, посвященный 65-летию Победы (2010 г);
- концерт «Березники юбилейные» (2012 г);
- фотовыставка, выставка рукоделия «Березники юбилейные» (2012г);
- концерт «Березники – город авангард» (2013г);
- чаепитие для ветеранов, жителей округа «Русский чай» (2011;);
- акция «Посади дерево» (2012 г)
Несмотря на тесное сотрудничество и взаимосвязь с социумом остается проблемой привлечение детей, не посещающих дошкольные учреждения, к дополнительным образовательным услугам, отсутствие плана по сотрудничеству с общеобразовательной школой, системы мониторинга качества проводимой работы. Проблемой для детского сада слабая реакция педагогической системы на потребности и возможности внешней среды, низкий уровень проектной культуры.
SWOT-анализ социокультурной сферы
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
-активность педагогов в сотрудничестве с социокультурными объектами; -шаговая доступность социокультурных и образовательных объектов; - налаженные связи с Советом округа № 24, депутатом округа; - активность Совета жителей округа № 24; - открытость социокультурных объектов к сотрудничеству; - открытость дошкольного учреждения для жителей микрорайона |
- слабо используется потенциал родителей и социума; - отсутствие системы мониторинга качества и эффективности работы с социумом |
Возможности |
Риски |
- разработка концепции взаимодействия социокультурных объектов; - ориентация на динамично меняющийся социум |
- переориентация молодого населения с духовных ценностей на ценности материального благополучия; |
Анализ состояния взаимодействия с семьями воспитанников
Одним из непременных условий благополучия ребёнка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников, на основе социального партнёрства, Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьёй. В рамках данного взаимодействия осуществляется:
- изучение потребностей семей на оказание образовательных услуг;
- вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс;
- просвещение, с целью повышения правовой и педагогической культуры,
Ежегодно в учреждении проводится проблемно-ориентированный анализ по следующим целевыми индикаторами:
- социальная характеристика семей (структура семьи, состав, особенности семейного микроклимата, образовательный уровень родителей и др.);
- основной круг запросов родителей;
- удовлетворённость родителей работой ДОУ;
- уровень включения родителей в деятельность дошкольного учреждения;
- компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
Изучение специфики семей показало, что воспитанники учреждения – представители семей различного социального статуса и образовательного ценза
№п/п |
Показатели |
Количество |
Проценты |
Характеристика социального положения родителей (законных представителей) |
|||
11.1 |
Служащие |
46 |
14 |
11.2 |
Интеллигенция |
9 |
3 |
11.3 |
Предприниматели |
10 |
3 |
11.4 |
Работники торговли и сферы обслуживания |
72 |
22 |
11.5 |
Студенты, учащиеся |
2 |
0.6 |
11.6 |
Работники бюджетной сферы |
40 |
12 |
11.7 |
Безработные |
8 |
2,4 |
Рис. 3 Характеристика семей МАДОУ «Детский сад № 72»
Рис.4 Характеристика образовательного уровня
С целью активного вовлечения родительского сообщества в жизнь дошкольной организации используются разнообразные формы работы: работа консультационного пункта, родительские собрания, дни открытых дверей, проведение совместных спортивных и праздничных мероприятий. Родители становятся активными участниками мероприятий, проводимыми для жителей микрорайона, что одновременно служит сближению поколений, налаживанию соседских отношений. Регулярное анкетирование позволяет выявлять недостатки в работе коллектива, помогает ориентироваться на потребности социальных заказчиков. Так по итогам анкетирования за 2012 год степень удовлетворенности родителей составила 94%, в 2013 году 96%.
SWOT-анализ взаимодействия с родителями
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- достаточный образовательный уровень родителей; - большой процент удовлетворенности родителей результатами работы учреждения; - большое разнообразие активных форм работы с родителями; -активное принятие возможностей дополнительных платных образовательных услуг; - наличие высококвалифицированных специалистов и педагогов -работадиагностико-консультацион-ного пункта на базе учреждения |
- недостаточное использование информационно-коммуникационных технологий; - неполный охват родителей; - высокая занятость родителей, низкая социальная активность
|
Возможности |
Риски |
- организация образовательного центра для родителей; -изучение состава семей, посещающих диагностико-консультационный пункт (дети, не посещающие учреждение) |
- низкая социальная активность; - поступление в учреждение детей из семей с низки социальным статусом. |
Концепция желаемого будущего состояния дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 72»
Миссия дошкольной образовательной организации состоит в педагогическом обеспечении готовности личности к саморазвитию, формировании ее качеств и свойств, открывающих пути к наивысшим творческим достижениям, полной реализации духовных сил и возможностей, заложенных в ней природой и культурой.
