Регистрация

Методическая разработка внеклассного занятия в 4 классе по рассказам Д.Н.Мамина-Сибиряка

  • 10 ноября 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Представляю методическую разработку внеклассного занятия в 4 классе из авторской программы «Вдумчивое чтение», с использованием учебного пособия «Читательский портфель». На занятии дети делают вывод: в рассказах Д.Н.Мамина-Сибиряк противопоставляются чуткие, добродушные, трудолюбивые люди Урала и суровая, величавая природа Урала. 

Тема занятия: «Рассказы о природе Урала».

Цель: обобщить первичные представления о своеобразии рассказов о природе Урала Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Планируемые результаты:

Личностные:

1) Воспитание читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.
2) Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
3) Развитие умения сотрудничества со сверстниками, осмысливать поступки героев.

Метапредметные:

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2) Овладение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждения.
3) Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Предметные :

1) Знакомство с жизнью уральского писателя Д.Н. Мамина - Сибиряка, историей создания его «детских» рассказов.
2) Совершенствование умения давать развернутую характеристику героя, умения ориентироваться в сборнике рассказов.
3) Формирование интереса к истории, природе и людям родного края.

Оборудование: ноутбук, проектор, карточки для групповой работы, презентация.

Пояснительная записка: За две недели до занятия в Уголке чтения поместила задание: прочитать рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Приёмыш», «Богач и Ерёмка». Принесла в класс сборники писателя.

Первое занятие по данной теме: знакомство с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка - видео экскурсия в музей в п.Висим http://yandex.ru/video..., чтение и обсуждение статьи о Мамине-Сибиряке из «Читательского портфеля» (с. 26). Заслушали аудиозапись фрагмента «Емеля-охотник». Работа на занятии в группах (свободный выбор).

Ход занятия

I. Постановка темы и задач урока. Мотивация деятельности учащихся.

Звучит фрагмент рассказа «Приемыш».

  • Вы узнали?
  • Нет, мы сегодня не будем слушать, читать. Мы будем удивляться, вслушиваться, всматриваться…
  • Надеюсь, что вы догадались, что речь пойдет о произведениях…(Указываю на портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, помещенный в Уголке чтения).

Что скажете? Поделитесь впечатлениями о виртуальной экскурсии в дом-музей писателя, расскажите, что особенно запомнилось, вызвало удивление.

Обратимся к подготовленной выставке книг. Выйдите те, кто принимал участие в составлении выставки книг. Покажите свою книгу, расскажите, откуда эта книга, где издана, для какого читателя предназначена, сколько в ней рассказов (или в книге всего один), какие в ней иллюстрации, есть ли рассказы, которые мы уже читали, как найти в сборнике.

Представляю книгу «Аленушкины сказки».

  • Могут ли в этой книге быть рассказы, которые мы с вами прочитали?
  • Как догадались?
  • Что знаете об этом сборнике сказок?
  • А в этой? (Показываю книгу «Лесная сказка»). Почему?

С писателем познакомились, произведения прочитаны… Что же еще? Поставьте задачи на занятие. Итак, на занятии узнаем, чем особенны, своеобразны рассказы Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.

Может, вы уже что-то можете сказать? Предлагаю план нашей работы: кто, какой, где, как.

Аншлаги:

  • Главные герои - кто
  • Главные герои - какие
  • Место действия
  • Настроение.

II. Анализ произведений.

  • Какой из рассказов запомнился больше всего?
  • Какие события особенно взволновали при чтении?
  • Какие герои полюбились больше всех?

1. Вспомним героев. Для этого выполним задание №2 на с.27 «Читательского портфеля». Сверьте каждый свою работу с работой на слайде. Оцените выполнение - поставьте себе в тетрадь + или –

Поднимите руки, кто справился с этим трудным заданием – вы по-настоящему вдумчивые и внимательные читатели!

Иллюстрировала книгу "Лесная сказка" наша землячка - художница Нина Павловна Казанцева. (слайд)

Предлагаю в группе соотнести и наклеить на карточку с гравюрой карточку, на которой указано название, имена и клички персонажей. Проверка: фронтально.

  • О каких животных писал Дмитрий Наркисович? Посоветуйтесь в группе и укажите название произведения, подняв карточку.
  • Итак, кто главные герои ? (аншлаг: охотники (сторожа), собаки)


2. Теплые, задушевные краски нашел писатель для обрисовки простых людей Урала. Составьте устный рассказ об одном из них по плану, представленному в «Читательском дневнике» №4 на с.27: (работа в группе)

Выступление каждой группы.

Итак, какие герои? (аншлаг - добродушные, благородные, чуткие, отзывчивые, трудолюбивые)

3. Мамин-Сибиряк – знаток природы Урала. Читая его произведения, мы в воображении путешествуем по родному краю, как будто видим суровые уральские леса, извилистые реки, узнаем, как раньше жили на Урале простые люди. Ваше домашнее задание – подготовить выразительное чтение описания природы. Несколько учеников выступают, а остальные ребята отгадывают, из какого произведения.

Итак, где происходят события? (аншлаг - красивый, величавый, суровый, очаровательный Урал)

4. Каким вам показалось настроение рассказов? Воспользуйтесь словарем настроений.(работа в группах)

(аншлаг - взволнованное, печальное, трагическое)

II. Обобщение.

  • Какие рассказы запомнились больше всего? Чем? (обратить внимание на контрасты – природа, условия жизни, герои, настроение).
  • За что бы вы поблагодарили писателя?
  • Я поблагодарила бы автора за то, что он напомнил нам, что уральцы остаются чуткие, добродушные, отзывчивые несмотря на суровую уральскую природу, трудности в жизни…
  • Я хочу обратиться к книге Дмитрия Наркисовича «Черты из жизни Пепко» и прочитать цитату. «Неужели можно удовлетвориться одной своей жизнью. Нет, жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец — вот где жизнь и настоящее счастье!» (цитата на слайде) Ему хочется жить за всех, чтобы все испытать и все перечувствовать.

IV. Рефлексия

Понравились ли вам рассказы? Выполнение задания №5 (читательский рейтинг) на с.2

Автор: Возная Татьяна Борисовна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, МБОУ СОШ №49, г. Новоуральск Свердловской области.

4.5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 9)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!