Регистрация

Литературная игра «ДРАГОЦЕННЫЕ РОССЫПИ»

  • 7 июня 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Каждый год в школе мы проводим мероприятия, посвященные юбилеям писателей: литературные игры, игры- путешествия, театрализованные игры. Большую помощь в подготовке и проведении данных форм оказывают работники нашего сельского клуба. На фотографии моменты с наших мероприятий. Предлагаю читателям одну из разработок внеклассного мероприятия, посвященного творчеству П.П. Бажова, которую можно использовать и во время летнего отдыха детей.

Фото Л.Б. Литвиненко

Цель: способствовать расширению кругозора о литературе родного края через проведение игры по сказам Бажова.

Задачи:

1) включить учащихся в эмоционально-творческую деятельность, связанную с прочитанными произведениями П.П. Бажова;
2) развивать устную речь школьников, воображение, творческие способности; умение общаться со сверстниками;
3) воспитывать любовь к родному краю, к чтению, чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование:

1) призы для учащихся;
2) музыкальное сопровождение праздника

Необходимый реквизит:

1) три перышка: белое, черное, рыжее;
2) две чашки, две деревянных ложки;
3) вырезанные из бумаги «болотные кочки» (они должны быть зеленого цвета);
4) две посудины с водой;
5) 2 рисунка с изображением ящерицы, но они должны быть разрезаны на разные фигуры;

Ход мероприятия

Звучит мелодия песни. Появляется Хозяйка Медной горы, она же Ведущая.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! История нашего края неразрывно связана с именем великого русского писателя Павла Петровича Бажова. 28 января 2009 года ему исполнилось 130 лет.

На Урале, что ни слово,
Что ни речь – то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Знает нынче стар и млад!

И сегодня мы с вами проведем удивительное путешествие в мир сказов этого великого уральского писателя. Проверим, знаете ли вы его произведения. А лучшим знатокам его сказов мы вручим призы. Готовы? Ну, тогда в путь.

Чтобы отправиться в путешествие, надо сначала вспомнить, какие сказы Бажова вы читали и знаете. Для этого мы с вами сейчас проведем аукцион.

Хозяйка проводит аукцион по названиям сказов Бажова.

Ведущая: Итак, мы уже в пути. А чтобы нам не было грустно, мы сейчас с вами споем, ведь герои сказов тоже любили петь народные песни. Я посмотрю, кто из вас лучше поет и танцует. Начинаем петь!

Девочки поют -      У меня тепло!

Мальчики поют -    У меня светло!

Вместе -                Красно летечко!

                             Красно летечко!

Ведущая:  Теперь мы будем петь все быстрее и быстрее. А только я скажу: «Пляска!», все встают и начинают плясать русского. Кто будет петь и задорнее танцевать, тот и будет победителем в этом конкурсе. Победители будут участвовать в следующем конкурсе.

Дети поочередно поют на мотив песни «Я на горку шла!». Темп ускоряется, а потом все пляшут русского. Ведущий отбирает лучших танцоров (8 мальчиков и 8 девочек), из которых в следующем конкурсе организуются две команды – команда мальчиков и команда девочек.

Ведущий: Вот у меня в руках три перышка: одно – белое, другое – черное, а третье – рыжее. Откуда эти перышки, кто их хозяин? Правильно, Синюшка – бабка из сказа «Синюшкин колодец». А появились они у меня в руках неспроста: бабка Синюшка придумала вам испытание. Она предлагает вам вычерпать воду из колодца. С ложкой в руках вы будете бегать по кочкам к колодцу, ложкой забирать воду и переносить ее в чашку. Но прыгать придется по кочкам, чтобы добраться до колодца. Кто будет первым и кого в чашке окажется больше воды, тот и будет победителем.

Проводится игра. Победителям вручаются призы.

Ведущий: Мы знаем, что герои сказов Бажова занимались обработкой изумрудных камней. Сейчас мы с вами вспомним, какие камни-самоцветы вы знаете. Кто называет камень, тот выходит ко мне.

