Регистрация

Урок русского языка в 3 классе по теме «Изменение имен существительных 1 и 2 склонения по падежам»

  • 2 мая 2017

Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Конкурс «Методическая копилка педагога начальной школы»

Урок закрепления материала по теме «Изменение имен существительных 1 и 2 склонения по падежам».

Урок русского языка в 3 классе

УМК  «Система Л.Занкова»

Учитель: Князькова Галина Николаевна.

Тема: «Изменение имен существительных 1 и 2 склонения по падежам»

Цель урока: Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных 1 и 2 склонения. Закрепить умение написания безударного окончания имен существительных.

Задачи

  1. Образовательные – отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.
  2. Развивающие – развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость,  способствовать развитию  умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.
  3. Воспитательные – воспитывать познавательную активность, любовь к природе, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, культуру общения,  аккуратность в работе.
  4. Оздоровительные – формирование правильной осанки, гигиенических навыков письма и чтения,  развитие мышц глаз, укрепление нервной системы.

Планируемые результаты

Личностные:

  • формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости;
  • формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  • готовность к преодолению трудностей; 

Познавательные УУД:

  • развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи; 
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение  находить общее решение;
  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты:

  •  закрепление навыка определения склонения и падежей имён существительных,  правописания  безударных гласных в окончании имен существительных.

Тип урока: урок систематизации и обобщения  знаний и умений.

Технология: повторение и закрепление полученных знаний с элементами проблемного обучения.

Ход урока

Организационный момент.

Мы сегодня отправляемся на экскурсию в лес.  

Слайд 1.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

- Соблюдайте правила поведения в лесу.

- Запишите дату. Слайд 2.

2. Лесная орфографическая минутка.

 Вставьте пропущенные буквы в слова и объясните орфограммы. 

Л…сичка,  медве…ь, шимп…нзе, дер…во, берё…ка, зв…рёк.

- Какой признак объединяет все слова? (Имена существительные)

3. Признаки имени существительного.

Слайд 3.

  • Дать определение имени существительному.
  • Назвать постоянные признаки имени существительного.
  • Назвать непостоянные признаки имени существительного.
  • На какие группы можно поделить слова? (По склонениям).
  • Рассказать правило: какие имена сущ-е относятся к 1 склонению, 2 склонению?

Слайд 4.

  • Записать 1 вариант - имена существительные 1 склонения,
  •                2 вариант - имена существительные 2 склонения.
  • Какое слово лишнее? Почему? (Несклоняемое)
  • В какой форме стоят эти существительные? (И.п., ед.ч.- начальная форма)

Слайд 5.

4. Сообщение темы и целей урока.

- Вот показалась белочка. Чтобы пережить зиму одной белке необходимо около 3 000 орехов. Белки отлично плавают, главное, не намочить хвост. Они его держат над водой.

- Найдите лишнее слово:

Белка, от белки, к белке, про белку, с белкой, о белке, белочка.

- Это форма одного и того же слова.

- Задайте вопросы к словам. (Это падежные вопросы).

Слайд 6.

Тема  урока: «Изменение имен существительных 1 и 2 склонения по падежам».

На уроке мы будем закреплять умение склонять имена существительные по падежам, определять падежи имен существительных, объяснять написание безударных окончаний имен существительных.

5.  Закрепление изученного материала. Буква  -е  в безударных окончаниях имен существительных.

Прогулка по дубраве. Слайд 7.

- Какие деревья здесь растут?

Дуб – могучее крепкое дерево, символ мужества. Достигает высоты 20—40 м. Может дожить до 2000 лет. В дубраве можно встретить разных зверей: волка, лисицу, медведя, кабана и других животных.

Вот вам задание: Определить общие признаки у этих имен существительных.

на волке
на белке
в лисе
в медведе
о кунице
о кабане

(Падеж предложный, имеют предлоги, окончание –е)

- Что различного в словах? (Склонение)

- Распределить слова в 2 группы. (1 и 2 склонения).

Слайд 8.

- У каких имен существительных так же окончание –е? (Д.п.)

- Запишите в 3-й столбик имена существительные 1 склонения в дательном падеже.

- У каких имен существительных окончание   -и?  (Р. п., 1 скл.)

- Поставьте имена существительные в родительный падеж.

- Какие слова – помощники у имен существительных 1 склонения?

- 2 склонения?

- Для чего нужны слова – помощники?

6. Письмо под диктовку:

Сидит на дубе, подошёл к рябине, вышел из рощи, спрятался в дереве, слетел с ёлки, ползёт по липе.

- Назвать безударные гласные в корне слова.

- У каких имен существительных окончание   -е? Почему?

7. Прогулка по березовой роще. Слайд 9.

Береза – народный символ России. Символ чистоты и красоты. Продолжительность жизни берёзы 100-150 лет.

- Как называется берёзовый лес?- В березняке нас встречают птицы: поползень, дятел, скворей и другие. 

Слайд 10.

7. Блиц – опрос «Да – нет)

  • В русском языке 6 падежей?  (да)
  • У имен существительных 1 склонения в дательном падеже окончание  -и?  (нет)
  • В винительном падеже имена существительные отвечают на вопросы: кого? что?  (да)
  • В родительном падеже у имен существительных 2 склонения окончания  -а,  -я?  (да)
  • Значит это имена существительные 2 склонения родительного падежа?

у поползня
около дятла
про зяблика
от дрозда
за скворца
на тетерева

  • У каких имен существительных окончания  -а,   -я?
  • Как различить винительный и родительный падежи имен существительных   2-ого склонения?
  • Запишите слова в 2 столбика по падежам. Слайд 11.
  • Прочитайте имена существительные в родительном падеже. Докажите, что вы правы.

8. Работа с текстом. Дифференцированная самостоятельная работа. Слайд 12.

- Прочитайте текст.

- О чём текст?

- Придумайте заглавие к тексту.

1 вариант. Исправить ошибки в тексте.

2 вариант. Вставить пропущенные буквы.

Определить склонение и падеж  имен существительных. Объяснить написание безударных окончаний имен существительных.

На могучем дубе поспели жёлуди. Дуб приготовился кормить птиц и зверей. Вот на поляне появилась белка. Скок на дерево. Она прячет в дупле дуба орешки и желуди на зиму. Под деревом кабан жует опавшие жёлуди. Лесной мышке так же досталось желудёвое лакомство. А вот прилетела сойка. Птичке тоже нравятся плоды дуба. Желудями питаются и дятлы, и поползни. Из чащи леса вышел лось. Он любит поедать дубовые листья и ветки. По стволу дерева ползет гусеница. И ей найдется здесь питание. Дуб – кормилец многих обитателей леса.

- У каких имен существительных написали окончание  -е?   Почему?                                

9. Итог урока.

- Чем полезен был урок?

Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, лесами,
Такая планета нужна нам с вами!

Составитель: Князькова Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 269, г. Снежногорск Мурманской области.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)
  • 2 мая 2017
  • 1102
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!