Регистрация

«Самоценность дошкольного детства: как это сохранить? Советы опытного воспитателя»

  • 31 января 2018

«Самоценность дошкольного детства: как это сохранить? Советы опытного воспитателя»

 

 автор: Олейник Светлана Валерьевна, воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 12 г. Слюдянки».

 

В статье говорится о том, что Самоценность детства – понимание детства, как важного периода жизни, значимого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас,  а не тем,что на этом периоде есть подготовка к следующему этапу.

 

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.

С. Маршак

Детство - самая безмятежная пора жизни. В детстве можно всё: верить в сказочных волшебников, ждать чудо каждый день и просто быть самим собой. Детство способно оказать сильное влияние на взрослую жизнь. А счастливое детство будет залогом счастливой полноценной взрослой жизни.

В одной из первых книг, посвящённых детству («Введение в дошкольное воспитание»), талантливый педагог и психолог П.П. Блонский утверждал: «Единственно правильное воспитание — естественный рост душевных сил ребёнка, которые сообразуются с природными задатками ребёнка». Он настаивал на том, что ребёнок должен быть воспитываем как ребёнок, считал необходимым дать возможность его детству проявиться во всём своём объёме. «Мы должны, — убеждал прозорливый и мудрый учёный, — в каждом периоде обращать преимущественно внимание на то, что соответствует специфической восприимчивости данного периода, иначе мы рискуем навсегда упустить благоприятный момент».

Один из принципов на котором строится Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования - поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого
по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. С введением ФГОС впервые в истории дошкольное детство стало рассматриваться особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью – формирование успешной личности ребёнка.

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Вы, наверное, не задумывались об этом, но он составляет, примерно 1/10 всей жизни человека.

Ребёнок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. Поэтому основная задача педагога заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать детскую любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании, социализации личности.

Для реализации данной задачи должны быть созданы необходимые условия, это: развивающая предметно - пространственная среда; личностно - ориентированный подход; психоэмоциональное благополучие ребенка.

Развивающая среда – это необходимый фактор для развития ребенка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда, тем интереснее и познавательнее в ней находиться ребенку.

Поэтому дошкольными учреждениями должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Проектируя и создавая, систематически преобразовывая развивающую предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, мы, педагоги, постоянно учитываем особенности его развития, определяем свою роль в ней относительно каждого воспитанника.

Психоэмоциональное благополучие ребенка. Только в условиях комфортной обстановки в детском саду возможно развитие личности. Педагоги нашего ДОУ направляют все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Для того чтобы видеть каждого ребенка идущего в детский сад счастливым и не обремененным непосильными для его возраста заботами, мы создаём условия, при которых ребенок развивается гармонично, т.е. когда он чувствует себя эмоционально благополучно, взрослые и сверстники принимают ребенка таким какой он есть. Важно помнить, что плохих дошкольников нет, есть некомпетентные педагоги и родители. А благополучное психoэмоциональное состояние детей в группе возникает только тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.

Личностно-ориентированный подход. Основная и очень ответственная задача ДОУ – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка обеспечивает построение личностно-ориентированного образования современной образовательной организации.

Используемые нами формы работы по реализации этих трёх условий эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. В ходе такой деятельности возможно вовлечение каждого ребенка в активную работу в соответствии с его выбором, наполнить пребывание в детском саду радостью.

Создавая такие стенды как: «Здравствуйте, это я!»,  «Я сегодня именинник!», «Мои друзья», где дети размещают свои фотографии, свои имена, педагоги создают условия, обеспечивающие уважение к личности каждого ребенка, развивают его уверенность в себе, позволяющие чувствовать себя членом сообщества детей и взрослых.

 Открытость обществу и открытость своего «Я» предполагает персонализацию среды каждой группы. Каждая группа имеет своё название, которое обыгрывается в предметной среде группы, свои стили цветового оформления. Главная идея по оформлению группы состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит необходимо отразить их интересы.

В группе вместе с детьми выращиваем «Цветок желаний», на лепестках которого каждый ребенок может написать или нарисовать свои желания, о каком подарке, сюрпризе он мечтает на день рождения, праздник или просто так, а также поздравить  именинника.

 «Звездочка дня». У нас есть хорошая традиция – в конце каждого дня отмечать наиболее яркие достижения детей. Ни один ребенок не остается без внимания и занимает место «звездочки». Это может быть плакат с фотографией, фото на стенде и т.д. Ценность такого компонента в том,  что он направлен на формирование положительной «Я – концепции», развитие самосознания и самооценки.

«Город мастеров», созданный в группе, где каждый ребенок найдет себе занятие по интересам, станет мастером своего дела, исследователем и творцом, поможет раскрыть интересы, увлечения и возможности каждого ребенка. В младших группах воспитатель вместе с ребенком фиксирует его достижения, а в старшем дошкольном возрасте дети могут это сделать самостоятельно. Полученные результаты в виде поделок, построек, рисунков и т.д. используются в организации творческих, персональных выставок, игровой, театрализованной деятельности и т.д.

«Уголок настроения» - специально организованный уголок, гдепомещаются пиктограммы, картинки, отображающие эмоциональное состояние ребенка. Дети учатся  определять своё настроение, соотносить свои ощущения с картинкой, регулировать его, легко меняя слёзы на смех!

Постичь новое и неизведанное поможет «Сундучок находок и открытий».

В таком сундучке вы можете найти: пуговицы – это самостоятельно застегнутая вещь, флешку - видеописьмо или фильм,  лупу – провести исследование и т.д.

Лэпбук – это, папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки – раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме; от интересных игр до лексики и большого количества интересной информации. Это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, развивает творческие способности и коммуникативные навыки каждого ребенка. 

ТЕМП – папка - тематическая папка.  У каждого ребенка она своя. В папке могут быть картинки, поделки детей, собранные по конкретной теме, но в то же время там есть дидактический материал. «ТЕМП-папка» помогает закрепить и систематизировать изученный материал и позволит, если нужно, быстро освежить в памяти пройденные темы. Она отвечает на три вопроса: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?» и «Что мы узнали?»

«Островок сокровищ» - это детское, детско-взрослое коллекционирование,  доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ» - коллекция камней, фантиков, открыток и т.д.

Помимо создания коллекций дети совместно с родителями оформляют и представляют мини – музеи по интересам: «Музей кукол», «Музей часов», «Музей фарфоровых статуэток» и др.

«Книга рекордов», которую очень любят перелистывать дети, вносить туда свои новые рекорды и достижения отображает спортивные достижения детей (самый длинный прыжок, лучший в беге, самый меткий и т.д.).

«Уголок успехов и побед» используется для демонстрации личных достижений ребенка в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, выставках.

Организованная таким образом деятельность педагога стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество, подчёркивает и развивает их индивидуальность, помогает эмоционально окрашивать жизнь ребёнка, сохраняет самоценность и уникальность дошкольного детства.

 

Список литературы

 

  1. Корчак, Януш  Как любить ребенка. - Издательство "Книга", 1980.
  2. Кудрявцев. В.Т.  Запорожец А.В.: от идеи самоценности детства - к принципам амплификации детского развития. - Опубликовано в сб.: Науки о детстве и современное образование. М., 2005
  3. Шахманова А.Ш. Самоценность детства и ответственность взрослых перед детьми. – Человек и образование №1 (30) 2012

     

 

 

 

 

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!