Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»
Представляю методическую разработку внеклассного занятия в 4 классе из авторской программы «Вдумчивое чтение», с использованием учебного пособия «Читательский портфель». На занятии дети делают вывод: в рассказах Д.Н.Мамина-Сибиряк противопоставляются чуткие, добродушные, трудолюбивые люди Урала и суровая, величавая природа Урала.
Тема занятия: «Рассказы о природе Урала».
Цель: обобщить первичные представления о своеобразии рассказов о природе Урала Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Планируемые результаты:
Личностные:
1) Воспитание читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.
2) Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
3) Развитие умения сотрудничества со сверстниками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные:
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2) Овладение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждения.
3) Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Предметные :
1) Знакомство с жизнью уральского писателя Д.Н. Мамина - Сибиряка, историей создания его «детских» рассказов.
2) Совершенствование умения давать развернутую характеристику героя, умения ориентироваться в сборнике рассказов.
3) Формирование интереса к истории, природе и людям родного края.
Оборудование: ноутбук, проектор, карточки для групповой работы, презентация.
Пояснительная записка: За две недели до занятия в Уголке чтения поместила задание: прочитать рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Приёмыш», «Богач и Ерёмка». Принесла в класс сборники писателя.
Первое занятие по данной теме: знакомство с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка - видео экскурсия в музей в п.Висим http://yandex.ru/video..., чтение и обсуждение статьи о Мамине-Сибиряке из «Читательского портфеля» (с. 26). Заслушали аудиозапись фрагмента «Емеля-охотник». Работа на занятии в группах (свободный выбор).
Ход занятия
I. Постановка темы и задач урока. Мотивация деятельности учащихся.
Звучит фрагмент рассказа «Приемыш».
Что скажете? Поделитесь впечатлениями о виртуальной экскурсии в дом-музей писателя, расскажите, что особенно запомнилось, вызвало удивление.
Обратимся к подготовленной выставке книг. Выйдите те, кто принимал участие в составлении выставки книг. Покажите свою книгу, расскажите, откуда эта книга, где издана, для какого читателя предназначена, сколько в ней рассказов (или в книге всего один), какие в ней иллюстрации, есть ли рассказы, которые мы уже читали, как найти в сборнике.
Представляю книгу «Аленушкины сказки».
С писателем познакомились, произведения прочитаны… Что же еще? Поставьте задачи на занятие. Итак, на занятии узнаем, чем особенны, своеобразны рассказы Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.
Может, вы уже что-то можете сказать? Предлагаю план нашей работы: кто, какой, где, как.
Аншлаги:
II. Анализ произведений.
1. Вспомним героев. Для этого выполним задание №2 на с.27 «Читательского портфеля». Сверьте каждый свою работу с работой на слайде. Оцените выполнение - поставьте себе в тетрадь + или –
Поднимите руки, кто справился с этим трудным заданием – вы по-настоящему вдумчивые и внимательные читатели!
Иллюстрировала книгу "Лесная сказка" наша землячка - художница Нина Павловна Казанцева. (слайд)
Предлагаю в группе соотнести и наклеить на карточку с гравюрой карточку, на которой указано название, имена и клички персонажей. Проверка: фронтально.
2. Теплые, задушевные краски нашел писатель для обрисовки простых людей Урала. Составьте устный рассказ об одном из них по плану, представленному в «Читательском дневнике» №4 на с.27: (работа в группе)
Выступление каждой группы.
Итак, какие герои? (аншлаг - добродушные, благородные, чуткие, отзывчивые, трудолюбивые)
3. Мамин-Сибиряк – знаток природы Урала. Читая его произведения, мы в воображении путешествуем по родному краю, как будто видим суровые уральские леса, извилистые реки, узнаем, как раньше жили на Урале простые люди. Ваше домашнее задание – подготовить выразительное чтение описания природы. Несколько учеников выступают, а остальные ребята отгадывают, из какого произведения.
Итак, где происходят события? (аншлаг - красивый, величавый, суровый, очаровательный Урал)
4. Каким вам показалось настроение рассказов? Воспользуйтесь словарем настроений.(работа в группах)
(аншлаг - взволнованное, печальное, трагическое)
II. Обобщение.
IV. Рефлексия
Понравились ли вам рассказы? Выполнение задания №5 (читательский рейтинг) на с.2
Автор: Возная Татьяна Борисовна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, МБОУ СОШ №49, г. Новоуральск Свердловской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.