  • Этот камушек часто вам в жизни помогает. Он красного цвета. На часы поглядите – там он есть. Из этого камня делают стекла в космических кораблях. Из этого камня сделаны звезды на башнях кремля. Что это за камень? (РУБИН)
  • Этот камень означает просто «синий камень». Блеск имеет бархатистый, глазу приятный. (САПФИР)
  • Название этого камня означает «непьяный». Греки в старину говорили: кто, мол, носит этот камень, значит трезвенник! Верно, камень «непьян». (АМЕТИСТ)
  • «Огнь-камень». Говорят, бури усмиряет да и сердца человеческие. Раньше проигрыватели были, а в них первоэлементы из камня этого. Он чаще всего оранжевого цвета. Но бывает и коричнево-золотистый. (ТОПАЗ)
  • Ценнейший поделочный камень, лучшие сорта только на Урале. Хозяйка Медной горы любила платье из этого камня. (МАЛАХИТ)
  • Еще один камень. Наполеон Москву рассматривал в трубу сквозь этот камушек. Говорят, он змей ослепляет, а на глаз человеческий  благотворно влияет. Под подушку его кладите, глаз будет алмаз. (ИЗУМРУД)
  • Камень влюбленных. (АКВАМАРИН)
  • Прозрачный камень, а сам сверкающий. Название его переводится – «неукротимый». (АЛМАЗ)
  • А кто еще знает название каких-либо драгоценных камней?

Молодцы! Сейчас мы с теми, кто вышел ко мне, проведем игру, которая называется «камушки».

Все дети делятся на три команды, один человек в этих командах «камушек». Он становится в центр круга. Под музыку команды начинают водить хоровод вокруг своих «камушек». По команде Ведущего «месяц» все члены команды приседают и закрывают глаза. «Камушки» в это время меняются местами. По команде «день» дети бегут к своим «камушкам». Чья команда первой начнет вновь водить хоровод, та и выигрывает в этой игре.

Ведущий: А сейчас я, как Хозяйка Медной горы, сама проверю вас. Вот вам разрезанные осколки картины. Вы должны собрать узор, на котором нарисована ящерица. Кто первый соберет, тот и будет победителем.

Проводится конкурс «Собрать рисунок ящерицы» (по принципу игры «пазлы»).

Ведущий: Пока наши мастеровые собирают рисунок, мы с вами проведем конкурс «Угадай героя сказа».

    Небольшого росту девка,
    И сама вся статная,
    И коса ее чернява,
    Да такая ладная.
    Платье цвета малахита,
    В косе ленты красные,
    Глаза. Словно изумруды,-
    Волшебные, ясные. (ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ).

    Махонька девчонка-
    Сама вроде кукленочка-
    Развехонько так пляшет,
    В руке платочком машет. (ОГНЕВУШКА-ПОСКАКУШКА).

      Сироткой рос мальчишечка:
      Голубеньки глазенки,
      Волосики кудрявеньки,
      А сам, наверно, в маменьку.
      У мастера Прокопьича
      Малахитову делу обучался
      И с самой Хозяйка медной,
      Говорят в народе, знался. (ДАНИЛА-МАСТЕР).

        Козел тот особенный был:
        Правой ножкой о камешки бил,
        В каком месте топнет-
        Камень дорогой появится.
        Даренка все смотрит и удивляется…
        Издалека- то его не разглядишь
        И не разберешь, а близко к нему,
        Как ни старайся, не подойдешь. (СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ)

        Подведение итогов конкурса «Собери рисунок».

        Ведущий: Молодцы, ребята. И в заключении нашей встречи последний конкурс «Блицопрос».

