Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы
Конкурс «Методическая копилка педагога детского сад»
Здравствуйте! Уважаемые коллеги. Я хочу начать своё выступление такими словами.
Слайд 2.
Овладение речью важный этап в жизни ребёнка: речь необходима для общения с взрослыми и сверстниками, для формирования его интеллектуальной и волевой сферы. Я работаю с детьми 4 лет. Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.
Для данного возраста норма речевого развития:
Между нормой речевого развития и тем, что мы видим, в нашей группе образовалась, конкретная проблема. Проработав в сфере дошкольного образования почти 10 лет, наблюдая за детьми, я замечаю, что речь дошкольника недостаточно развита. Постоянно загруженные родители, недостаток общения в семье, дали нам толчки для речевого развития в ДОО.
Я заметила у детей в своей группе: что некоторые дети не говорят; плохо говорящие; не произносят некоторые звуки вообще, заменяет их на другие; словарный запас беден; есть те дети, которые просто сами по себе ленивые эти дети воспитываются в семье, у которых это один ребёнок и родители просто не замечают, какая речь у него; у некоторых детей есть недоразвитие речи.
Я считаю важным в своей работе развивать речь дошкольниках в ДОО.
ФГОС ДО (слайд 5) показывает нам, что цель речевого развития - формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основании овладении литературным языком.
Среди разных видов деятельности, которые могут быть использованы с детьми по развитию речи, в нашей группе мы занимаемся развитием речи через игру со словом.
А что дают нам игры со словами?
Они помогают детям приобрести не только умения, но и устойчивые навыки грамматически правильного использования в речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Игры со словами расширяют эрудицию, развивают культуру речи и кругозор, учат работать со словами.
Немалое значение словесные игры имеют и для развития мышления и речи, дают возможность потренировать память и проявить свою эрудицию. От играющих, помимо эрудиции и большого словарного запаса, требуются немалые комбинаторные способности, ведь здесь приходится производить большой перебор букв и слов.
Вспомните, как загораются глаза ребёнка, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда Вы говорите: А сейчас мы с Вами поиграем в одну интересную игру….!»
Слайд 6
Внутри нашего проекта очень важно наблюдать за игрой. Так как возраст детей 4-4,5 года. А как это сделать? Для этого мы отобрали игры с которыми работаем, поделили их на три группы:
Слайд 7
Больше всего нам нравились игры, которые в стихах. Я хочу Вам рассказать о трёх играх из разных групп.
Лексическая игра «Наоборот». Эта игра понравилась ребятам, тем, что она написана в стихах. В этой игре ребёнок учится подбирать к словам антонимы.
Фонематическая игра «Буква заблудилась». Эта игра заставит задуматься даже молчаливого ребёнка.
Грамматическая игра «Соломенное лето». Цель: создают условия для развития у детей синтаксису.
После этого мы разработали таблицу, которую дорабатывали постоянно: Слайд 8
С помощью этой таблице, было выявлено , каким детям требуется большее внимание именно по развитию речи, какая динамика наблюдается у всей группы. Выделили детей, которые не справляются с заданиями, им это кажется сложным, трудным. Находили для них время, чтобы дополнительно позаниматься. Мы брали три игры в месяц ( из разных групп по одной). Я помню первый раз, когда мы сели с детьми поиграть, они на меня смотрели взглядам непонимания, и только работали несколько детей из всей группы.
Но в дальнейшей работая с детьми по развитию речи и включая игры со словами , нам понравилась играть. Пускай не всегда правильно , всё отвечают но они учатся, пытаются участвовать в игре практически все. Отвечают на здания.
Наша таблица состоит из названия игры, цели,9 колонок по горизонтали и 6 колонок по вертикали. Почему шести? Сначала мы всех детей включали в таблицу, но проработав 3 месяцев решили с декабря включать в таблицу только тех детей, которые требуют более внимательного отношения к себе.
Таблицу заполняем не сразу, сначала я веду на черновике (в тетрадки записи), каждая неделя по одной игре (делаем записи в таблице в конце недели), а на четвёртой недели повторяем игры.
И наблюдаем, что изменилось. Делаем выводы для себя и выстраиваем план работы с детьми. Например, рассмотрим двух детей нашей группы на начало проекта
СЛАЙД 9.
Катя, ЗРР. Что мы для это делали:
Матвей. Что можно сказать о Матвея он начал говорить, много и сразу. Увлекается играми со словами, пытается играть дома.
А теперь на слайде 10 посмотрим 2 колонки по вертикали: включенность детей и начинает ли играть сам.
Всем детям нашей группы было интересно играть, это проходило не форме занятия, на котором нужно было сидеть за столом, а в форме игры со своим сюжетом и садились мы на ковёр в группе. Как видим из таблицы не все дети начинали игру, сейчас игру начинают многие ребята. Это было вызвано не понимаем игры, не возможностью выразить свои мысли и найти друзей, которые поиграют в игру.
Спрашивалиродителей своей группы: Замечаете ли Вы за ребёнком такие игры? Они отвечали, что иногда не понимали, что хочет объяснить ребёнок. И мы подключили родителей не всех, кто готов был поиграть с ребёнком дома. Детям своим они стали помогать дома играть в игру, направлять их. И благодаря всем нам дети начинают играть в эти игры. На первый взгляд игры не такие и простые.
На слайде 11 и 12 я показала диагностику детей по двум параметрам: включается в игру и начинает ли сам.
Из диаграмм видно, что включаемость детей активная, игру пытаются начинать уже больше ребят. Есть над чем работать дальше.
И собственной задачей я увидела, усложнять игры, начинали с простых, не останавливаться если что не получается, менять игры, стараться меньше подсказывать и выслушать каждого ребёнка, пытаться разговорить даже самого молчаливого. Давайте с Вами вместе будем работать, чтобы каждый ребёнок был с большим словарным запасом слов!
Спасибо за Внимание!
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.