Регистрация

Литературная игра «ДРАГОЦЕННЫЕ РОССЫПИ»

  • 7 июня 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Каждый год в школе мы проводим мероприятия, посвященные юбилеям писателей: литературные игры, игры- путешествия, театрализованные игры. Большую помощь в подготовке и проведении данных форм оказывают работники нашего сельского клуба. На фотографии моменты с наших мероприятий. Предлагаю читателям одну из разработок внеклассного мероприятия, посвященного творчеству П.П. Бажова, которую можно использовать и во время летнего отдыха детей.

Фото Л.Б. Литвиненко

Цель: способствовать расширению кругозора о литературе родного края через проведение игры по сказам Бажова.

Задачи:

1) включить учащихся в эмоционально-творческую деятельность, связанную с прочитанными произведениями П.П. Бажова;
2) развивать устную речь школьников, воображение, творческие способности; умение общаться со сверстниками;
3) воспитывать любовь к родному краю, к чтению, чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование:

1) призы для учащихся;
2) музыкальное сопровождение праздника

Необходимый реквизит:

1) три перышка: белое, черное, рыжее;
2) две чашки, две деревянных ложки;
3) вырезанные из бумаги «болотные кочки» (они должны быть зеленого цвета);
4) две посудины с водой;
5) 2 рисунка с изображением ящерицы, но они должны быть разрезаны на разные фигуры;

Ход мероприятия

Звучит мелодия песни. Появляется Хозяйка Медной горы, она же Ведущая.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! История нашего края неразрывно связана с именем великого русского писателя Павла Петровича Бажова. 28 января 2009 года ему исполнилось 130 лет.

На Урале, что ни слово,
Что ни речь – то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Знает нынче стар и млад!

И сегодня мы с вами проведем удивительное путешествие в мир сказов этого великого уральского писателя. Проверим, знаете ли вы его произведения. А лучшим знатокам его сказов мы вручим призы. Готовы? Ну, тогда в путь.

Чтобы отправиться в путешествие, надо сначала вспомнить, какие сказы Бажова вы читали и знаете. Для этого мы с вами сейчас проведем аукцион.

Хозяйка проводит аукцион по названиям сказов Бажова.

Ведущая: Итак, мы уже в пути. А чтобы нам не было грустно, мы сейчас с вами споем, ведь герои сказов тоже любили петь народные песни. Я посмотрю, кто из вас лучше поет и танцует. Начинаем петь!

Девочки поют -      У меня тепло!

Мальчики поют -    У меня светло!

Вместе -                Красно летечко!

                             Красно летечко!

Ведущая:  Теперь мы будем петь все быстрее и быстрее. А только я скажу: «Пляска!», все встают и начинают плясать русского. Кто будет петь и задорнее танцевать, тот и будет победителем в этом конкурсе. Победители будут участвовать в следующем конкурсе.

Дети поочередно поют на мотив песни «Я на горку шла!». Темп ускоряется, а потом все пляшут русского. Ведущий отбирает лучших танцоров (8 мальчиков и 8 девочек), из которых в следующем конкурсе организуются две команды – команда мальчиков и команда девочек.

Ведущий: Вот у меня в руках три перышка: одно – белое, другое – черное, а третье – рыжее. Откуда эти перышки, кто их хозяин? Правильно, Синюшка – бабка из сказа «Синюшкин колодец». А появились они у меня в руках неспроста: бабка Синюшка придумала вам испытание. Она предлагает вам вычерпать воду из колодца. С ложкой в руках вы будете бегать по кочкам к колодцу, ложкой забирать воду и переносить ее в чашку. Но прыгать придется по кочкам, чтобы добраться до колодца. Кто будет первым и кого в чашке окажется больше воды, тот и будет победителем.

Проводится игра. Победителям вручаются призы.

Ведущий: Мы знаем, что герои сказов Бажова занимались обработкой изумрудных камней. Сейчас мы с вами вспомним, какие камни-самоцветы вы знаете. Кто называет камень, тот выходит ко мне.