Воспитательно-образовательная система нового ДОУ.
Общим принципом построения воспитательно-образовательной системы нового ДОУ выступает взаимодополняемость формальной и неформальной воспитательно-образовательных сред. Формальная воспитательно-образовательная среда существует в виде системы запланированных мероприятий, ориентированных на социализацию и формирование первых представлений воспитанников об окружающем мире, предпосылок формирования умений и ключевых компетенций, необходимых для их дальнейшего успешного обучения в школе. Неформальная образовательная среда существует в виде сети разнообразных творческих объединений и системы психолого-педагогической поддержки индивидуализации и всестороннего развития ребенка. Неформальная воспитательно-образовательная среда в наибольшей степени открыта ко взаимодействию с внешними социальными институтами на основе отношений партнерства. Взаимодействие этих сред осуществляется в процессе проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников на всех ступенях дошкольного образования.
Общая схема взаимодействия ДОУ с социальными партнерами
ДОУ |
Культурные центры (участие в городских выставках рисунков, участие в городском конкурсе «Золушка») |
Общеобразовательные школы района/муниципалитета (интеллектуальное, речевое развитие, подготовка руки к письму, развитие коммуникативной сферы, работа с родителями, совместные педсоветы) |
Детская библиотека (посещение библиотеки, проведение литературных викторин, организация тематических встреч) |
Краеведческий музей (экскурсии по родному краю, посещение выставок) |
Управление и организационная культура учреждения
Общим принципом управления ДОУ выступает паритетное взаимодействие государственных и общественных управленческих структур в интересах развития личности и удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей.
Механизмами управления развитием ДОУ выступают:
- плановое формирование материально-технической, учебно-методической, кадровой и нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективной решение поставленных задач реализации программы;
-поддержка и развитие инициатив педагогов, воспитанников и иных участников воспитательно-образовательного процесса, инициация и запуск инновационных проектов и программ;
-общественно-государственная экспертиза результатов реализации инновационных проектов и программ.
Организационная культура ДОУ строится на основе принципов взаимоуважения, взаимопринятия, толерантности и демократичности отношений между участниками воспитательно-образовательного процесса. Организационная культура ДОУ соответствует нормам жизни гражданского общества, предполагает широкий спектр возможностей реализации активной жизненной позиции каждого члена сообщества ДОУ. Базируется на демократизме в принятии общих законов совместной жизни и обязательной ответственности каждого за их выполнение.
Диагностика и оценка результатов воспитательно-образовательного процесса
Система диагностики и оценки результатов воспитательно-образовательного процесса базируется на общем принципе дополнительности формальных и неформальных (социально ориентированных) критериев качества.
Формальные критерии – федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Социально ориентированные критерии разрабатываются на основе изучения социального заказа и отражают потребности общества в целом и конкретных общеобразовательных учреждений, выступающих носителями этого заказа. Данный вид критериев предназначен для решения задач по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Основными целевыми установками образовательного учреждения комбинированного вида являются:
< >Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;создание оптимальных условий для индивидуализации коррекционно-педагогического процесса посредством комплексной психолого-медико-педагогической диагностики, сотрудничества с семьей в коррекционно-развивающем пространстве;создание условий для эффективного процесса обучения детей с ОВЗ путем отбора оптимальных форм, методов и содержания коррекционной, психолого-педагогической работы с детьми;основой достижения высоких результатов деятельности является командная работа всего педагогического коллектива.−право каждого ребенка, как на полноценное развитие, так и на оказание ему помощи в соответствии с функциональными отклонениями и интеллектуальными особенностями;
−признание самоценности детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости. Педагог должен видеть в ребенке личность со всеми достоинствами и недостатками, склонностями и возможностями.
