Регистрация

Методическая разработка внеклассного занятия в 4 классе по рассказам Д.Н.Мамина-Сибиряка

  • 10 ноября 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Представляю методическую разработку внеклассного занятия в 4 классе из авторской программы «Вдумчивое чтение», с использованием учебного пособия «Читательский портфель». На занятии дети делают вывод: в рассказах Д.Н.Мамина-Сибиряк противопоставляются чуткие, добродушные, трудолюбивые люди Урала и суровая, величавая природа Урала. 

Тема занятия: «Рассказы о природе Урала».

Цель: обобщить первичные представления о своеобразии рассказов о природе Урала Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Планируемые результаты:

Личностные:

1) Воспитание читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.
2) Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
3) Развитие умения сотрудничества со сверстниками, осмысливать поступки героев.

Метапредметные:

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2) Овладение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждения.
3) Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Предметные :

1) Знакомство с жизнью уральского писателя Д.Н. Мамина - Сибиряка, историей создания его «детских» рассказов.
2) Совершенствование умения давать развернутую характеристику героя, умения ориентироваться в сборнике рассказов.
3) Формирование интереса к истории, природе и людям родного края.

Оборудование: ноутбук, проектор, карточки для групповой работы, презентация.

Пояснительная записка: За две недели до занятия в Уголке чтения поместила задание: прочитать рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Приёмыш», «Богач и Ерёмка». Принесла в класс сборники писателя.

Первое занятие по данной теме: знакомство с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка - видео экскурсия в музей в п.Висим http://yandex.ru/video..., чтение и обсуждение статьи о Мамине-Сибиряке из «Читательского портфеля» (с. 26). Заслушали аудиозапись фрагмента «Емеля-охотник». Работа на занятии в группах (свободный выбор).

Ход занятия

I. Постановка темы и задач урока. Мотивация деятельности учащихся.

Звучит фрагмент рассказа «Приемыш».

  • Вы узнали?
  • Нет, мы сегодня не будем слушать, читать. Мы будем удивляться, вслушиваться, всматриваться…
  • Надеюсь, что вы догадались, что речь пойдет о произведениях…(Указываю на портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, помещенный в Уголке чтения).

Что скажете? Поделитесь впечатлениями о виртуальной экскурсии в дом-музей писателя, расскажите, что особенно запомнилось, вызвало удивление.

Обратимся к подготовленной выставке книг. Выйдите те, кто принимал участие в составлении выставки книг. Покажите свою книгу, расскажите, откуда эта книга, где издана, для какого читателя предназначена, сколько в ней рассказов (или в книге всего один), какие в ней иллюстрации, есть ли рассказы, которые мы уже читали, как найти в сборнике.

Представляю книгу «Аленушкины сказки».

  • Могут ли в этой книге быть рассказы, которые мы с вами прочитали?
  • Как догадались?
  • Что знаете об этом сборнике сказок?
  • А в этой? (Показываю книгу «Лесная сказка»). Почему?

С писателем познакомились, произведения прочитаны… Что же еще? Поставьте задачи на занятие. Итак, на занятии узнаем, чем особенны, своеобразны рассказы Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.

Может, вы уже что-то можете сказать? Предлагаю план нашей работы: кто, какой, где, как.

Аншлаги:

  • Главные герои - кто
  • Главные герои - какие
  • Место действия
  • Настроение.

II. Анализ произведений.

  • Какой из рассказов запомнился больше всего?
  • Какие события особенно взволновали при чтении?
  • Какие герои полюбились больше всех?

1. Вспомним героев. Для этого выполним задание №2 на с.27 «Читательского портфеля». Сверьте каждый свою работу с работой на слайде. Оцените выполнение - поставьте себе в тетрадь + или –

Поднимите руки, кто справился с этим трудным заданием – вы по-настоящему вдумчивые и внимательные читатели!

Иллюстрировала книгу "Лесная сказка" наша землячка - художница Нина Павловна Казанцева. (слайд)

Предлагаю в группе соотнести и наклеить на карточку с гравюрой карточку, на которой указано название, имена и клички персонажей. Проверка: фронтально.

  • О каких животных писал Дмитрий Наркисович? Посоветуйтесь в группе и укажите название произведения, подняв карточку.
  • Итак, кто главные герои ? (аншлаг: охотники (сторожа), собаки)


2. Теплые, задушевные краски нашел писатель для обрисовки простых людей Урала. Составьте устный рассказ об одном из них по плану, представленному в «Читательском дневнике» №4 на с.27: (работа в группе)

Выступление каждой группы.

Итак, какие герои? (аншлаг - добродушные, благородные, чуткие, отзывчивые, трудолюбивые)

3. Мамин-Сибиряк – знаток природы Урала. Читая его произведения, мы в воображении путешествуем по родному краю, как будто видим суровые уральские леса, извилистые реки, узнаем, как раньше жили на Урале простые люди. Ваше домашнее задание – подготовить выразительное чтение описания природы. Несколько учеников выступают, а остальные ребята отгадывают, из какого произведения.

Итак, где происходят события? (аншлаг - красивый, величавый, суровый, очаровательный Урал)

4. Каким вам показалось настроение рассказов? Воспользуйтесь словарем настроений.(работа в группах)

(аншлаг - взволнованное, печальное, трагическое)

II. Обобщение.

  • Какие рассказы запомнились больше всего? Чем? (обратить внимание на контрасты – природа, условия жизни, герои, настроение).
  • За что бы вы поблагодарили писателя?
  • Я поблагодарила бы автора за то, что он напомнил нам, что уральцы остаются чуткие, добродушные, отзывчивые несмотря на суровую уральскую природу, трудности в жизни…
  • Я хочу обратиться к книге Дмитрия Наркисовича «Черты из жизни Пепко» и прочитать цитату. «Неужели можно удовлетвориться одной своей жизнью. Нет, жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец — вот где жизнь и настоящее счастье!» (цитата на слайде) Ему хочется жить за всех, чтобы все испытать и все перечувствовать.

IV. Рефлексия

Понравились ли вам рассказы? Выполнение задания №5 (читательский рейтинг) на с.2

Автор: Возная Татьяна Борисовна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, МБОУ СОШ №49, г. Новоуральск Свердловской области.

4.5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 9)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!