  • Этот камушек часто вам в жизни помогает. Он красного цвета. На часы поглядите – там он есть. Из этого камня делают стекла в космических кораблях. Из этого камня сделаны звезды на башнях кремля. Что это за камень? (РУБИН)
  • Этот камень означает просто «синий камень». Блеск имеет бархатистый, глазу приятный. (САПФИР)
  • Название этого камня означает «непьяный». Греки в старину говорили: кто, мол, носит этот камень, значит трезвенник! Верно, камень «непьян». (АМЕТИСТ)
  • «Огнь-камень». Говорят, бури усмиряет да и сердца человеческие. Раньше проигрыватели были, а в них первоэлементы из камня этого. Он чаще всего оранжевого цвета. Но бывает и коричнево-золотистый. (ТОПАЗ)
  • Ценнейший поделочный камень, лучшие сорта только на Урале. Хозяйка Медной горы любила платье из этого камня. (МАЛАХИТ)
  • Еще один камень. Наполеон Москву рассматривал в трубу сквозь этот камушек. Говорят, он змей ослепляет, а на глаз человеческий  благотворно влияет. Под подушку его кладите, глаз будет алмаз. (ИЗУМРУД)
  • Камень влюбленных. (АКВАМАРИН)
  • Прозрачный камень, а сам сверкающий. Название его переводится – «неукротимый». (АЛМАЗ)
  • А кто еще знает название каких-либо драгоценных камней?

Молодцы! Сейчас мы с теми, кто вышел ко мне, проведем игру, которая называется «камушки».

Все дети делятся на три команды, один человек в этих командах «камушек». Он становится в центр круга. Под музыку команды начинают водить хоровод вокруг своих «камушек». По команде Ведущего «месяц» все члены команды приседают и закрывают глаза. «Камушки» в это время меняются местами. По команде «день» дети бегут к своим «камушкам». Чья команда первой начнет вновь водить хоровод, та и выигрывает в этой игре.

Ведущий: А сейчас я, как Хозяйка Медной горы, сама проверю вас. Вот вам разрезанные осколки картины. Вы должны собрать узор, на котором нарисована ящерица. Кто первый соберет, тот и будет победителем.

Проводится конкурс «Собрать рисунок ящерицы» (по принципу игры «пазлы»).

Ведущий: Пока наши мастеровые собирают рисунок, мы с вами проведем конкурс «Угадай героя сказа».

    Небольшого росту девка,
    И сама вся статная,
    И коса ее чернява,
    Да такая ладная.
    Платье цвета малахита,
    В косе ленты красные,
    Глаза. Словно изумруды,-
    Волшебные, ясные. (ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ).

    Махонька девчонка-
    Сама вроде кукленочка-
    Развехонько так пляшет,
    В руке платочком машет. (ОГНЕВУШКА-ПОСКАКУШКА).

      Сироткой рос мальчишечка:
      Голубеньки глазенки,
      Волосики кудрявеньки,
      А сам, наверно, в маменьку.
      У мастера Прокопьича
      Малахитову делу обучался
      И с самой Хозяйка медной,
      Говорят в народе, знался. (ДАНИЛА-МАСТЕР).

        Козел тот особенный был:
        Правой ножкой о камешки бил,
        В каком месте топнет-
        Камень дорогой появится.
        Даренка все смотрит и удивляется…
        Издалека- то его не разглядишь
        И не разберешь, а близко к нему,
        Как ни старайся, не подойдешь. (СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ)

        Подведение итогов конкурса «Собери рисунок».

        Ведущий: Молодцы, ребята. И в заключении нашей встречи последний конкурс «Блицопрос».

