Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы
Победитель конкурса «Первые открытия: проектная деятельность детей в ДОУ»
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта
В настоящее время значительно возрос интерес педагогов – к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически.
При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.
Взаимодействие с песком – одно из популярных в мире направлений арт-терапии. Мягкость, тягучесть песка действуют на ребенка успокаивающе, расслабляют, гармонизируя эмоциональное состояние. Кроме того, справедливо считается, что действия с песком позволяют детям избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствуют снятию напряжения, тревожности и фобий.
Песочная игра – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения.
Образовательные эффекты песочной игры тесно взаимосвязаны с образовательной областью «Познание», которая реализуется через следующие задачи:
Иначе говоря, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно- терапевтический эффект.
Цель проекта: Создание условий для развития познавательного интереса к неживой природе, обеспечения социальной успешности, сохранения и укрепления психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии.
Задачи проекта:
создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
развивать детскую самостоятельность и инициативность, стремление к активной деятельности и общению в социуме;
создать необходимые условия для взаимодействия с семьями воспитанников.
Адресная направленность: данный проект рассчитан на воспитанников всех возрастных групп детского сада, родителей, педагогов.
Срок реализации: июль-август.
Тип проекта:
по доминирующей деятельности информационно-практико-ориентированный;
по числу участников групповой, ориентированный на детей всех возрастных групп, родителей, педагогов;
по времени проведения среднесрочный;
по характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.
Принципы реализации проекта:
принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся;
принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности;
«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
сочетание научности и доступности материала;
наглядность;
характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
Предполагаемый результат:
стабилизация эмоционального состояния детей;
развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры.
Этапы реализации проекта
Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Второй этап – методический.
Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.
Создание банка идей и предложений.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса.
Определение задач воспитательно-образовательного процесса.
Планирование деятельности педагогов.
Третий этап – реализация проекта.
Четвертый этап – (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта. Презентация опыта работы на методическом объединении.
Работа с детьми представлена следующими формами:
Подгрупповая и индивидуальная опытническая деятельность с детьми;
Самостоятельная игровая деятельность детей;
Система коррекционно-развивающих занятий.
Направления работы:
Игры-забавы: «Откопай сюрприз для колобка», «Спрячь ты, а … будет искать», «Необыкновенные следы».
Дидактические игры-упражнения: «Песочные узоры», «Маленькие строители – мы строим город», «Мои секретики», «Отпечатки наших рук», «Песочный дождик».
Сюжетная игра – «Норки для зверюшек».
Рассказывание сказок – слепить героев или нарисовать на песке палочкой сказку и сопровождать её рассказом.
Чтение на песке – предварительно слепить формочки животных или предметов, а потом показать детям и прочитать стихотворение, например, из цикла А.Барто «Игрушки».
Дни погружения, например, «День песка»; тематические праздники: «Праздник новых формочек» и т.д.
Детская творческая деятельность:
рисование песком, на песке, создание песочной картины на персональных планшетах по собственному замыслу;
творческая игра «Угощение из песка»;
конструирование – использование метода «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
Поисковая деятельность детей, управляемая воспитателем, по выявлению знакомых и неизвестных детям свойств песка.
Опыт 1. «Песчинка под лупой» – найти как можно больше особенностей в песчинке (рассмотрение размера, цвета, прозрачности и блеска).
Опыт 2. «Необычный дождь» – почувствовать сыпучесть сухого и вязкость влажного песка.
Опыт 3. «Силач» – определить влажность песка на вес и по цвету (влажный песок тяжелее сухого, влажный песок темнее сухого).
Опыт 4. «Волшебный материал» – слепить из влажного песка фигурки и пасочки, после чего проверить прочность изделия и сохранения его формы после высыхания.
Опыт 5. «Песочные часы» – посчитать сколько секунд сыпался песок (знакомство с песочными часами с различным содержанием песка, что соответствует определенному времени: 30 сек., 1 мин., 2 мин.). Наблюдения за песком, что пересыпается в часах, обмен ощущениями, которые возникают при этом завораживающем зрелище.
Опыт 6. «Мини огород в песке».
Взаимодействие с родителями, представлено следующими формами:
Просветительская работа с родителями в форме консультаций, рекомендаций, памяток;
Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком, обогащение предметно-развивающей среды;
Знакомство с картотекой «Игры с песком»;
Совместные конкурсы поделок из песка («Песочный город», «Песочное угощение»);
Индивидуальная консультативная работа.
Трансляция опыта работы по проекту:
оформление фотовыставки на сайте детского сада;
выставка детских работ;
оформление папки «Игры с песком»;
презентация проекта.
Разработчик проекта: педагог Кулатова О.В., г. Железногорск, Красноярский край.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.