Регистрация

Развитие речи через игру со словами

  • 10 мая 2017

Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Конкурс «Методическая копилка педагога детского сад»

Здравствуйте! Уважаемые коллеги. Я хочу начать своё выступление такими словами.

Слайд 2.

Овладение речью важный этап в жизни ребёнка: речь необходима для общения с взрослыми и сверстниками, для формирования его интеллектуальной и волевой сферы. Я работаю с детьми 4 лет. Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.

Для данного возраста норма речевого развития:

  • использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.
  • составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.
  • понимает содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.
  • правильно называет существительные в единственном и множественном числе.
  • правильно употребляет предлоги:  под,  на,  перед,  в,  над  и т.д.
  • пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.
  • правильно произносит все звуки родного языка.

Между нормой речевого развития  и тем, что мы видим, в нашей группе образовалась, конкретная проблема. Проработав в сфере дошкольного образования почти 10 лет, наблюдая за детьми, я замечаю, что речь дошкольника  недостаточно развита. Постоянно загруженные родители, недостаток общения в семье, дали нам толчки для речевого развития в ДОО.

Я заметила у детей в своей группе: что некоторые дети не говорят; плохо говорящие; не произносят некоторые звуки вообще, заменяет их на другие; словарный запас беден; есть те дети, которые просто сами по себе ленивые эти дети воспитываются в семье, у которых это один ребёнок и родители просто не замечают, какая речь у него;  у некоторых детей есть недоразвитие речи.

Я считаю важным в своей работе  развивать речь дошкольниках в ДОО.

ФГОС ДО (слайд 5)  показывает нам, что цель речевого развития - формирования устной речи и навыков речевого общения с  окружающими на основании овладении литературным языком.

  • Задачи речевого развития в ФГОС ДО:
  • овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),
  • обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы),
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога.Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения),
  • развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия),
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей), 
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте,
  • развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).

Среди разных видов деятельности, которые могут  быть использованы с детьми по развитию речи, в нашей группе мы занимаемся развитием речи через игру со словом.

А что дают нам  игры со словами?

Они помогают детям приобрести не только умения, но и устойчивые навыки грамматически правильного использования в речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Игры со словами расширяют эрудицию, развивают культуру речи и кругозор, учат работать со словами.

Немалое значение словесные игры имеют и для развития мышления и речи, дают возможность потренировать память и проявить свою эрудицию. От играющих, помимо эрудиции и большого словарного запаса, требуются немалые комбинаторные способности, ведь здесь приходится производить большой перебор букв и слов.

Вспомните, как загораются глаза ребёнка, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного  светится в них, когда Вы говорите: А сейчас мы с Вами поиграем в одну интересную игру….!»

Слайд 6 

Внутри нашего проекта очень важно наблюдать за игрой. Так как возраст детей 4-4,5 года. А как это сделать? Для этого мы отобрали игры с которыми работаем, поделили их на три группы:

Слайд 7 

Больше всего нам нравились игры, которые в стихах. Я хочу Вам рассказать о трёх играх из разных групп.

Лексическая игра «Наоборот». Эта игра понравилась ребятам, тем, что она написана в стихах. В этой игре ребёнок учится подбирать к словам антонимы.

Фонематическая игра «Буква заблудилась». Эта игра заставит задуматься даже молчаливого ребёнка.

Грамматическая игра «Соломенное лето». Цель: создают условия для развития у детей синтаксису.

После этого мы разработали таблицу, которую дорабатывали постоянно: Слайд 8 

С помощью этой таблице, было выявлено , каким детям требуется большее внимание именно по развитию речи, какая динамика наблюдается у всей группы. Выделили детей, которые не справляются с заданиями, им это кажется сложным, трудным. Находили для них время, чтобы дополнительно позаниматься. Мы брали три игры в месяц ( из разных групп по одной). Я помню первый раз, когда мы сели с детьми поиграть, они на меня смотрели взглядам непонимания, и только работали несколько детей из всей группы.

Но в дальнейшей работая  с детьми по развитию речи и включая игры со словами , нам понравилась играть. Пускай не всегда правильно , всё отвечают но они учатся, пытаются участвовать в игре практически все. Отвечают на здания.

Наша  таблица  состоит из названия игры, цели,9 колонок по горизонтали и 6 колонок по вертикали. Почему шести? Сначала мы всех детей включали в таблицу, но проработав 3 месяцев решили с декабря включать в таблицу только тех детей, которые требуют более внимательного отношения к себе.

Таблицу заполняем не сразу, сначала я веду на черновике (в тетрадки записи), каждая неделя по одной игре (делаем записи в таблице в конце недели), а на четвёртой недели повторяем игры.

И наблюдаем, что изменилось. Делаем выводы для себя и выстраиваем план работы с детьми. Например, рассмотрим двух детей нашей группы на начало проекта

СЛАЙД 9.

Катя, ЗРР. Что мы для это делали:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Дыхательные движения
  • Дополнительные игры со словами
  • Постоянная включение в ребёнка в игру , если не словами то карточками покажет, а мы все проговариваем в слух .

Матвей. Что можно сказать о Матвея он начал говорить, много и сразу. Увлекается играми со словами, пытается играть дома.

А теперь на слайде  10 посмотрим 2 колонки по вертикали: включенность детей и начинает ли играть сам.

Всем детям нашей группы было интересно играть, это проходило не форме занятия, на котором нужно было сидеть за столом, а в форме игры со своим сюжетом и садились мы на ковёр в группе. Как видим из таблицы не все дети начинали игру, сейчас игру начинают многие ребята. Это было вызвано не понимаем игры, не возможностью выразить свои мысли и найти друзей, которые поиграют в игру.

Спрашивалиродителей своей группы: Замечаете ли Вы за ребёнком такие игры? Они отвечали, что иногда не понимали, что хочет объяснить ребёнок. И мы подключили родителей не всех, кто готов был поиграть с ребёнком дома. Детям своим они стали помогать дома играть в игру, направлять их. И благодаря всем нам дети начинают играть в эти игры. На первый взгляд игры не такие и  простые.

На слайде 11 и 12 я показала диагностику детей по двум параметрам: включается в игру и начинает ли сам.

Из диаграмм видно, что включаемость детей активная, игру пытаются начинать уже больше ребят. Есть над чем работать дальше.

И собственной задачей  я увидела, усложнять игры, начинали с простых, не останавливаться если что не получается, менять игры, стараться меньше подсказывать и выслушать каждого ребёнка, пытаться разговорить даже самого молчаливого. Давайте с Вами вместе будем работать, чтобы каждый ребёнок был с большим словарным запасом слов!

Спасибо за Внимание! 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)
  • 10 мая 2017
  • 883
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!