        • Какие два героя встречаются в бажовских сказах чаще всего? (ДАНИЛА-МАСТЕР и МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА)
        • Назовите отчество Степана из сказа «Медной горы Хозяйка». (ПЕТРОВИЧ)
        • Какого цвета ленты были заплетены в косу Медной горы Хозяйки? («НЕ ТО КРАСНЫЕ, НЕ ТО ЗЕЛЕНЫЕ»)
        • Как звали жену Степана? (НАСТАСЬЯ)
        • Как звали мастера, который обучал Данилу малахитовому делу? (ПРОКОПЬИЧ)
        • На каком музыкальном инструменте играл Данило, когда был мальчиком? (РОЖОК)
        • Как звали невесту Данилы-мастера? (КАТЯ)
        • Какого цвета были перышки на шапке у Ильи из сказа «Синюшкин колодец»? (БЕЛЕНЬКОЕ, ЧЕРНЕНЬКОЕ И РЫЖЕНЬКОЕ)
        • Какой камень воспевал Павел Петрович Бажов в своих сказах? (МАЛАХИТ)
        • Кто стал хозяйкой малахитовой шкатулки? (ТАНЮШКА)
        • Как называли козла, который камешки драгоценные выбивал? (СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ).

        Ведущий: Молодцы, ребята! Вы сегодня славно потрудились, показали, что вы, действительно, являетесь вдумчивыми читателя, что вы знаете сказы нашего уральского писателя Павла Петровича Бажова. Я очень рада этому. Благодарю вас за участие в игре. До свидания!

        Звучит музыка. Дети расходятся.

        Литература для подготовки внеклассных мероприятий по творчеству П.П. Бажова:

        • Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка».- М.: Художественная литература, 1990 год;
        • Борисенко Е. «Как Данила у Хозяйки Медной горы побывал», «Сценарии и репертуар»», 2004 г., № 5, стр. 77-86;
        • Гуляева Е. «Самородочек», «Театр читателя». Репертуарный сборник, 2007 год, № 4, стр. 139-160;
        • Лучников Г. Драгоценные россыпи. «Сценарии и репертуар», 2004 год, №1, стр. 17-28;
        • Прохоренко И.Ф. Литературные викторины для учащихся 5-9 кл. / И.Ф. Прохоренко. Ростов н/Д: Феникс, 2008 г., стр. 49;
        • Тихоновская Г. «Уральские сюжеты». «Молодежная эстрада». Сценарии, пьесы, инсценировки. Лит-муз альманах, 2005 год, № 7-8-9, стр. 22-36. 

        Автор: Литвиненко Любовь Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» села Новоалексеевского города Первоуральска Свердловской области.

        О себе: Я окончила  школу № 16 села Новоалексеевсого города Первоуральска в 1980 году. После окончания школы работала в своей родной школе старшей пионерской вожатой год. В 1981 году поступила учиться в Свердловский государственный педагогический институт на факультет русского языка и литературы. По окончании института в 1985 году пришла  в свою родную школу и работаю в ней до настоящего времени.

        Самое любимое увлечение – занятие в самодеятельном театральном коллективе при нашем Доме культуры.

        Фото автора участник

        4 из 5 звезд
        (голосов: 13, сумма баллов: 52)
        • 7 июня 2010
        • 35616
        • 4

        Получайте бонусные рубли за вашу активность!

        Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

        Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

        Похожие публикации

        Комментарии (4)

        , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


        Любовь Анатольевна

        Любовь Анатольевна 08.06.2010 в 18:58

        Уважаемая Любовь Борисовна!Огромное спасибо Вам за чудесный материал!Вот уж действительно-"Драгоценные россыпи"!

        Екатерина

        Екатерина 19.06.2010 в 14:42

        Уважаемая Любовь Борисовна, спасибо вам за интересную разработку! Взяла на вооружение.

        Елена Тушнова

        Елена Тушнова 10.07.2010 в 22:37

        Любовь Борисовна! Увлечение театром чувствуется в Вашей работе... интересные конкурсы и игры, полезно и доступно детям, поможет в работе взрослым, спасибо!

        Елена Елена Елена

        Елена Елена Елена 20.01.2020 в 10:54

        Такой подробный конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

        Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

        Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

        Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

        Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

        Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

        Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

        Онлайн тестирование для детей и педагогов

        Онлайн тестирование для детей и педагогов

        Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

        Как стать экспертом наших конкурсов

        Как стать экспертом наших конкурсов

        Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

        Мы в социальных сетях

        Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!