Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
«Начальная школа. XXI век». Литературное чтение, 3 класс.
1 урок (Восприятие текста).
Учебные задачи:
Учебные умения:
Оборудование: Учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», 3 класс; слайдовая презентация к уроку, ноутбук, проектор, экран, листы для рисования, краски, кисточки.
Педагог: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Д.Н. Мамина-Сибиряка, будем читать, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать мнение других.
I. Организационный момент
Педагог: Давайте прочитаем эпиграф нашего урока. Слайд №1 Эпиграф урока: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм»
Педагог: Ответьте, пожалуйста, на вопросы, помещенные на слайде №2.
Ответы:
Педагог: Эти слова помогут вам узнать тему нашего урока, если вы будете выбирать указанную мной букву из нужного слова. (Учитель указывает букву по счету и слово, из которого ее надо выбрать. Дети пишут на листочках).
Первое слово
Второе слово
Педагог: Прочитайте тему нашего урока. (Тема урока последовательно, по мере определения букв, появляется на экране).
Слайд № 3. Рассказ «Постойко»
III. Подготовка к восприятию нового материала
Педагог: Ребята, а можно ли сказать, о чём или о ком пойдет речь в этом рассказе? Почему? О чём ещё захотелось вам узнать? (О чём он? Когда написан? Кто главный герой или герои?). На ваши вопросы не отвечу, но помогу вам найти ответы самим.
IV. Этап осмысления
Слайд №4. На слайде слова:
Педагог: Составьте мини-рассказ (3-5 предложений) по опорным словам, в котором шла бы речь о милосердии человека. Обсудите написанные вами рассказы в парах. Зачитайте свои мини-сочинения. (Дети читают).
Педагог: Мы прослушали ваши рассказы. А теперь давайте найдём произведение в учебнике на стр. 30.
V. Работа с текстом
Педагог: Ребята, читать рассказ мы будем по частям. При чтении встретятся трудные слова и выражения.
Словарная работа
Слайд №5. На слайде слова:
Учащиеся объясняют значение слов, при затруднениях обращаются к словарю учебника на стр. 41
Чтение текста
Чтение 1 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения).
Вопросы на выявление первичного восприятия текста:
Слайд № 6. На слайде вопросы:
(Дети высказывают предположения: «Я думаю..», «Я считаю..», «По-моему...» и т.д.)
Работа с текстом после чтения
Слайд № 7. На слайде иллюстрация, вопрос и задание:
Слайд № 8 На слайде вопросы:
Слайд №9. На слайде вопросы:
VI. Физминутка
1. Упражнение для глаз (Напишите глазами слово «Постойко»).
2. Упражнение для головы (Напишите теперь тему урока головой).
VII. Продолжение работы с текстом
Чтение 2 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)
Вопросы на выявление первичного восприятия текста:
Слайд №10. На слайде вопросы и задания:
Работа с текстом после чтения.
Слайд №11. Люди в приюте. (Заголовок). Вопросы:
Слайд №12. Собаки в приюте. (Заголовок). Вопросы:
Прогнозирование
Педагог: Как вы думаете, каким будет конец этой истории? (Ребята отвечают).
Педагог: Работу на уроке мы с вами, ребята, проделали большую. Я хочу знать, как вы восприняли содержание рассказа. Предлагаю вам задания творческого характера на выбор.
Слайд № 13. На слайде задания:
Ученики работают коллективно или индивидуально, учитель наблюдает за работой и помогает по мере необходимости.
Педагог: Кто желает прочесть свою работу?
Заслушиваются пятистишия, отзывы или эссе.
Педагог: Спасибо, молодцы.
VIII. Домашнее задание.
Прочитать текст до конца и ответить на вопрос: Совпали ли ваши предположения (прогнозы) с авторским текстом?
IX. Итог урока, рефлексия, оценивание.
Слайд № 14. На слайде вопросы:
Педагог: Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.
Продолжение: Второй урок по рассказу Д.Н. Мамин-Сибиряка «Постойко».
Автор: Бордакова Ольга Олеговна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №3 Лесозаводского городского округа» города Лесозаводска Приморского края. Педагогический стаж 17 лет.
Ольга Олеговна – победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках ПНПО (2009 г.), финалист конкурса «Учитель года Приморского края 2010». Ее хобби: любит путешествовать, разводить цветы, вязать крючком и спицами. Бордакова
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Ольга Олеговна! сСпасибо за урок.Замечательный материал.Урок прочитал на одном дыхании. Замечательный материал! Нашёл для себя много нового.Я думаю,что он заслуживает самой выокой оценки "5" бпллов.
С Крещением Вас спешу поздравить
И пожелать Вам чистоты
Всех помыслов и всех стремлений,
Здоровья, счастья и любви!
Пусть Ангелы Вас охраняют
И стерегут Ваш крепкий сон
Пусть горя близкие не знают
И будет рядышком Господь!
Ольга ОлеговнаЮ большое спасибо! Урок очень продуктивен и интересный. Удачи Вам!
Я благодарю Вас за работу! Очень интересные уроки! могу сказать только одно ПОВЕЗЛО ДЕТЯМ!!! потому что с ними работает такой творческий учитель! Спасибо Вам!
Спасибо! Получила большое удовольствие от урока! Как будто сама пережила действия героев! Успехов Вам! Урок на 5 !
Ольга Олеговна! Очень хорошие уроки! Большое спасибо! Есть чему у Вас поучиться! Успехов Вам!
Презентация поспособствует достижению целей урока: ярко, красочно, с продуманной анимацией.... но с нарушением эргономики (нет единообразия в шрифте...), стандарты требуют и наличия слайда с источниками...
Уважаемая Ольга Олеговна! С большим интересом прочитала материалы к уроку по рассказу Мамина-Сибиряка (кстати, отчасти моего земляка - в Екатеринбурге есть дом-музей М-Сибиряка и музей писателей 19 в., в котором он также проживал). Я работаю в старшем и среднем звене и вижу, как уже большие дети плохо читают, понимают тексты, не могут высказаться. Поэтому мне кажется, на уровне младших школьников все сделано очень грамотно: не перегружено, дети познакомились с замечательным автором и произведением, получили посыл доброты и сострадания. Это самое главное в литературном чтении, да и в жизни, наверное!