        • Какие два героя встречаются в бажовских сказах чаще всего? (ДАНИЛА-МАСТЕР и МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА)
        • Назовите отчество Степана из сказа «Медной горы Хозяйка». (ПЕТРОВИЧ)
        • Какого цвета ленты были заплетены в косу Медной горы Хозяйки? («НЕ ТО КРАСНЫЕ, НЕ ТО ЗЕЛЕНЫЕ»)
        • Как звали жену Степана? (НАСТАСЬЯ)
        • Как звали мастера, который обучал Данилу малахитовому делу? (ПРОКОПЬИЧ)
        • На каком музыкальном инструменте играл Данило, когда был мальчиком? (РОЖОК)
        • Как звали невесту Данилы-мастера? (КАТЯ)
        • Какого цвета были перышки на шапке у Ильи из сказа «Синюшкин колодец»? (БЕЛЕНЬКОЕ, ЧЕРНЕНЬКОЕ И РЫЖЕНЬКОЕ)
        • Какой камень воспевал Павел Петрович Бажов в своих сказах? (МАЛАХИТ)
        • Кто стал хозяйкой малахитовой шкатулки? (ТАНЮШКА)
        • Как называли козла, который камешки драгоценные выбивал? (СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ).

        Ведущий: Молодцы, ребята! Вы сегодня славно потрудились, показали, что вы, действительно, являетесь вдумчивыми читателя, что вы знаете сказы нашего уральского писателя Павла Петровича Бажова. Я очень рада этому. Благодарю вас за участие в игре. До свидания!

        Звучит музыка. Дети расходятся.

        Литература для подготовки внеклассных мероприятий по творчеству П.П. Бажова:

        • Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка».- М.: Художественная литература, 1990 год;
        • Борисенко Е. «Как Данила у Хозяйки Медной горы побывал», «Сценарии и репертуар»», 2004 г., № 5, стр. 77-86;
        • Гуляева Е. «Самородочек», «Театр читателя». Репертуарный сборник, 2007 год, № 4, стр. 139-160;
        • Лучников Г. Драгоценные россыпи. «Сценарии и репертуар», 2004 год, №1, стр. 17-28;
        • Прохоренко И.Ф. Литературные викторины для учащихся 5-9 кл. / И.Ф. Прохоренко. Ростов н/Д: Феникс, 2008 г., стр. 49;
        • Тихоновская Г. «Уральские сюжеты». «Молодежная эстрада». Сценарии, пьесы, инсценировки. Лит-муз альманах, 2005 год, № 7-8-9, стр. 22-36. 

        Автор: Литвиненко Любовь Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» села Новоалексеевского города Первоуральска Свердловской области.

        О себе: Я окончила  школу № 16 села Новоалексеевсого города Первоуральска в 1980 году. После окончания школы работала в своей родной школе старшей пионерской вожатой год. В 1981 году поступила учиться в Свердловский государственный педагогический институт на факультет русского языка и литературы. По окончании института в 1985 году пришла  в свою родную школу и работаю в ней до настоящего времени.

        Самое любимое увлечение – занятие в самодеятельном театральном коллективе при нашем Доме культуры.

        Фото автора участник

        4 из 5 звезд
        (голосов: 13, сумма баллов: 52)
        • 7 июня 2010
        • 35399
        • 4

        Получайте бонусные рубли за вашу активность!

        Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

        Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

        Похожие публикации

        Комментарии (4)

        , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


        Любовь Анатольевна 08.06.2010 в 18:58

        Уважаемая Любовь Борисовна!Огромное спасибо Вам за чудесный материал!Вот уж действительно-"Драгоценные россыпи"!

        Екатерина 19.06.2010 в 14:42

        Уважаемая Любовь Борисовна, спасибо вам за интересную разработку! Взяла на вооружение.

        Елена Тушнова 10.07.2010 в 22:37

        Любовь Борисовна! Увлечение театром чувствуется в Вашей работе... интересные конкурсы и игры, полезно и доступно детям, поможет в работе взрослым, спасибо!

        Елена Елена Елена 20.01.2020 в 10:54

        Такой подробный конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

        Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

        Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

        Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

        Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

        Онлайн тестирование для детей и педагогов

        Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

        Как стать экспертом наших конкурсов

        Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

        Мы в социальных сетях

        Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!