−Деятельность учреждения в режиме обновления содержания (реализация различных по содержанию современных комплексных программ и технологий, их адаптация к условиям режима ДОУ комбинированного вида) и его организационных форм (индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия, кружковая работа)
Определяем следующие задачи развития учреждения:
< >Добиться повышения эффективности коррекционной работы с чистой речью до 100%, качества усвоения программного материала до 95% (мониторинг результатов равития, скрининговых обследований).Добиться 100% удовлетворения запросов родителей посредством расширения перечня оказываемых дошкольникам дополнительных образовательных и коррекционных услуг с учетом потребностей и образовательно-коррекционного потенциала социума (анкетирование родителей, маркетинговый анализ).Добиться 95% реализации индивидуальных маршрутов развития детей с ОВЗ (результаты заключения ПМПК, поступление детей с ОВЗ в общеобразовательную школу).100% готовность коллектива к инновациям через совершенствование управленческих, материально-технических и социально-педагогических ресурсов, необходимых для осуществления инноваций в педагогическом процессе учреждения (мониторинг эффективности реализации инновационных программ и проектов, применения ИКТ, участия в вебинарах, курсы повышения квалификации и т.д.)Повысить конкурентоспособность учреждения путем включения в педагогический процесс ряда инновационных форм дошкольного образования (до 2 новых форм: группы кратковременного пребывания, расширение сети платных образовательных услуг для неорганизованных детей). Нравственный потенциалхорошо ориентированный в правилах культуры поведения;охотно вступает в общение с окружающими;проявляет чувство собственного достоинства, самоуважения;владеет элементарным самоконтролем;проявляет стремление к самостоятельности;сформировано умение оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей.Познавательный потенциалпроявляет активный интерес к миру людей и предметов;любознателен;настойчив в поиске ответа на возникшие вопросы.Физический потенциал.устойчивый интерес к физическим занятиям;точно и энергично выполнять движения;владеет элементарными навыками здорового образа жизни и не подвержен частым простудным заболеваниям;сформированы основные гигиенические навыки и привычки.Коммуникативный потенциал.сформированы основы культурного поведения; умеет пользоваться способами мирного разрешения конфликтов;гуманистическая направленность в поведении;выражает готовность к сотрудничеству;сформированы предпосылки вхождения в более широкий социум.Творческий потенциал.проявляет творчество в различных видах деятельности: играх, изобразительной, речевой, музыкальной деятельности;сформированы основы художественных способностей;развито воображениелюбви, где каждый ребенок чувствует себя нужным, успешным, защищенным;в основе которого лежат гуманные цели и средства их достижения, где уважают возрастные, личностные и гендерные особенности дошкольника;ответственности за будущее города, страны;культуры, где приоритетно интеллектуальное, нравственное и физическое здоровье педагогов и воспитанников;радости для ребенка, удовлетворения для воспитателя и гордости для родителя;созидания, когда есть желание строить, а не разрушать;порядка и дисциплины;где много кружков, когда есть что и есть из чего выбирать;толерантности, безопасности, социальной защищенности, финансового и материального достатка. Приложение 1
План реализации программы
Задачи |
Содержание деятельности |
|
|||
2014-2015 |
2015-2016 |
2016-2017 |
|
||
Задача № 1. Совершенствование организационно-педагогических условий.
|
Получение педагогами профессионального образования |
2 |
|
1 |
Заведующий |
Аттестация педагогических кадров |
2 |
4 |
5 |
Заведующий |
|
Разработка системы работы с родителями, мониторинг участия родителей в жизни учреждения |
+ |
+ |
+ |
Зам.зав по ВМР Проектная группа |
|
Трансляция передового педагогического опыта учреждения, педагогов через участие в ГМО, научно-практических конференциях, публикации |
3 |
9 |
10 |
Заведующий Зам.зав. по ВМР, педагоги |
|
Мониторинг перехода учреждения на ФГОС |
+ |
+ |
+ |
Зам.зав по ВМР
|
|
Пополнение учебно-методической базы |
+ |
+ |
+ |
Заведующий, |
|
Совершенствование предметно-развивающей среды |
+ |
+ |
+ |
Заведующий |
|
Расширение сферы дополнительных образовательных услуг для воспитанников ДОУ, детей не посещающих ДОУ |
+ |
+ |
+ |
Заведующий |
|
Задача № 2. Совершенствование материально-технических условий
|
Оснащение кабинета по доп.услуг компьютером, интерактивной доской |
+ |
|
+ |
Заведующий |
Приобретение мебели для учебных занятий (столы, стулья) |
+ |
+ |
|
Заведующий |
|
Обновление учебных досок для подготовительных групп |
|
|
+ |
Заведующий |
|
Закупка игрового и учебного оборудования |
+ |
+ |
+ |
Заведующий |
|
Оснащение физкультурного зала спортивным инвентарем |
|
+ |
|
|
|
|
Ремонт спортивного зала |
|
+ |
|
Заведующий |
Ремонт музыкального зала |
|
|
|
Заведующий |
|
Задача № 3. Совершенствование кадровых условий |
Получение педагогами профессионального образования |
2 |
|
1 |
Заведующий |
Аттестация педагогических кадров |
2 |
4 |
5 |
Заведующий Зам.зав. по ВМР |
|
Трансляция передового педагогического опыта учреждения, педагогов через участие в ГМО, научно-практических конференциях, публикации |
3 |
9 |
10 |
Заведующий Зам.зав. по ВМР, педагоги |
|
Задача № 4 Совершенствование взаимосвязей с социокультурными объектами |
Разработка системы мониторинга качества и эффективности работы с социумом |
|
+ |
|
Зам.зав.по ВМР |
Разработка концепции взаимодействия социокультурных объектов с ДОУ |
|
+ |
|
Зам.зав.по ВМР |
|
Разработка и реализация социальных и культурных проектов |
+ |
+ |
+ |
Заведующий |
|
Задача № 5 Совершенствование системы работы с родителями воспитанников |
Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование |
+ |
+ |
+ |
Заведующий Зам.зав. по ВМР |
Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы |
+ |
+ |
+ |
Заведующий Зам.зав. по ВМР |
Промежуточные результаты реализации Программы
План/факт Пути решения |
2014-2015 |
2015-2016 |
2016-2017 |
1.Повышение профессионального уровня педагогов 2.Прохождение курсов повышения квалификации 3.Аттестация педагогических кадров 4.Трансляция передового педагогического опыта ИТОГ: уровень освоения основной образовательной программы воспитанниками ДОУ |
2 / 3
6 / 6 4 / 6
3 / 85 / 86 |
3 / 4
8 / 3 4 / 3
9 / 2 92 |
3
10 5
12 98 |
2014-2015 |
2015-2016 |
2016-2017 |
|
Повышение профессионального мастерства педагогов в создании и оптимизации ППРС |
|||
1.Курсовая подготовка педагогов 2.Участие в методических объединениях, творческих лабораториях 3.Разработка плана совершенствования ППРС и его реализация 4.Передача передового опыта |
10% / 10
25% / 25
100% /100
Не менее 10% /15 |
15% / 4
30% / 36
100% /100
Не менее 20% |
25%
25%
100%
Не менее 30% |
Автор: Журавлева Светлана Григорьевна, Заведующий муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением Детсикй сад № 72
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Светлана Григорьевна! Ваша Программа развития ДОУ — результат скрупулёзного, большого труда. По представленному материалу видно, что педагоги детского сада активны в работе, детям есть что показать на конкурсах и концертах. Вы, как руководитель, анализируете работу всего учреждения, видите её недостатки и принимаете решения «на перспективу» по всем направлениям: и в образовательном процессе, и в создании развивающей среды, и во взаимодействии с родителями и социальными партнёрами.
К сожалению, у меня «не открылся» иллюстративный материал к статье.
Здравствуйте Мария! Спасибо за Ваш комментарий к Программе. К сожалению графики по какой-то причине на загружаются. Если Вы оставите мне свой электронный адрес, я могу переслать Вам Программу полностью в варианте word со всем иллюстративным материалом.
Уважаемая Светлана Григорьевна! Вы можете обратиться за помощью к дежурному модератору портала «О детстве» через Обратную связь, они помогут с размещением иллюстративного материала, и он станет доступен всем. Они всегда относятся с пониманием, мне не раз помогали. Удачи в конкурсе!
Здравствуйте, Мария! Обязательно воспользуюсь Вашим советом. Спасибо!